Сетевое издание
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЯ: ИДЕИ, РЕАЛИЗАЦИЯ, РЕЗУЛЬТАТ

Гришакина О.П. 1
1 МБОУ гимназия №7 г. Чехова
Автор статьи рассуждает об особенностях методической системы учителя, ее идеях, способах и методах реализации, слагаемых успеха, результатах, которые могут оценить результат. Представлены примеры собственной методической системы "Практико-ориентированная география". Приводятся принципы и подходы к созданию методической системы. Идея – изучение школьного курса географии через практико-ориентированную систему теоретических и практических подходов, с расширением возможностей использования знаний, умений, опыта в жизни, с девизом «Учимся для жизни». Принципы: последовательности и систематичности образования; научности и объективности географических сведений; связи теоретических знаний с практикой жизни; природосообразности; доступности знаний, но определенной степени их трудности; разнообразия методов, наглядности предметов, процессов и явлений; сотрудничества в освоении материала; индивидуально-ориентированного и личностного подхода; прочности усвоения знаний и опыта их применения. Цель: освоение обучающимися образовательной программы по географии, формирование у них практических навыков и опыта посредством реальных практических задач, упражнений, действий, проектов, непосредственно связанных с различными жизненными ситуациями. Задачи: • научить школьников понимать программное содержание предмета «география» и использовать знания в жизни, в практических ситуациях; • сформировать необходимые в предметной и метапредметной сфере умения и навыки, научить детей «учиться», т.е. добывать знания из различных источников; • способствовать развитию комплексных универсальных учебных действий; • стремиться к повышению естественно-научной, читательской, финансовой, информационной грамотности, креативного мышления; • развивать познавательную активность, желание учиться старательно, долго и упорно; • воспитывать личностные качества, любовь к Родине, своему краю, поддерживать активную гражданскую позицию. Применяемые педагогические технологии: проектная технология; проблемное обучение; личностно ориентированное обучение; информационно-коммуникационные технологии; игровые технологии; система опорных схем и ментальных карт; педагогическое сотрудничество; кейс - технология; технологии уровневой дифференциации; групповые технологии.
методическая система
идеи реализации педагогической системы
способы и методы методической системы учителя
1.Гришакина О.П. Практико-ориентированный подход в современной школьной географии // Журнал «Актуальные исследования», №4, январь 2021 [Электронный ресурс] – Режим доступа https://apni.ru/article/1853-praktiko-orientirovannij-podkhod-v-sovremen.
2.Гришакина О.П. Использование возможностей инстаграм страниц для популяризации географических и краеведческих знаний. С.27-30 Журнал «Актуальные исследования», №19, октябрь 2020 [Электронный ресурс] – Режим доступа https://apni.ru/article/1254-ispolzovanie-vozmozhnostej-instagram-stranits.
3. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях
ФГОС. - М.: КАРО, 2017. - 176 с.
4.Подласый И.П. Педагогика [Текст] / учебник для высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2005. – 245 с.
5.Рубцова Е.Н., Гришакина О.П. Типы уроков и их структура: наиболее эффективные и чаще всего применяемые // Профессиональная инициатива. Сборник материалов научно-практических Интернет-конференций / Под общ. ред. Л.А.Трусовой. – Чехов, ЦОиНК, ООО «Студия полиграфии», 2012.-319 с.- С.80-86.

Для эффективной и целесообразной организации учебно – воспитательного процесса, полной реализации требований ФГОС, образовательных и рабочих программ, достижению результатов в предметной, межпредметной и личностной сфере школьников учителю нужна хорошо продуманная и стройная методическая система.

Методическая система учителя – это совокупность взаимосвязанных педагогических компонентов, цели, организационных форм, методического стиля, необходимых для проектирования педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами и на реализацию учебно-воспитательного процесса. (В.М. Монахов, д.п.н, профессор, член-корреспондент РАО).

В общем виде методическую систему можно представить как продуманные взаимосвязанные компоненты следующим образом (рис.1):

название системы, идея (принципы и подходы), цель, задачи,

технологии, методы, приемы, способы, урочная и внеурочная деятельность,

результаты (качество знаний, успеваемость, уровень УУД, предметные, метапредметные, личностные результаты, результаты внутренней и внешней диагностики),

тиражируемость методической системы,

методические публикации и обмен опытом.

