В реалиях сегодняшнего дня все более актуальным становится использовании в обучении учащихся методов и приемов, формирующих умения самостоятельно добывать новые знания, находить необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В начальной школе эта проблема решается через организацию проектно- исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся - это одна из разновидностей учебной работы, которая связана с решением самими учащимися творческих, поисковых, исследовательских задач и осуществляется в соответствии с требованиями к основным этапам исследования, сопровождается овладением необходимым для их решения знаниями, действиями по нахождению, переработке и применение полученной информации.
Согласно ФГОС учащиеся «должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса».
Потребность в исследованиях свойственна всем детям без исключения, но именно в начальной школе закладывается фундамент, основа для подготовки учащихся к творческой деятельности. Поэтому очень важно создать на уроках и во внеурочной деятельности условия для реализации потребности в поисковой деятельности.
Все большее значение приобретает участие учащихся в исследовательской и практической деятельности, в процессе которой формируются умения и навыки практического применения теоретических знаний, полученных на уроках. При этом развивается мышление, логика, приобретаются навыки постановки целей, задач и поиска способов их достижения и решения. Особую форму учебно-познавательной активности учащихся представляет проектная деятельность, непременным условием которой является наличие четких представлений о результате деятельности, этапов проектирования и реализации проекта.
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе имеет ряд особенностей. Во-первых, у учащихся еще недостаточно развиты универсальные способности и умения, необходимые для самостоятельной работы. Поэтому успех ребенка в исследовательской деятельности зависит от сотрудничества со взрослым, в первую очередь с родителем. Во-вторых, у младших школьников нет навыков вести длительную кропотливую работу по поиску и анализу информации. Поэтому и исследования в начальной школе являются краткосрочные, изучающие один объект.
Учащиеся начальных классов еще только усваивают особенности работы над проектами, овладевают элементарными знаниями. Свою работу над проектами в начале я организую на выполнении вместе с учащимися разноуровневых заданий, упражнений для совместной деятельности с ними.
В первую очередь, это работы учащихся создаваемые ими в рамках изучения Окружающего мира, внеурочных курсов «Мой родной дом» (краеведение) и «Уроки Здоровья», а также в рамках Научного общества учащихся начальной школы «Я исследователь»
Методика может быть разнообразной:
- на уроках литературного чтения используем прием «Составление рассказа от имени нового персонажа», «Неоконченный рассказ» и другие,
- на уроках окружающего мира – «Определи возможную причину события», «Удивительное рядом», Патент на открытие», презентация проектов
- во внеурочной деятельности определяем направление исследования с вопроса «Я хочу знать…», проекты связанные с историей своей семьи «Семейная реликвия», «Война в жизни моей семья», «Семейная династия»
Проектно-исследовательская деятельность учащихся, как правило, начинается на уроке и продолжается во внеурочное время. Работая над проектом, ученики вкладывают в него полученные знания и умения, свою душу. В процессе подготовки и реализации этого проекта ученики работают в тесном контакте со своими родителями, узнают секреты своих семей. Эта деятельность увлекает не только детей, но их мам и пап.
Я считаю, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами я, как учитель постоянно направляю, помогаю, подсказываю своим ученикам. Конечно же, мы опять работали в тесном контакте с родителями, которые уже помогали и в подготовке презентаций. После завершения работы над проектом каждый учащийся получил возможность рассказать о своей работе, показать то, что у него получилось, перед своими одноклассниками.
Исследовательская деятельность младших школьников объединяет в себе учебно-познавательную, игровую, творческую деятельность, но при этом имеет общую цель, согласованные методы и способы организации деятельности и состоит из следующих этапов:
1. Определение проблемы исследования (формулировка вопроса, на который предстоит найти ответ)
2. Определение цели исследования ( позволяет точно представить, что учащийся собирается сделать, чего достичь)
3. Выбор объекта исследования
4. Формулирование рабочей гипотезы, которая проверяется в ходе исследования. (« если»…, то…,)
5. Определение конкретных задач (своеобразной программы действий)
6. Поиск и изучение литературы по теме исследования.
7. Выбор методов исследования
8. Планирование и выполнение собственных исследований учащимися
9. Анализ полученных результатов
10. Проверка гипотезы
11. Формулировка выводов (результаты исследования)
12. Отчет о проделанной работе (презентация, защита проекта, доклад и т.д.)
Надо отметить, что в зависимости от исследования данные этапы могут изменяться. Например, цель может видоизменяться во время выполнения работы, при проведении теоретического исследования гипотеза может отсутствовать, выбор методов исследования ограничивается материально-технической базой школы и т.д.
Кроме того, проводя исследования с учащимися начальной школы в соответствии с основными этапами исследований, мы получаем возможность предоставлять свои работы как в заочных, так и очных этапах конференций различных уровней.
Считаю, что проектирование – очень хороший инструмент для формирования функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам.
Выпускник начальной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в обществе и адаптации в нем. Проектная деятельность- это один из самых удачных видов деятельности для формирования познавательной активности учащихся.
Исследовательская деятельность – это одно из направлений развития учащихся. Выполняя собственное исследование, ученик приобретает новые знания, усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, кругозор, а также способность к творчеству. Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок развивает в себе такие качества как самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность и становится настоящим творцом, первооткрывателем, а не остается пассивным созерцателем жизни.