Сетевое издание
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Узенбаева В.Р. 1
1 МБОУ СОШ имени М.И.Калинина
В основе педагогического опыта лежит методика Г. А. Бакулиной, которая основана на следующих принципах: разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка; действенного подхода в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем; принципа обоснованного ответа и принципа сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся. Реализовать эти принципы на уроках русского языка можно использую следующие методы, приёмы и технологии: игровые технологии, педагогику сотрудничества, развивающее обучение, индивидуальный и дифференцированный подход. Практический опыт показывает, что правильное и систематическое использование данной методики с первых дней обучения позволяет обеспечить эффективное развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся, необходимых для успешного овладения русским языком, а учебный процесс сделать интересным и увлекательным. Одним из направлений по развитию интеллектуально – творческих способностей учащихся является организация исследовательской деятельности, которая позволяет раскрыться детям младшего школьного возраста, а также даёт возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. Апробированная мною система упражнений для развития интеллектуальной деятельности младшего школьника нашла свое применение и дает положительный результат.
методика г.а.бакулиной
принципы
интеллектуально-творческие способности
исследовательская деятельность
1. Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 1 класс – Москва: Владос, 2001, с.6
2. Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс – Москва: Владос, 2001, с. 4 - 10
3. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. – Киев.: Радянска школа, 1980. – Т. 5. с. 92

1.Введение

В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих и духовно богатых граждан страны.

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников обеспечивает успех не только познавательно-учебной деятельности, но и всего дальнейшего жизненного пути обучающихся. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показывают, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд слабоуспевающих учеников.

2. Критерии передового педагогического опыта

2.1. Актуальность темы, цели, задачи, новизна

За многие годы работы в школе, я всегда считала для себя главной целью достижение высокого уровня качества образования. Сегодня я убеждена, что такие результаты можно достичь благодаря интеллектуальному развитию личности. Познавая любой предмет в школьной программе, ребёнок должен мыслить, рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы, а не просто механически всё зазубрить. Работая в школе, в последнее время я сталкиваюсь с проблемой среднего уровня знаний по русскому языку. «Почему?» - такой вопрос задаю себе часто. Конечно, причины здесь можно вскрыть разные. Но начальная школа – это фундамент школьного образования. Поэтому, принимая очередной раз первоклассников понимаю ту ответственность, которая ложится на меня, как на учителя начальных классов. Считаю, что интеллектуальное развитие учащихся помогает достичь определённый уровень знаний по русскому языку. Именно это стало началом моей работы по «Развитию интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка».

Я поставила перед собой проблему: Как активизировать интеллектуальную

деятельность на уроках русского языка, сделать обучение комфортным, содействовать укреплению психического и физического здоровья детей?

Работа актуальна, так как она затрагивает важные аспекты человеческой жизни:

- познавательные процессы, такие как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – важнейшие компоненты человеческой деятельности.

Цель опыта:

- создать оптимальные условия для интеллектуального развития младших школьников через систему комплексных интеллектуально - лингвистических упражнений.

Задачи:

  1. Обосновать возможность интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста посредством системы развивающих задач и упражнений как тенденцию к индивидуализации обучения.
  2. Подготовить учащихся для комфортного перехода в среднее звено.
  3. Поднять уровень как логического, так и абстрактного мышления.
  4. Готовить учащихся для участия в олимпиадах разного уровня, научно-практических конференциях.

2.2 Технология описания опыта

Прежде всего, я изучила труды Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». Организация уроков русского языка в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах [1, с. 6]:

  1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель подбирает и составляет упражнения в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, вырабатываются и совершенствуются ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.
  2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.
  3. Принцип обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.
  4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

Реализовать эти принципы на уроках русского языка лучше всего при изучении нового материала. Для достижения поставленной цели я использую следующие методы, приёмы и технологии:

  • Игровые технологии (создание игровых ситуаций)
  • Здоровьесберегающий подход (психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок); физкультминутки, гимнастика для тела, слуха, глаз; упражнения на релаксацию)
  • Педагогика сотрудничества (работа в группах, парах)
  • Проблемное обучение
  • Гуманно – личностная технология (создание ситуации успеха)
  • Информационно-коммуникативные технологии (представление наглядного материала (презентации); разноуровневые задания)
  • Компетентностно- ориентированное обучение (исследовательская работа в группах, парах)
  • Развивающее обучение (задания на развитие общеинтеллектуальных умений; сравнения, мышления, конкретизации, обобщения )
  • Индивидуальный и дифференцированный подход.

