В настоящее время в связи с высокими темпами развития современного общества существует объективная необходимость постоянного поиска педагогических инноваций, для улучшения качества обучения. В документах Национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа», сказано: «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» и «изучать в школах необходимо способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Каждый учащийся должен приобрести опыт самостоятельной деятельности, личной ответственности и уметь использовать их в дальнейшей деятельности т.е. овладеть ключевыми компетентностями, определяющие качество современного образования. В концепции модернизации российского образования на общеобразовательную школу возлагаются задачи формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков»[11].
Основная цель начального образования - развитие ученика на основе ведущей (учебной) деятельности. Учитывая важность начальной школы в современной системе общего образования, формирование специальных знаний не может рассматриваться как основная задача начального образования. Начальная школа больше не закрытый образовательный центр. На этом дети не заканчивают обучение, а продолжают его. Для успешного обучения в средней школе недостаточно приобрести знания и навыки по разным учебным предметам (так называемая функциональная подготовка учащихся). Школьники должны быть компетентны в учебной деятельности, т.е. уметь учиться («я могу научить себя»), познавательные интересы («мне нравится учиться, все интересно»), внутренняя мотивация («я понимаю, почему я учусь») и элементарные рефлексивные качества («Я могу принять оценку учителя и объективно оценить свою деятельность»).
Конечно, формирование знаний и умений необходимо, без них невозможно решить задачу развития и воспитания ребенка, но нельзя приравнивать «знания» и «развитие» и предполагать, что осознанность ребенка является главным элементом. Отсутствие понимания взаимосвязи между содержанием образования и его влиянием на развитие на протяжении десятилетий привело к созданию панацеи для улучшения системы начального образования, которая рассматривается как увеличение объема информации из различных областей образования и расширение диапазона предметов. Кроме того, долгое время единственным результатом обучения было соответствие требованиям программы.
Анализ школьной практики показывает, что современная школа нуждается во внедрении инновационных подходов к обучению, которые отвечали бы современным условиям и способствовали оптимальному решению образовательных проблем. Инновационный подход к организации обучения — одно из приоритетных направлений образования нового поколения. Одним из таких подходов является организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, обеспечивающих эффективное формирование универсальных учебных действий.
Под исследованиями в основном понимают процесс генерации новых знаний. Это творческий процесс изучения ранее неизвестных явлений и объектов с фиксированной целью, результаты которого заранее неизвестны. Учитывая исследование с позиции философии, его можно проследить до познавательной деятельности, которая демонстрирует признаки научного характера, надежности, объективности и точности.
Учебно-исследовательская деятельность - это специфическая деятельность школьников, направленная на решение творческих задач по изучаемой теме с неизвестным исходом решения. Учащимся необходимо демонстрировать активную познавательную позицию, основанную на поиске ответа в самих себе, выполнении определенных задач и использовании мыслительных процессов. Задачи педагогического исследования означают, что ребенок получает конкретный результат образовательного процесса, который, прежде всего, включает в себя всестороннее развитие личности, активизацию индивидуальных убеждений в образовательном процессе через приобретение субъективно новых знаний, развитие склонности к пытливому мышлению и требует знания реальности окружающего мира. Основная ценность этой деятельности понимается как формирование научного мировоззрения и мировосприятия, включающего в себя элемент творческого мышления школьника.
Основная цель исследовательского образования - сформировать у ученика способность самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы ведения деятельности в любой области человеческой культуры.
Начиная с первого класса, необходимо попытаться привлечь учащихся к мини-исследованиям, чтобы включить этот вид деятельности во все области начального образования.
В связи с этим в 1 классе основное внимание уделяем развитию умений и навыков исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.
В рамках традиционных учебных занятий можно использовать следующие приемы работы:
- проблемное введение в тему урока;
- постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
- совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
- групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
- выдвижение идеи (мозговой штурм);
- постановку вопроса (поиск гипотезы);
- формулировку предположения (гипотезы);
- обоснованный выбор способа выполнения задания;
- поиск дополнительной литературы;
- подготовку сообщения;
- самоанализ и самооценку, рефлексию;
- поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
В первом классе проводятся специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Во втором классе при работе над исследованиями чаще используются коллективные и групповые формы работы. Это учит детей работать в команде, сотрудничать, принимать чужую позицию и ставить общие интересы выше собственных.
В третьем и четвертом классах многие ученики уже могут сами выбрать тему исследования по своим интересам и увлечениям, т.к. темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к нему. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Благодаря исследованиям дети учатся работать с книгой, газетой или журналом, что очень важно в наше время, т.к. дети посвящают всё своё время компьютеру, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир.
