Научный педагогический журнал
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

Maltseva G.V. 1
1

В реалиях сегодняшнего дня все более актуальным  становится использовании в обучении учащихся методов и приемов, формирующих умения самостоятельно добывать новые знания, находить необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В начальной школе эта проблема решается через организацию проектно- исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся  - это одна из разновидностей учебной работы, которая связана с решением самими учащимися творческих, поисковых, исследовательских задач и осуществляется в соответствии с требованиями к основным этапам исследования, сопровождается овладением необходимым для их решения знаниями, действиями по нахождению, переработке и применение полученной информации.

Согласно ФГОС учащиеся «должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса».

Потребность в исследованиях свойственна всем детям без исключения, но именно в начальной школе закладывается фундамент, основа для подготовки учащихся к творческой деятельности. Поэтому очень важно создать на уроках и во внеурочной деятельности условия для реализации потребности в поисковой деятельности.

Все большее значение приобретает  участие учащихся в исследовательской и практической деятельности, в процессе которой формируются умения и навыки практического применения теоретических знаний, полученных на уроках. При этом развивается мышление, логика, приобретаются навыки постановки целей, задач и поиска способов их достижения и решения.  Особую  форму учебно-познавательной активности учащихся представляет проектная деятельность, непременным условием которой является наличие четких представлений о результате деятельности, этапов проектирования и реализации проекта.

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе имеет ряд особенностей. Во-первых, у учащихся еще недостаточно развиты универсальные способности и умения, необходимые для самостоятельной работы. Поэтому успех ребенка в исследовательской деятельности зависит от сотрудничества со взрослым, в первую очередь с родителем. Во-вторых, у младших школьников нет навыков вести длительную кропотливую работу по поиску и анализу информации. Поэтому и исследования в начальной школе  являются краткосрочные, изучающие один объект.

Учащиеся начальных  классов еще только усваивают особенности работы над проектами, овладевают элементарными знаниями. Свою работу над проектами  в начале  я организую на выполнении вместе с учащимися разноуровневых заданий, упражнений для совместной деятельности с ними.                                              

В первую очередь, это работы  учащихся создаваемые ими в рамках изучения Окружающего мира, внеурочных курсов «Мой родной дом» (краеведение) и «Уроки Здоровья», а также в рамках Научного общества учащихся начальной школы «Я исследователь»

Методика может быть разнообразной:

- на уроках литературного чтения  используем прием «Составление рассказа от имени нового персонажа», «Неоконченный рассказ» и другие,

- на уроках окружающего мира – «Определи возможную причину события», «Удивительное рядом», Патент на открытие»,  презентация проектов

- во внеурочной деятельности определяем направление исследования с вопроса «Я хочу знать…», проекты связанные с историей своей семьи «Семейная реликвия», «Война в жизни моей семья», «Семейная династия»

Проектно-исследовательская деятельность  учащихся, как правило, начинается на уроке и продолжается во внеурочное время. Работая над проектом, ученики вкладывают в него полученные знания и умения, свою душу. В процессе подготовки и реализации этого проекта ученики работают в тесном контакте со своими родителями, узнают секреты своих семей. Эта деятельность увлекает не только детей, но их мам и пап.

Я считаю, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами я, как учитель постоянно направляю, помогаю, подсказываю своим ученикам. Конечно же, мы опять работали в тесном контакте с родителями, которые уже помогали и в подготовке презентаций. После завершения работы над проектом каждый учащийся получил возможность рассказать о своей работе, показать то, что у него получилось, перед своими одноклассниками.

Исследовательская деятельность младших школьников  объединяет в себе учебно-познавательную, игровую, творческую деятельность, но при этом имеет общую цель, согласованные методы и способы организации деятельности и состоит из следующих этапов:

1.    Определение проблемы исследования (формулировка вопроса, на который предстоит найти ответ)

2.    Определение цели исследования ( позволяет точно представить, что учащийся собирается сделать, чего достичь)

3.    Выбор объекта исследования

4.    Формулирование рабочей гипотезы, которая проверяется в ходе исследования. (« если»…, то…,)

5.    Определение конкретных задач (своеобразной программы действий)

6.    Поиск и изучение литературы по теме исследования.

7.    Выбор методов исследования

8.    Планирование и выполнение собственных исследований учащимися

9.    Анализ полученных результатов

10.                      Проверка гипотезы

11.                      Формулировка выводов (результаты исследования)

12.                      Отчет о проделанной работе (презентация, защита проекта, доклад и т.д.)

Надо отметить, что в зависимости от исследования данные этапы могут изменяться. Например, цель может видоизменяться во время выполнения работы, при проведении теоретического  исследования гипотеза может отсутствовать, выбор методов исследования ограничивается материально-технической базой школы  и т.д.

 Кроме того, проводя исследования с учащимися начальной школы в соответствии с основными этапами исследований, мы получаем возможность предоставлять свои работы как в заочных, так и очных этапах конференций различных уровней.

Считаю, что проектирование – очень хороший инструмент для формирования функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам.

Выпускник начальной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в обществе и адаптации в нем. Проектная деятельность- это один из самых удачных видов деятельности для формирования познавательной активности учащихся.

Исследовательская деятельность – это одно из направлений развития учащихся. Выполняя собственное исследование, ученик приобретает новые знания, усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, кругозор, а также способность к творчеству. Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок развивает в себе такие качества как самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность и становится настоящим творцом, первооткрывателем, а не остается пассивным созерцателем жизни.