3. Система развития интеллектуальных способностей младших школьников.

Я считаю, что в развитии интеллектуальных способностей младших школьников необходима именно система, поскольку эпизодический характер упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей. Поэтому слова выдающегося педагога наших дней В.А.Сухомлинского о том, что «Нет детей одарённых и неодарённых, талантливых и обычных. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» [3, т. 5., с. 92], стали девизом моей педагогической деятельности.

Система по интеллектуальному развитию младших школьников предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе урока русского языка в ходе изучения материал формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

В период обучения грамоте на мобилизующем этапе использую такие упражнения, которые совершенствуют речевые способности, наглядно-действенное мышление и одновременно развивают внимание, память, наблюдательность учащихся. Они рассчитаны на 2 – 3 минуты ежедневного применения. На первых уроках детям предлагаю упражнения с предметными картинками: «В каком порядке стояли предметы первоначально?», «Какого предмета не стало?», «Какие предметы поменялись местами?», «Какой предмет появился?». Постепенно количество предметов (до 9 – 10) и число их перестановок (до 5 – 6) увеличиваю.

Далее детям предлагаю работа с буквами, позднее словами, предложениями, текстом. В процессе ежедневного выполнения такого типа упражнений школьники практически овладевают умением правильно составлять предложения, связно, логично излагать свои мысли, строить рассуждения.

На следующем этапе урока – минутке чистописания изменяю структуру и методику проведения. Прежде, чем приступить к написанию повторяемой на уроке буквы (букв) и её элементов, провожу подготовительную работу, которую делю на две части:

  • определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания;
  • формулирование детьми плана предстоящих действий по написанию букв и их элементов.

На первой части подготовительной фазы учащиеся с помощью специально разработанных приемов, разнящихся от урока к уроку, самостоятельно определяют букву (буквы), предназначенную для письма:

Пример 1

о

м

б

о

д

а

 

м

я

я

в

о

о

н

с

г

э

е

р

 

Предлагаю детям задание: «Внимательно посмотрите на данное изображение и скажите, какую букву мы будем сегодня писать? Она встречается чаще, чем другие. Сколько раз? Какая это буква?»

Учащиеся, мобилизуя внимание, наблюдательность, сообразительность, выявляют искомую букву (буквы) и дают полный обоснованный ответ, одновременно формулируя тему минутки чистописания: «Сегодня мы будем писать букву о. Она изображена — четыре раза».

Для проведения второй части минутки чистописания пишу на доске цепочку букв (или букв и их элементов) и предлагаю детям очередное задание.

Определите порядок написания букв в данном ряду: об, ов, ог, од …

Вариант ответа учащихся: «Строчная о чередуется с согласными буквами по порядку их расположения в алфавите».

На исполнительной фазе дети записывают в тетради на первой строчке букву минутки чистописания и на второй строчке начатый ряд букв, самостоятельно продолжая его до конца строки и ориентируясь на алфавит.

Таким образом, учащиеся не только совершенствуют свой графический навык, но развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности.

Во втором и третьем классах на минутках чистописания наряду с совершенствованием графического навыка осуществляется совмещение нахождения буквы (букв), предназначенной для написания, с неполным фонетическим разбором [2, с. 4]:.