В процесс работы над исследованием дети могут вести себя по-разному: одни страстно ищут информацию для своих библиотечных исследований, другие вовлекают в свою работу родителей, но есть и такие, кого нужно принять в качестве «помощников». Ребенок, который чувствует свою важность, старается помочь учителю и начинает участвовать в исследовании.
Проблема вовлечения младшего школьника в учебную и исследовательскую деятельность оказывается очень актуальной, но не всегда успешно решается. По этой причине необходимо активно искать благоприятные условия для организации учебно-исследовательской деятельности школьников в системе начального образования. Я считаю, что данная проблема особенно актуальна для младших школьников, поскольку на данном этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных качеств развивающейся личности. За это время развиваются важнейшие формы мышления, обеспечивающие дальнейшее усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки для самостоятельной ориентации в обучении и повседневной жизни.
Актуальность проблемы обусловлена еще и тем, что изменение структуры начальных ступеней образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение учебного материала из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию и, следовательно, успешную социализацию младшего школьника.
Как показывает опыт организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях различного типа, учебно-исследовательская деятельность способствует:
- развитие интереса, расширение и обновление знаний по предметам учебной программы, развитие идей посредством междисциплинарных связей;
- развитие интеллектуальной инициативы обучающихся при освоении основных и дополнительных образовательных программ;
- создание условий для развития научного мировоззрения;
- мастерство творческого подхода к любому виду деятельности;
- формирование сферы содержательного профессионального общения в детском коллективе между учениками, педагогами, учеными и специалистами;
- обучение информационным технологиям и коммуникациям;
- создание развивающей образовательной среды для ребенка;
- профессиональное самоопределение детей;
- грамотная организация детского досуга;
- формирование научного и образовательного сообщества детей, учителей, ученых и специалистов, реализующих различные программы образовательной и исследовательской деятельности.
Под исследовательской деятельностью школьников, таким образом, понимается деятельность, связанная с поиском решения творческой исследовательской проблемы с ранее неизвестным решением и принятием основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. А метод исследования характеризуется как самостоятельные (без пошагового руководства преподавателя) обучающиеся, которые решают новую для себя задачу, используя такие элементы научного исследования, как наблюдение и независимый анализ фактов, гипотез и их проверка, а также формулирование выводов.
Научно-исследовательская деятельность обучающихся во многих учреждениях становится средством интеграции образовательных программ общего, среднего и дополнительного образования, позволяя объединить преимущества образовательных программ этих двух типов: приведение общего среднего образования в соответствие с государственным и социальным заказом страны. Соответствовать обществу воспроизводства квалифицированных рабочих кадров - кадровый потенциал и направленность дополнительного образования на свободный выбор ребенком и его семьей видов и форм деятельности, формирование собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации, навыков и задатков. Такой путь интеграции позволяет создать особую развивающуюся образовательную среду, комфортную как для ребенка, так и для учителя, основанную на взаимодействии детей и учителя в процессе содержательной деятельности, фактическом авторитете наставника и дружелюбие, и уважительное отношение субъектов этой деятельности друг к другу.
При организации учебной и исследовательской деятельности педагог должен руководствоваться средними показателями продуктивности памяти: объемом, точностью, продолжительностью.
В современной школе роль мышления возрастает еще больше. При современном обучении ученик должен не только приобретать знания, навыки и умения, но и овладевать творческим подходом к их реализации, развивать устойчивые познавательные интересы и учебные мотивы, потребность в постоянном самообразовании.
Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования творческого мышления учащихся.
Согласно основному принципу современной психологии, развитие психики происходит в деятельности.
Детская независимость возникает из постоянного разрешения противоречий между стремлением ребенка к совместной деятельности со взрослыми и склонностью взрослых учить свободе выбора, независимости в действиях и суждениях - ответственности взрослого, инициативе детей, постоянно находящихся в кадре стандартов. Чтобы организовать исследовательскую деятельность ученика, учитель должен уметь изолировать эту деятельность от ряда других познавательных действий.
Необходимо проводить различие между двумя формами образовательного участия в исследовательской деятельности обучающихся, которые могут использоваться в классе, а также при организации внеурочных познавательных мероприятий.
Первое направление (не принятое нами) связано с непосредственным развитием творческого мышления и индивидуальных навыков, которые служат исследовательской деятельности, без первоначальной постановки цели.
Второе направление - это актуализация познавательного интереса и процесса управления поиском. Это означает, что исследовательские компетенции не изолированы от цели, а законно сформированы как средство решения исследовательской проблемы. Ведущую роль в этом направлении играет умение преподавателя активизировать исследовательский интерес ученика, а затем поддерживать его, чтобы помочь ученику найти необходимые средства для его реализации.
Исследование требует определенного уровня знаний в изучаемой области. Однако было бы ошибкой начинать с подробного изучения предмета, несмотря на то, что многие авторы учебных материалов дают именно этот совет.
