Научный педагогический журнал
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

TEACHER'S METHODOLOGICAL SYSTEM: IDEAS, IMPLEMENTATION, RESULT

Grishakina O.P. 1
1 MBOU gymnasium No. 7 of Chekhov
The author of the article discusses the features of the teacher's methodological system, its ideas, methods and methods of implementation, the components of success, the results that can evaluate the result. Examples of our own methodological system "Practice-oriented geography"are presented. The principles and approaches to the creation of a methodological system are given. The idea is to study the school course of geography through a practice-oriented system of theoretical and practical approaches, with the expansion of opportunities for using knowledge, skills, and experience in life, with the motto "Learning for life". Principles: consistency and systematicity of education; scientific and objective geographical information; connection of theoretical knowledge with the practice of life; natural conformity; availability of knowledge, but a certain degree of their difficulty; diversity of methods, visibility of objects, processes and phenomena; cooperation in the development of material; individual-oriented and personal approach; strength of assimilation of knowledge and experience of their use. Applied pedagogical technologies: project technology; problem-based learning; personality-oriented learning; information and communication technologies; game technologies; system of reference schemes and mental maps; pedagogical cooperation; case-technology; technologies of level differentiation; group technologies.
methodological system
ideas of implementation of the pedagogical system
methods and methods of the teacher's methodological system

Для эффективной и целесообразной организации учебно – воспитательного процесса, полной реализации требований ФГОС, образовательных и рабочих программ, достижению результатов в предметной, межпредметной и личностной сфере школьников учителю нужна хорошо продуманная и стройная методическая система.

Методическая система учителя – это совокупность взаимосвязанных педагогических компонентов, цели, организационных форм, методического стиля, необходимых для проектирования педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами и на реализацию учебно-воспитательного процесса. (В.М. Монахов, д.п.н, профессор, член-корреспондент РАО).

В общем виде методическую систему можно представить как продуманные взаимосвязанные компоненты следующим образом (рис.1):

название системы, идея (принципы и подходы), цель, задачи,

технологии, методы, приемы, способы, урочная и внеурочная деятельность,

результаты (качество знаний, успеваемость, уровень УУД, предметные, метапредметные, личностные результаты, результаты внутренней и внешней диагностики),

тиражируемость методической системы,

методические публикации и обмен опытом.

Рис.1. Компоненты методической системы учителя

Представляем вашему вниманию методическую систему учителя географии МБОУ гимназии №7 г. Чехова Московской области Гришакиной Ольги Петровны (учитель высшей категории, педагогический стаж 36 лет).

1. Название системы «Практико-ориентированная география»

2. Идея – изучение школьного курса географии через практико-ориентированную систему теоретических и практических подходов, с расширением возможностей использования знаний, умений, опыта в жизни, с девизом «Учимся для жизни».

3. Принципы: последовательности и систематичности образования; научности и объективности географических сведений; связи теоретических знаний с практикой жизни; природосообразности; доступности знаний, но определенной степени их трудности; разнообразия методов, наглядности предметов, процессов и явлений; сотрудничества в освоении материала; индивидуально-ориентированного и личностного подхода; прочности усвоения знаний и опыта их применения.

4. Цель: освоение обучающимися образовательной программы по географии, формирование у них практических навыков и опыта посредством реальных практических задач, упражнений, действий, проектов, непосредственно связанных с различными жизненными ситуациями.

5. Задачи:

научить школьников понимать программное содержание предмета «география» и использовать знания в жизни, в практических ситуациях;

сформировать необходимые в предметной и метапредметной сфере умения и навыки, научить детей «учиться», т.е. добывать знания из различных источников;

способствовать развитию комплексных универсальных учебных действий;

стремиться к повышению естественно-научной, читательской, финансовой, информационной грамотности, креативного мышления;

развивать познавательную активность, желание учиться старательно, долго и упорно;

воспитывать личностные качества, любовь к Родине, своему краю, поддерживать активную гражданскую позицию.

6. Применяемые педагогические технологии: проектная технология; проблемное обучение; личностно ориентированное обучение; информационно-коммуникационные технологии; игровые технологии; система опорных схем и ментальных карт; педагогическое сотрудничество; кейс - технология; технологии уровневой дифференциации; групповые технологии [3, 4].

7. Применяемые педагогические методы:

(способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и обучающихся направленные на решение задач образования, воспитания и развития)

- методы формирования новых знаний и способов действий

а) объяснительно-иллюстративный и репродуктивный (рассказ с практическими примерами, лекция на основе краеведческих примеров, объяснение с примерами заданий ВПР, РДР, ОГЭ, изучение литературы, показ (с примерами заданий PISA), демонстрация с местными данными, выполнение задания по алгоритму и т.д.)