Пример 2:

На слайде записаны слова: день, стол, кино, речь. Детям предлагается выполнить задание: «Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем сегодня писать во время минутки чистописания. Она обозначает парный глухой мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове находится?» Учащиеся дают полный аргументированный ответ на вопросы, одновременно характеризуя предстоящие учебные действия: «Сегодня мы будем писать букву к. Она находиться в слове кино, где обозначает парный глухой мягкий согласный звук [к’]».

Более сложный вариант предполагает совмещение поиска буквы с неполным фонетическим разбором и одновременным введением дополнительных поисковых объектов, связанных с изученными темами русского языка [2, с. 5]:.

Пример 3.

На слайде записаны слова: высокий, голосовать, липа. Формулируется задание: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает парный звонкий твёрдый согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?»

Вариант ответа: «Сегодня мы будем писать букву г. В корне голос- глагола голосовать она обозначает парный твёрдый звонкий согласный звук [г].

На четвёртом году обучения, выполняя задания, дети вначале выявляют механизм определения буквы, а затем осуществляют её поиск, в дальнейшем формулируют тему минутки чистописания.

Пример 4.

Ориентирую детей на запись на доске:

твёрдый - мягкий старый (человек) - ?

большой - ? война - ?

Даю установку: «Если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания».

Вариант ответа учащихся: «К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу (антонимы), начинающиеся на букву м. Значит, сегодня мы будем писать букву м».

Рассмотренные приёмы позволяют совершенствовать логическое мышление учащихся, их доказательную связную речь, способствуют развитию устойчивости, распределения, объёма внимания, оперативной памяти, наблюдательности, совершенствуют орфографический навык, повышают интерес к русскому языку.

На следующем этапе урока – словарно-орфографической работе также меняю структуру и методику проведения. Мини-мобилизующая часть, которую предлагаю учащимся перед ознакомлением с лексическим значением нового словарного слова с помощью специальных заданий, развивает интеллектуальные качества детей. Учащиеся определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться.

Для этого использую приёмы формулирования заданий учащимся при сохранении тенденции постепенного увеличения роли детей в проведении данного этапа урока.

1 приём. Поиск предназначенного для ознакомления слова, связанный с работой по фонетике и повторением изученного учебного материала, осуществляемый на основе точных установок учителя [2, с. 7]:.

Пример 5.

На доске даны буквы: Ш Т В С А К Г П О Ф Н Ч

Детям предлагаю выполнить задание: «Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?» (Вагон).

2 приём. Уменьшение количества конкретных указаний учителя, помогающих учащимся определить искомое слово [2, с. 8].

Пример 6.

Учащимся предлагаю игра-поиск: «Вы прочитаете новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдёте окошечко с первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова:

                         а        

д                                 е              б                 

            о                    п

Какое слово вы прочитали, и каким образом вы его нашли?»

Вариант ответа: «Мы прочитали слово победа. Начали с окошечка, в котором ярче, чем в других выделена буква. Далее поднимались на ступеньку выше и соединяли буквы, которые в них написаны».

3 приём. Полное отсутствие указаний учителя, координирующих действия учащихся.

Пример 7.

Даю задание: «Посмотрите на данную запись и определите слова, с которыми мы познакомимся на уроке:

. . . . . .

М с о т о с к л в и а ц а

. . . . . . .

Какие это слова? Как вы их нашли?»

Вариант ответа: «Мы познакомимся со словами Москва и столица. Чтобы их определить, надо соединить буквы, над которыми наверху стоят точки. Затем соединить буквы, под которыми внизу стоят точки».

4 приём. Применение для определения нового слова разнообразных шифров и кодов с конкретными указаниями учителя и без них [2, с. 9].

Пример 8. Фрагмент урока.

Сегодня мы познакомимся с двумя новыми словами. Они зашифрованы с помощью чисел.

Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.

Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8.

Каждому числу соответствует определенная буква:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т

- Какие слова здесь зашифрованы? (Зашифрованы слова капуста и картофель)

- В чем смысловое сходство слов капуста и картофель? (Капуста и картофель — это овощи)

- Чем отличается капуста от картофеля? (Капуста обычно растет в виде кочана, а картофель — в виде клубней со стеблем)

- Кто знает, каким полезным веществом богаты клубни картофеля? (Клубни картофеля содержат много крахмала.)