Углубленное знакомство с областью исследования обычно начинается после формирования научного интереса, исследовательской проблемы или хотя бы ее предшественницы в виде интуитивного предвидения.
В идеале каждая фаза должна начинаться с любопытства, с потребности учиться, с удивления по поводу чего-то непонятного, тогда учеба становится осмысленной (принцип деятельности или учебная деятельность по В.В. Давыдову) и предвзятой, но в то же время становится необязательной, строгий цикл исследований.
Необходимо помочь ребенку правильно выстроить индивидуальный путь познания, тогда его знания будут иметь более целостный характер, в этой системе ребенку будет легче формировать аналогии, связи, смыслы. Никто не будет требовать от школьных исследований революционных открытий - они вообще очень редки и требуют серьезной подготовки со стороны исследователя, а точнее - гения.
Современные исследователи также отмечают необходимость учитывать уровень сложности исследовательской проблемы. В этом отношении тестирование является наиболее распространенным типом исследований, проводимых для выявления характеристик конкретного проявления принятой теории или для максимальной проверки текущей теории. В том, что А. Н. Поддяков называет нормальной наукой (в отличие от необычной, революционной), раскрываются как положения, требующие проверки, так и сами методы проверки.
Можно сказать, что большинство проблем на этом научном уровне являются интерпретирующими или описательными при описании и объяснении нового элемента или нового еще не описанного явления или нового явления с использованием известной теории.
Именно этот уровень исследовательской деятельности наиболее предпочтителен для общеобразовательной школы, хотя сам по себе достаточно сложен и требует особого менталитета со стороны ученика.
Использование исследовательского метода в практике обучения и организации учебного процесса младшего школьника имеет большое значение, поскольку поиск ориентации обучающихся на творческое развитие личности позволяет аккумулировать достоверные конкретно-образные представления об окружающей действительности. Фактические знания, которые составляют основу для их дальнейшего понимания, их обогащения, раскрытия причин и отношений в окружающем мире детей. Во время реализации метода исследования в классе ученики овладевают рядом практических навыков и умений и определяют природу и свойства объектов окружающей среды на основе их признаков и свойств. В условиях правильной организации исследования дети незаметно усваивают определенные моральные нормы, усваивают моральные требования, развивают нравственные чувства, устанавливаются определенные модели поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, независимость, предприимчивость - вот черты личности, которые ученики приобретают благодаря участию в исследованиях. Групповые исследования дают возможность как сильным, так и слабым детям развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет учиться более успешно. Какую радость испытывает ученик, когда проводит исследование вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой детских мыслей, иногда направляя их по пути познания, а иногда просто не беспокоить, своевременно отойдя в сторону, чтобы дети могли наслаждаться радостью своего открытия.
В каждой области познавательной деятельности можно найти тему для будущих исследований. Материалом для обсуждения может быть жизненный опыт, отношения, образовательные интересы, хобби, личные проблемы и т. д. Из такого разговора должны появиться первые контуры будущей работы, ее неявно сформулированная цель. Часто учителя предлагают детям готовые темы и даже названия. Это может сработать для образовательных исследований. Хорошо, если такая тема действительно интересует школьника. Однако, когда этого не происходит, все исследования становятся сложной задачей, а иногда и долгой. В этом случае мы можем не только добиться развития познавательного потенциала, но и отбить желание заниматься исследованиями в целом. При этом следует учитывать, что для учителя метод исследования - довольно утомительная технология. Поэтому не рекомендуется предлагать детям готовые темы для исследований. Лучше предложить задачу в целом и дать детям возможность обсудить и поразмышлять над проблемой, возможно, перефразируя или даже самостоятельно выбирая, над какой из них они хотят работать.
Для учителя главный результат обучения и исследований - это не просто красивый, подробный предмет, сообщение, созданное ребенком, «технический рисунок» или приклеенная на бумагу модель. Прежде всего, педагогический результат - это бесценный педагогический опыт с независимыми, творческими исследованиями и умственным возрождением, который отличает настоящего творца от простого исполнителя, новые знания, навыки и способности.
Следовательно, качество организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников неразрывно связано со знанием учителем основных особенностей познавательных процессов младших школьников.
Выше изложенная информация позволяет сделать вывод: исследовательская деятельность создает благоприятные условия для самореализации и саморазвития личности школьника, формирования универсальных учебных действий. Как результат — повышение качества образования, решение проблемы формирования мотивации достижения успеха, определение ребёнком своего места в жизни. Исследовательская деятельность позволяет детям раскрыть свои индивидуальные особенности, реализовать имеющиеся знания в ходе учебного исследования и показать публично достигнутый результат.
Библиографическая ссылка
Заборная М.М. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Успехи просвещения. – 2020. – № 2. – С. 2-2;URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=35 (дата обращения: 23.11.2024).