б) проблемный и частично-поисковый (проблемная или эвристическая беседа, создание ситуации затруднения, постановка проблемы и поиск путей ее решения и т.д.) – ведущий в данной методической системе;

в) исследовательский метод (решение творческих практико-ориентированных задач, самостоятельное решение проблем и генерирование идей, проведение опытов и наблюдений за погодой и природой, классификация, моделирование, проектирование, конструирование, постановка эксперимента и т.д.) - ведущий в данной методической системе;

- методы организации деятельности обучающихся

г) дискуссия, диспут, мозговой штурм, ролевые игры, сюжетные игры, учебные кейсы, географические квесты, практикум, тренинг - ведущий в данной методической системе;

д) методы самостоятельной деятельности обучающихся – выполнение упражнений и заданий учебника, самопроверка выполненных работ, изучение материала по алгоритму, составление ментальных карт и опорных схем, работа с контурными картами, анализ схем, таблиц, схем.

- методы контроля и самоконтроля

е) устный опрос, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, комбинированный опрос, приложение в Школьном Портале - Якласс, практико-ориентированные задания для работы индивидуально, в паре, группе, коллективе, работа с картой, контурной картой, атласом, тестирование, анкетирование, викторина, письменная работа, практическая работа, проектное задание, общественный смотр знаний, работа с инструментами интерактивной доски, образовательных ресурсов интернета.

- методы мотивации обучения

ж) убеждение, стимулирование, соревнование, поощрение, контроль и оценка, поручение, воспитывающие ситуации, показ практического значения темы.

- краеведческий метод

з) сочетание теоретических знаний с краеведческими примерами, организация экскурсий и походов, поездок по родному краю, наблюдения за местной природой, изучение туристической привлекательности своего региона, посещение производств.

8. Организационные формы уроков и занятий:

в урочной деятельности – урок - практикум, урок - виртуальная экскурсия, урок - наблюдение, урок - заочное путешествие, урок - мозговой штурм, урок подготовки к заданиям по естественно-научной грамотности, урок – викторина, урок с решением кейсов, урок – квест, урок совершенствования знаний, умений и навыков, урок-исследование, комбинированный урок, урок защиты проектов, урок – «аукцион идей», семинар, мультимедийный урок, проблемный урок [5];

во внеурочной деятельности – практическое занятие, наблюдение за природой и погодой, он-лайн экскурсия и занятие, просмотр видеосюжетов в музеях и лабораториях, создание учебных краеведческих проектов, конференция, экскурсия, туристический поход, туристическая поездка, посещение предприятия, встреча со специалистами, работа в музеях района, защита учебных исследований, решение интерактивных заданий на образовательных ресурсах интернета, квесты, викторины, конкурсы, турниры, творческий отчет, смотр знаний, участие в районных, региональных, всероссийских и международных конкурсах, форумах, фестивалях, конференциях [1].

9. Результаты можно представить в схеме (рис.2):

Рис. 2. Схема результатов методической системы

и конкретизировать примерами трех последних лет применения:

- 100% успеваемость, стабильно высокие показатели качества знаний (% обучающихся на «4 и 5»), более 80%, с положительной динамикой с 2019 по 2020 год, увеличение числа участников, победителей и призеров школьных предметных олимпиад

Таблица 1

Результаты учебной деятельности

Учебный год

2017-2018

2018-2019

2019-2020

Учебная нагрузка

География 21 час

История 2 часа

Обществознание 1 час

География 13 часов

История 6 часов

Обществознание 1 час

География 9 часов

История 6 часов

Обществознание 3 часа

Всего классов

14

13

15

Успеваемость

100%

100%

100%

Качество знаний по географии

География 84%

 

География 84%

 

География 95%

 

Динамика качества знаний

Стабильно высокое качество

Стабильно высокое качество

География +11%

Участники ВОШ, школьный этап

74

78

82

Победители и призеры ВОШ, школьный этап

8 победителей,

22 призера

10 победителей,

25 призеров

14 победителей,

31 призер

Участников ВОШ, муниципальный этап// победителей, призеров

6 участников

1 призер

6 участников, 1 призер

6 участников,

2 призера

 

2020 -2021год –

6 участников,

1 победитель

Школьная научно-практическая конференция

18 участников,

3 победителя,

13 призеров

32 участника,

2 победителя,

8 призеров

26 участников,

3 победителя,

13 призеров

- интерес учащихся к созданию учебных проектов и научно-исследовательских работ, стабильно высокое количество выступающих, участников научных конкурсов и конференций:

2017- 2018 год учебный год

Международный дистанционный конкурс «Законы экологии» проекта «Год экологии» god-ekologii-2017.ru ООО «Ведки», Республика Беларусь, г. Минск

2 Диплома 1 степени, 5 класс; Диплом 2 степени, 7 класс, 23.10.2017

XI международный конкурс, проходящий в формате ФМВДК «Таланты России» (всероссийские и международные дистанционные конкурсы) https://dk-talant.ru/

Диплом победителя 1 степени, направление «Исследовательские работы и проекты»,

5 класс; 30.11.2017

ХХ Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», НС «Интеграция», г. Москва, http://integraciya.org/

Диплом лауреата (победителя); Диплом 2 степени – очный тур, финал ХХ Всероссийская детская конференция, 5 класс; 20-22.12.2017.