Рис.1. Компоненты методической системы учителя

Представляем вашему вниманию методическую систему учителя географии МБОУ гимназии №7 г. Чехова Московской области Гришакиной Ольги Петровны (учитель высшей категории, педагогический стаж 36 лет).

1. Название системы «Практико-ориентированная география»

2. Идея – изучение школьного курса географии через практико-ориентированную систему теоретических и практических подходов, с расширением возможностей использования знаний, умений, опыта в жизни, с девизом «Учимся для жизни».

3. Принципы: последовательности и систематичности образования; научности и объективности географических сведений; связи теоретических знаний с практикой жизни; природосообразности; доступности знаний, но определенной степени их трудности; разнообразия методов, наглядности предметов, процессов и явлений; сотрудничества в освоении материала; индивидуально-ориентированного и личностного подхода; прочности усвоения знаний и опыта их применения.

4. Цель: освоение обучающимися образовательной программы по географии, формирование у них практических навыков и опыта посредством реальных практических задач, упражнений, действий, проектов, непосредственно связанных с различными жизненными ситуациями.

5. Задачи:

научить школьников понимать программное содержание предмета «география» и использовать знания в жизни, в практических ситуациях;

сформировать необходимые в предметной и метапредметной сфере умения и навыки, научить детей «учиться», т.е. добывать знания из различных источников;

способствовать развитию комплексных универсальных учебных действий;

стремиться к повышению естественно-научной, читательской, финансовой, информационной грамотности, креативного мышления;

развивать познавательную активность, желание учиться старательно, долго и упорно;

воспитывать личностные качества, любовь к Родине, своему краю, поддерживать активную гражданскую позицию.

6. Применяемые педагогические технологии: проектная технология; проблемное обучение; личностно ориентированное обучение; информационно-коммуникационные технологии; игровые технологии; система опорных схем и ментальных карт; педагогическое сотрудничество; кейс - технология; технологии уровневой дифференциации; групповые технологии [3, 4].

7. Применяемые педагогические методы:

(способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и обучающихся направленные на решение задач образования, воспитания и развития)

- методы формирования новых знаний и способов действий

а) объяснительно-иллюстративный и репродуктивный (рассказ с практическими примерами, лекция на основе краеведческих примеров, объяснение с примерами заданий ВПР, РДР, ОГЭ, изучение литературы, показ (с примерами заданий PISA), демонстрация с местными данными, выполнение задания по алгоритму и т.д.)

б) проблемный и частично-поисковый (проблемная или эвристическая беседа, создание ситуации затруднения, постановка проблемы и поиск путей ее решения и т.д.) – ведущий в данной методической системе;

в) исследовательский метод (решение творческих практико-ориентированных задач, самостоятельное решение проблем и генерирование идей, проведение опытов и наблюдений за погодой и природой, классификация, моделирование, проектирование, конструирование, постановка эксперимента и т.д.) - ведущий в данной методической системе;

- методы организации деятельности обучающихся

г) дискуссия, диспут, мозговой штурм, ролевые игры, сюжетные игры, учебные кейсы, географические квесты, практикум, тренинг - ведущий в данной методической системе;

д) методы самостоятельной деятельности обучающихся – выполнение упражнений и заданий учебника, самопроверка выполненных работ, изучение материала по алгоритму, составление ментальных карт и опорных схем, работа с контурными картами, анализ схем, таблиц, схем.

- методы контроля и самоконтроля

е) устный опрос, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, комбинированный опрос, приложение в Школьном Портале - Якласс, практико-ориентированные задания для работы индивидуально, в паре, группе, коллективе, работа с картой, контурной картой, атласом, тестирование, анкетирование, викторина, письменная работа, практическая работа, проектное задание, общественный смотр знаний, работа с инструментами интерактивной доски, образовательных ресурсов интернета.

- методы мотивации обучения

ж) убеждение, стимулирование, соревнование, поощрение, контроль и оценка, поручение, воспитывающие ситуации, показ практического значения темы.

- краеведческий метод

з) сочетание теоретических знаний с краеведческими примерами, организация экскурсий и походов, поездок по родному краю, наблюдения за местной природой, изучение туристической привлекательности своего региона, посещение производств.

