Сетевое издание
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

ПРОЕКТО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Мальцева Г.В. 1
1 МБОУ СОШ № 16 г. Воронеж
проект
метод проектов
исследование
проектирование
проектно- исследовательская деятельность
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли: пособие для учителя. М, Просвешение, 2008г.
2. Комарова И.В. Технология проектно – исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И.В.Комарова. – СПб.:КАРО, 2015. – 128 с.
3. Леонтович А.В., Саввичев А.С. «Проектная и исследовательская работа школьников», Вако, 2016 г.
4. Методические разработки по исследовательской деятельности школьников. Научно методический журнал «Исследовательская работа школьников», Народное образование, 2011г.
5. Сборник материалов участников республиканского семинара педагогов «Введение исследовательской деятельности с учащимися», НЧ, 2017г.
6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования

В реалиях сегодняшнего дня все более актуальным  становится использовании в обучении учащихся методов и приемов, формирующих умения самостоятельно добывать новые знания, находить необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В начальной школе эта проблема решается через организацию проектно- исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся  - это одна из разновидностей учебной работы, которая связана с решением самими учащимися творческих, поисковых, исследовательских задач и осуществляется в соответствии с требованиями к основным этапам исследования, сопровождается овладением необходимым для их решения знаниями, действиями по нахождению, переработке и применение полученной информации.

Согласно ФГОС учащиеся «должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса».

Потребность в исследованиях свойственна всем детям без исключения, но именно в начальной школе закладывается фундамент, основа для подготовки учащихся к творческой деятельности. Поэтому очень важно создать на уроках и во внеурочной деятельности условия для реализации потребности в поисковой деятельности.

Все большее значение приобретает  участие учащихся в исследовательской и практической деятельности, в процессе которой формируются умения и навыки практического применения теоретических знаний, полученных на уроках. При этом развивается мышление, логика, приобретаются навыки постановки целей, задач и поиска способов их достижения и решения.  Особую  форму учебно-познавательной активности учащихся представляет проектная деятельность, непременным условием которой является наличие четких представлений о результате деятельности, этапов проектирования и реализации проекта.

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе имеет ряд особенностей. Во-первых, у учащихся еще недостаточно развиты универсальные способности и умения, необходимые для самостоятельной работы. Поэтому успех ребенка в исследовательской деятельности зависит от сотрудничества со взрослым, в первую очередь с родителем. Во-вторых, у младших школьников нет навыков вести длительную кропотливую работу по поиску и анализу информации. Поэтому и исследования в начальной школе  являются краткосрочные, изучающие один объект.

Учащиеся начальных  классов еще только усваивают особенности работы над проектами, овладевают элементарными знаниями. Свою работу над проектами  в начале  я организую на выполнении вместе с учащимися разноуровневых заданий, упражнений для совместной деятельности с ними.                                              

В первую очередь, это работы  учащихся создаваемые ими в рамках изучения Окружающего мира, внеурочных курсов «Мой родной дом» (краеведение) и «Уроки Здоровья», а также в рамках Научного общества учащихся начальной школы «Я исследователь»

Методика может быть разнообразной:

- на уроках литературного чтения  используем прием «Составление рассказа от имени нового персонажа», «Неоконченный рассказ» и другие,

- на уроках окружающего мира – «Определи возможную причину события», «Удивительное рядом», Патент на открытие»,  презентация проектов

- во внеурочной деятельности определяем направление исследования с вопроса «Я хочу знать…», проекты связанные с историей своей семьи «Семейная реликвия», «Война в жизни моей семья», «Семейная династия»

Проектно-исследовательская деятельность  учащихся, как правило, начинается на уроке и продолжается во внеурочное время. Работая над проектом, ученики вкладывают в него полученные знания и умения, свою душу. В процессе подготовки и реализации этого проекта ученики работают в тесном контакте со своими родителями, узнают секреты своих семей. Эта деятельность увлекает не только детей, но их мам и пап.

Я считаю, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами я, как учитель постоянно направляю, помогаю, подсказываю своим ученикам. Конечно же, мы опять работали в тесном контакте с родителями, которые уже помогали и в подготовке презентаций. После завершения работы над проектом каждый учащийся получил возможность рассказать о своей работе, показать то, что у него получилось, перед своими одноклассниками.

Исследовательская деятельность младших школьников  объединяет в себе учебно-познавательную, игровую, творческую деятельность, но при этом имеет общую цель, согласованные методы и способы организации деятельности и состоит из следующих этапов:

1.    Определение проблемы исследования (формулировка вопроса, на который предстоит найти ответ)

2.    Определение цели исследования ( позволяет точно представить, что учащийся собирается сделать, чего достичь)

3.    Выбор объекта исследования

4.    Формулирование рабочей гипотезы, которая проверяется в ходе исследования. (« если»…, то…,)

5.    Определение конкретных задач (своеобразной программы действий)

6.    Поиск и изучение литературы по теме исследования.

7.    Выбор методов исследования

8.    Планирование и выполнение собственных исследований учащимися

9.    Анализ полученных результатов

10.                      Проверка гипотезы

11.                      Формулировка выводов (результаты исследования)

12.                      Отчет о проделанной работе (презентация, защита проекта, доклад и т.д.)

Надо отметить, что в зависимости от исследования данные этапы могут изменяться. Например, цель может видоизменяться во время выполнения работы, при проведении теоретического  исследования гипотеза может отсутствовать, выбор методов исследования ограничивается материально-технической базой школы  и т.д.

 Кроме того, проводя исследования с учащимися начальной школы в соответствии с основными этапами исследований, мы получаем возможность предоставлять свои работы как в заочных, так и очных этапах конференций различных уровней.

Считаю, что проектирование – очень хороший инструмент для формирования функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам.

Выпускник начальной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в обществе и адаптации в нем. Проектная деятельность- это один из самых удачных видов деятельности для формирования познавательной активности учащихся.

Исследовательская деятельность – это одно из направлений развития учащихся. Выполняя собственное исследование, ученик приобретает новые знания, усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, кругозор, а также способность к творчеству. Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок развивает в себе такие качества как самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность и становится настоящим творцом, первооткрывателем, а не остается пассивным созерцателем жизни.


Библиографическая ссылка

Мальцева Г.В. ПРОЕКТО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Успехи просвещения. – 2023. – № 1. ;
URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=62 (дата обращения: 26.02.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674