Первый международный конкурс, проходящий в формате ФМВДК «Таланты России» (всероссийские и международные дистанционные конкурсы) https://dk-talant.ru/

2 Диплома победителя 1 степени, направление «Исследовательские работы и проекты», 5 класс; 18.01.2018

III открытый муниципальный конкурс учебных проектов по географии «Чеховский меридиан», г. Чехов, МО, 4 участника, 2 Диплома призеров (II место), 5 класс, 28.04.2018

2018 - 2019 учебный год

ХХII Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», НС «Интеграция», г. Москва, http://integraciya.org/

3 Диплома лауреата (победителя) заочного всероссийского конкурса, 6 класс; 5 класс, 12.12.2018

XII Международная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Молодежь и инноватика», г. Серпухов, МО,

http://serpumc.ucoz.ru/index/konferencija_uchashhikhsja_i_studentov_quot_molodezh_i_innovatika_quot/0-134

Участников 6 человек, Дипломы 2 степени 5 человек; 6-8.02.2019

XVII Международный игровой (дистанционный конкурс) по истории мировой культуры «Золотое руно» http://runodog.ru/index/zr_2018_2019/0-121

участников 18, 6 класс; Дипломы 1 степени в Чеховском районе 7ч.; 15-18.02.2019

• ХХIII Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», НС «Интеграция», г. Москва, http://integraciya.org/

Диплом лауреата, заочный конкурс, Диплом 1 степени, очный тур, финал, апрель 2019

IV открытый муниципальный конкурс учебных проектов по географии «Чеховский меридиан», г. Чехов, МО, 8.04.2019, 4 участника, 2 победителя

XVI муниципальная научно-практическая конференция, г. Чехов, 18.02.2019,

4 Диплома победителя секции «Естественно-научные дисциплины», 6 класс

2019-2020 учебный год

XVI Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI веке», НС «Интеграция», г. Москва, http://integraciya.org/

Звание лауреата, направление «Экономика», 9 класс, 10 класс (16.10.2019)

XXIV Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», http://integraciya.org/

Звание лауреата, 2 человека, 5 класс, направление «География», 7 класс, направление «Психология, социология» (11.12.2019)

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке», РАЕ, г. Москва, призеры (2 место) 2 человека, 7 класс

XIII Международная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Молодежь и инноватика», финал, г. Серпухов (6-8.02.2020); участников 15 человек, призеров (II место, проект «Как повысить туристическую привлекательность г. Чехов: туристические маршруты») 5 человек, III место (проект «Как повысить туристическую привлекательность г. Чехов: общие идеи») 5 человек. [2]

XVII муниципальная научно-практическая конференция обучающихся г.о. Чехов (17.02.2020), призеры (II место), 5 человек, секция «Социально-значимые проекты», тема «В гости: в Чехов и к Чехову»

Всероссийский заочный конкурс исследовательских и творческих работ «Мы - гордость Родины» -2020 http://мы-гордость.рф/ Диплом победителя заочного конкурса, Диплом 2 степени, 7 класс

V Межрегиональный (с международным участием) конкурс учебных проектов по географии и экономике «Чеховский меридиан», г. Чехов, 21.02.2020, всего участников – 7, победитель секции - 4 человека, призеров - 2 человека.

Муниципальные образовательные чтения «А.М. Прокин и его мир», участников 10 человек, 2 диплома призеров чтений.

IV Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся образовательных учреждений г. Москвы и Московской области «Мегаполис XXI века – город для жизни» Московского городского университета управления г. Москвы, призеры II место, 2 ч. 7 класс. (24.04.2020)

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке», РАЕ, г. Москва, призеры 3 человека, победители финала 3 человека. https://school-science.ru/8/2/41632

2020 год

X Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке. Летняя площадка», РАЕ, г. Москва, призеры (2 и 3 место) 3 человека, https://school-science.ru/10/2/45062

XVIII Всероссийский молодежный конкурс по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО» (09.11.2020), направление «География», 8 класс

Звания лауреатов, 2 человека

XIV Международная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Молодежь и инноватика», финал, г. Серпухов, 11.02.2021, Дипломы участников, 2ч. http://serpumc.ucoz.ru/index/konferencija_uchashhikhsja_i_studentov_quot_molodezh_i_innovatika_quot/0-134