8. Организационные формы уроков и занятий:

в урочной деятельности – урок - практикум, урок - виртуальная экскурсия, урок - наблюдение, урок - заочное путешествие, урок - мозговой штурм, урок подготовки к заданиям по естественно-научной грамотности, урок – викторина, урок с решением кейсов, урок – квест, урок совершенствования знаний, умений и навыков, урок-исследование, комбинированный урок, урок защиты проектов, урок – «аукцион идей», семинар, мультимедийный урок, проблемный урок [5];

во внеурочной деятельности – практическое занятие, наблюдение за природой и погодой, он-лайн экскурсия и занятие, просмотр видеосюжетов в музеях и лабораториях, создание учебных краеведческих проектов, конференция, экскурсия, туристический поход, туристическая поездка, посещение предприятия, встреча со специалистами, работа в музеях района, защита учебных исследований, решение интерактивных заданий на образовательных ресурсах интернета, квесты, викторины, конкурсы, турниры, творческий отчет, смотр знаний, участие в районных, региональных, всероссийских и международных конкурсах, форумах, фестивалях, конференциях [1].

9. Результаты можно представить в схеме (рис.2):

Рис. 2. Схема результатов методической системы

и конкретизировать примерами трех последних лет применения:

- 100% успеваемость, стабильно высокие показатели качества знаний (% обучающихся на «4 и 5»), более 80%, с положительной динамикой с 2019 по 2020 год, увеличение числа участников, победителей и призеров школьных предметных олимпиад

Таблица 1

Результаты учебной деятельности

Учебный год

2017-2018

2018-2019

2019-2020

Учебная нагрузка

География 21 час

История 2 часа

Обществознание 1 час

География 13 часов

История 6 часов

Обществознание 1 час

География 9 часов

История 6 часов

Обществознание 3 часа

Всего классов

14

13

15

Успеваемость

100%

100%

100%

Качество знаний по географии

География 84%

 

География 84%

 

География 95%

 

Динамика качества знаний

Стабильно высокое качество

Стабильно высокое качество

География +11%

Участники ВОШ, школьный этап

74

78

82

Победители и призеры ВОШ, школьный этап

8 победителей,

22 призера

10 победителей,

25 призеров

14 победителей,

31 призер

Участников ВОШ, муниципальный этап// победителей, призеров

6 участников

1 призер

6 участников, 1 призер

6 участников,

2 призера

 

2020 -2021год –

6 участников,

1 победитель

Школьная научно-практическая конференция

18 участников,

3 победителя,

13 призеров

32 участника,

2 победителя,

8 призеров

26 участников,

3 победителя,

13 призеров

- интерес учащихся к созданию учебных проектов и научно-исследовательских работ, стабильно высокое количество выступающих, участников научных конкурсов и конференций:

2017- 2018 год учебный год

Международный дистанционный конкурс «Законы экологии» проекта «Год экологии» god-ekologii-2017.ru ООО «Ведки», Республика Беларусь, г. Минск

2 Диплома 1 степени, 5 класс; Диплом 2 степени, 7 класс, 23.10.2017

XI международный конкурс, проходящий в формате ФМВДК «Таланты России» (всероссийские и международные дистанционные конкурсы) https://dk-talant.ru/

Диплом победителя 1 степени, направление «Исследовательские работы и проекты»,

5 класс; 30.11.2017

ХХ Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», НС «Интеграция», г. Москва, http://integraciya.org/

Диплом лауреата (победителя); Диплом 2 степени – очный тур, финал ХХ Всероссийская детская конференция, 5 класс; 20-22.12.2017.

Первый международный конкурс, проходящий в формате ФМВДК «Таланты России» (всероссийские и международные дистанционные конкурсы) https://dk-talant.ru/

2 Диплома победителя 1 степени, направление «Исследовательские работы и проекты», 5 класс; 18.01.2018

III открытый муниципальный конкурс учебных проектов по географии «Чеховский меридиан», г. Чехов, МО, 4 участника, 2 Диплома призеров (II место), 5 класс, 28.04.2018

2018 - 2019 учебный год

ХХII Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», НС «Интеграция», г. Москва, http://integraciya.org/

3 Диплома лауреата (победителя) заочного всероссийского конкурса, 6 класс; 5 класс, 12.12.2018