Материалы по апробации методической системы представлены в выступлениях, мастер-классах, педагогических конкурсах и опубликованы:

О.П. Гришакина Практико-ориентированный подход в современной школьной географии. // Журнал «Актуальные исследования», №4, январь 2021 [Электронный ресурс] – Режим доступа https://apni.ru/article/1853-praktiko-orientirovannij-podkhod-v-sovremen

О.П. Гришакина Использование возможностей инстаграм страниц для популяризации географических и краеведческих знаний. С.27-30 Журнал «Актуальные исследования», №19, октябрь 2020 [Электронный ресурс] – Режим доступа

https://apni.ru/article/1254-ispolzovanie-vozmozhnostej-instagram-stranits

О.П. Гришакина Проект «Чеховский меридиан» Статья в методическом муниципальном сборнике «Педагогические инновации», МБОУ ДПО УМЦ, г.о. Чехов, Ноябрь, 2019, сертификат №1089

О.П. Гришакина Рабочая программа внеурочной деятельности. Журнал педагога. АНО «Научно-образовательный центр педагогических проектов», г. Москва (дистанционный) https://педпроект.рф/ Статья 05.08.2019

О.П. Гришакина, Е.Н. Рубцова Проект «Чеховский меридиан» Журнал педагога. АНО «Научно-образовательный центр педагогических проектов», г. Москва (дистанционный) https://педпроект.рф/ Статья 13.09.2019

III научно - практическая конференция РАЕ, г. Сочи, «Современные проблемы школьного образования», 12-15.10.2019, доклад награжден общественной наградой Российской академии естествознания «Медаль European scientific and industrial consortium- Sorates» №849.

IV научно - практическая конференция РАЕ, г. Москва, «Современные проблемы школьного образования», 2-3.03.2020, доклад награжден общественной наградой Российской академии естествознания «Орден Александра Великого» №798.

Конкурс «Наше Подмосковье» на Премию Губернатора Московской области, тема «Конкурс учебных проектов «Чеховский меридиан», муниципальный уровень, 2019 год

Муниципальный заочный конкурс методических разработок педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций городского округа Чехов «Методическая копилка» - 2020. Диплом победителя.

VII Всероссийский дистанционный конкурс ФМВДК «Таланты России» «Педагогические идеи и технологии» (совместно с Саломатиной Т.С.) https://dk-talant.ru/ 11.08.2019 Диплом 2 степени

Всероссийский конкурс «Реализация ФГОС», АНО «Научно-образовательный центр педагогических проектов», г. Москва (дистанционный) https://педпроект.рф/

- Внеурочная программа «Старт в науке», 05.08.2019, Диплом 1 степени

Всероссийский конкурс «Внеклассное мероприятие», АНО «Научно-образовательный центр педагогических проектов», г. Москва (дистанционный) https://педпроект.рф/ 05.09.2019, совместно с Бовкунович Е.В., Диплом 1 степени

Всероссийский конкурс «Учебная программа педагога в соответствии с ФГОС», АНО «Научно-образовательный центр педагогических проектов», «Педагогические таланты России», г. Москва (дистанционный) https://педпроект.рф/ 13.09.2019. Диплом 1 степени

Всероссийский конкурс «Директор школы – руководитель завтрашнего дня», АНО «Научно-образовательный центр педагогических проектов», г. Москва (дистанционный) https://педпроект.рф/ 13.09.2019, совместно с Рубцовой Е.Н.

Тема «Конкурс учебных проектов Чеховский меридиан». Диплом 1 степени

Всероссийский дистанционный творческий конкурс «Горизонты педагогики» - «Педагогические проекты» совместно с Рубцовой Е.Н. https://www.pedgorizont.ru/contests

20.09.2019 . Диплом 1 степени

Образовательный портал «Просвещение» - «Золотой век»

Всероссийская дистанционная научно-практическая конференция «Моя малая Родина: история и современность» https://zolotojvek.ru/?km=rebranding Диплом 1 степени

Всероссийский профессиональный педагогический конкурс (дистанционный» «Современные педагогические технологии – лучший опыт применения», Научно-методический центр развития образования «ЯПЕДАГОГ.РФ», АНО «Научно-образовательный центр педагогических проектов», г. Москва 21.10.2019 (совместно с Трусовой Л.А.) https://япедагог.рф/ Диплом 1 степени

Результаты апробации методической системы учителя признаны профессиональными сообществами педагогов, за достижения в обучении и воспитании школьников учитель награждена:

Почетными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации за победу в ПНПО в 2007 и 2011 году;

Почетной Грамотой Комитета Государственной Думы по образованию и науке;

Почетной Грамотой Министерства образования Московской области;

Почетной грамотой Губернатора Московской области;

Нагрудным знаком Губернатора Московской области «За полезное»;

Грамотами Управления образования Администрации г.о. Чехов.