XII Международная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Молодежь и инноватика», г. Серпухов, МО,

http://serpumc.ucoz.ru/index/konferencija_uchashhikhsja_i_studentov_quot_molodezh_i_innovatika_quot/0-134

Участников 6 человек, Дипломы 2 степени 5 человек; 6-8.02.2019

XVII Международный игровой (дистанционный конкурс) по истории мировой культуры «Золотое руно» http://runodog.ru/index/zr_2018_2019/0-121

участников 18, 6 класс; Дипломы 1 степени в Чеховском районе 7ч.; 15-18.02.2019

• ХХIII Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», НС «Интеграция», г. Москва, http://integraciya.org/

Диплом лауреата, заочный конкурс, Диплом 1 степени, очный тур, финал, апрель 2019

IV открытый муниципальный конкурс учебных проектов по географии «Чеховский меридиан», г. Чехов, МО, 8.04.2019, 4 участника, 2 победителя

XVI муниципальная научно-практическая конференция, г. Чехов, 18.02.2019,

4 Диплома победителя секции «Естественно-научные дисциплины», 6 класс

2019-2020 учебный год

XVI Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI веке», НС «Интеграция», г. Москва, http://integraciya.org/

Звание лауреата, направление «Экономика», 9 класс, 10 класс (16.10.2019)

XXIV Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», http://integraciya.org/

Звание лауреата, 2 человека, 5 класс, направление «География», 7 класс, направление «Психология, социология» (11.12.2019)

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке», РАЕ, г. Москва, призеры (2 место) 2 человека, 7 класс

XIII Международная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Молодежь и инноватика», финал, г. Серпухов (6-8.02.2020); участников 15 человек, призеров (II место, проект «Как повысить туристическую привлекательность г. Чехов: туристические маршруты») 5 человек, III место (проект «Как повысить туристическую привлекательность г. Чехов: общие идеи») 5 человек. [2]

XVII муниципальная научно-практическая конференция обучающихся г.о. Чехов (17.02.2020), призеры (II место), 5 человек, секция «Социально-значимые проекты», тема «В гости: в Чехов и к Чехову»

Всероссийский заочный конкурс исследовательских и творческих работ «Мы - гордость Родины» -2020 http://мы-гордость.рф/ Диплом победителя заочного конкурса, Диплом 2 степени, 7 класс

V Межрегиональный (с международным участием) конкурс учебных проектов по географии и экономике «Чеховский меридиан», г. Чехов, 21.02.2020, всего участников – 7, победитель секции - 4 человека, призеров - 2 человека.

Муниципальные образовательные чтения «А.М. Прокин и его мир», участников 10 человек, 2 диплома призеров чтений.

IV Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся образовательных учреждений г. Москвы и Московской области «Мегаполис XXI века – город для жизни» Московского городского университета управления г. Москвы, призеры II место, 2 ч. 7 класс. (24.04.2020)

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке», РАЕ, г. Москва, призеры 3 человека, победители финала 3 человека. https://school-science.ru/8/2/41632

2020 год

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке. Летняя площадка», РАЕ, г. Москва, призеры (2 и 3 место) 3 человека, https://school-science.ru/10/2/45062

XVIII Всероссийский молодежный конкурс по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО» (09.11.2020), направление «География», 8 класс

Звания лауреатов, 2 человека

XIV Международная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Молодежь и инноватика», финал, г. Серпухов, 11.02.2021, Дипломы участников, 2ч. http://serpumc.ucoz.ru/index/konferencija_uchashhikhsja_i_studentov_quot_molodezh_i_innovatika_quot/0-134

Материалы по апробации методической системы представлены в выступлениях, мастер-классах, педагогических конкурсах и опубликованы:

О.П. Гришакина Практико-ориентированный подход в современной школьной географии. // Журнал «Актуальные исследования», №4, январь 2021 [Электронный ресурс] – Режим доступа https://apni.ru/article/1853-praktiko-orientirovannij-podkhod-v-sovremen

О.П. Гришакина Использование возможностей инстаграм страниц для популяризации географических и краеведческих знаний. С.27-30 Журнал «Актуальные исследования», №19, октябрь 2020 [Электронный ресурс] – Режим доступа

https://apni.ru/article/1254-ispolzovanie-vozmozhnostej-instagram-stranits

О.П. Гришакина Проект «Чеховский меридиан» Статья в методическом муниципальном сборнике «Педагогические инновации», МБОУ ДПО УМЦ, г.о. Чехов, Ноябрь, 2019, сертификат №1089

О.П. Гришакина Рабочая программа внеурочной деятельности. Журнал педагога. АНО «Научно-образовательный центр педагогических проектов», г. Москва (дистанционный) https://педпроект.рф/ Статья 05.08.2019

О.П. Гришакина, Е.Н. Рубцова Проект «Чеховский меридиан» Журнал педагога. АНО «Научно-образовательный центр педагогических проектов», г. Москва (дистанционный) https://педпроект.рф/ Статья 13.09.2019

III научно - практическая конференция РАЕ, г. Сочи, «Современные проблемы школьного образования», 12-15.10.2019, доклад награжден общественной наградой Российской академии естествознания «Медаль European scientific and industrial consortium- Sorates» №849.

IV научно - практическая конференция РАЕ, г. Москва, «Современные проблемы школьного образования», 2-3.03.2020, доклад награжден общественной наградой Российской академии естествознания «Орден Александра Великого» №798.

Конкурс «Наше Подмосковье» на Премию Губернатора Московской области, тема «Конкурс учебных проектов «Чеховский меридиан», муниципальный уровень, 2019 год

Муниципальный заочный конкурс методических разработок педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций городского округа Чехов «Методическая копилка» - 2020. Диплом победителя.

VII Всероссийский дистанционный конкурс ФМВДК «Таланты России» «Педагогические идеи и технологии» (совместно с Саломатиной Т.С.) https://dk-talant.ru/ 11.08.2019 Диплом 2 степени

Всероссийский конкурс «Реализация ФГОС», АНО «Научно-образовательный центр педагогических проектов», г. Москва (дистанционный) https://педпроект.рф/

- Внеурочная программа «Старт в науке», 05.08.2019, Диплом 1 степени

Всероссийский конкурс «Внеклассное мероприятие», АНО «Научно-образовательный центр педагогических проектов», г. Москва (дистанционный) https://педпроект.рф/ 05.09.2019, совместно с Бовкунович Е.В., Диплом 1 степени

Всероссийский конкурс «Учебная программа педагога в соответствии с ФГОС», АНО «Научно-образовательный центр педагогических проектов», «Педагогические таланты России», г. Москва (дистанционный) https://педпроект.рф/ 13.09.2019. Диплом 1 степени

Всероссийский конкурс «Директор школы – руководитель завтрашнего дня», АНО «Научно-образовательный центр педагогических проектов», г. Москва (дистанционный) https://педпроект.рф/ 13.09.2019, совместно с Рубцовой Е.Н.

Тема «Конкурс учебных проектов Чеховский меридиан». Диплом 1 степени

Всероссийский дистанционный творческий конкурс «Горизонты педагогики» - «Педагогические проекты» совместно с Рубцовой Е.Н. https://www.pedgorizont.ru/contests

20.09.2019 . Диплом 1 степени

Образовательный портал «Просвещение» - «Золотой век»

Всероссийская дистанционная научно-практическая конференция «Моя малая Родина: история и современность» https://zolotojvek.ru/?km=rebranding Диплом 1 степени

Всероссийский профессиональный педагогический конкурс (дистанционный» «Современные педагогические технологии – лучший опыт применения», Научно-методический центр развития образования «ЯПЕДАГОГ.РФ», АНО «Научно-образовательный центр педагогических проектов», г. Москва 21.10.2019 (совместно с Трусовой Л.А.) https://япедагог.рф/ Диплом 1 степени

Результаты апробации методической системы учителя признаны профессиональными сообществами педагогов, за достижения в обучении и воспитании школьников учитель награждена:

Почетными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации за победу в ПНПО в 2007 и 2011 году;

Почетной Грамотой Комитета Государственной Думы по образованию и науке;

Почетной Грамотой Министерства образования Московской области;

Почетной грамотой Губернатора Московской области;

Нагрудным знаком Губернатора Московской области «За полезное»;

Грамотами Управления образования Администрации г.о. Чехов.


Библиографическая ссылка

Гришакина О.П. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЯ: ИДЕИ, РЕАЛИЗАЦИЯ, РЕЗУЛЬТАТ // Успехи просвещения. – 2021. – № 1. – С. 5-5;
URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=40 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674