(Идёт краткое сообщение об этих овощах)

- Найдите в орфографическом словарике слова капуста и картофель. Напишите их в тетрадь. Поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные.

- Что можете отметить общего в написании данных слов? (В обоих словах есть непроверяемая безударная гласная а.)

- Составьте предложения, в которые одновременно входили бы слова капуста и картофель, а ранее изученные слова огород, завтрак поочередно менялись.

Примеры составленных учащимися предложений.

В огороде посадили капусту и картофель.

На завтрак подали блюдо из капусты и картофеля.

5 приём. Сочетание самых разнообразных видов деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, деление слов на слоги, орфографическая работа, в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется аналитико-синтетическая работа, развиваются объём и сосредоточенность внимания, оперативная память [2, с. 10].

Пример 9.

Детям предлагаю узнать новое слово из словарика, правильно выполнив задания и определив буквы искомого слова.

Задание 1. Первая буква искомого слова является окончанием в слове суббота.

Задание 2. Вторая буква – согласная во втором слоге слова родина.

Задание 3. Третья буква обозначает непарный звонкий твёрдый согласный звук в слове корова.

Задание 4. Четвёртая буква – непроверяемая безударная гласная в корне слова песок.

Задание 5. Пятая буква обозначает парный глухой мягкий согласный звук в слове месяц. (Адрес)

Очень важным структурным компонентом урока считаю формулирование учащимися темы и цели (образовательной) урока. Для этого, таким образом, подбираю учебный материал и организую работу с ним, чтобы учащиеся на основе глубокой и активной речемыслительной деятельности смогли самостоятельно, с той или иной степенью точности, сформулировать предназначенную для изучения тему. В зависимости от изучаемого материала и структуры урока это действие может осуществляться в конце повторения изученного материала, на минутке чистописания или на этапе словарно-орфографической работы

Сразу после этого учащиеся приступают к определению и формулированию образовательной цели урока. Это своего рода логическая задача, поскольку основная для данного урока образовательная цель проистекает из его темы и типа. Первоначально формулирование цели урока осуществляется коллективно с использованием написанных опорных слов, обозначающих начало данных фраз. Постепенно дети полностью переходят к самостоятельному формулированию цели.

Ознакомление школьников с новым учебным материалом провожу с помощью частично-поискового метода. Его основу составляет речевое действие. При подготовке к уроку продумываю последовательность мыслительных операций детей, на уроке направляю ход учебных действий, вводя необходимые при формулировании нового понятия речевые обороты и языковые термины.

Пример 10. Фрагмент урока. Тема урока: «Суффикс».

Учащиеся формулируют тему урока во время словарно-орфографической работы. Познакомились с новым словарным словом малина.

- Как можно назвать маленькую ягоду малины? (Маленькую ягоду малины можно назвать малинка.)

- Как называется участок земли, где растут кусты малины? (Участок земли, где растут кусты малины называется малинник.)

(Записать на доске слова: малина, малинка, малинник)

- Выделите в каждом написанном слове известные вам составные части.

- Какую часть слова во втором и третьем словах вы не смогли выделить? (Мы не смогли выделить часть слова, которая стоит после корня.)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Тема урока: «Часть слова, стоящая после корня»)

- Эта часть слова называется суффикс, значит тема урока: «Суффикс».

- Теперь давайте узнаем, что мы будем на уроке делать. Опираясь на опорные слова, определите цель урока.

Учащиеся выполняют предлагаемые практические операции и в развёрнутой форме, с использованием вводимых терминов и оборотов характеризуют свои действия, формулируют выводы, обобщают материал.

Дальнейшее интеллектуальное развитие осуществляю на этапе закрепления вновь изученного материала, где широкое применение находят лексико-орфографические упражнения, призванные интенсивно совершенствовать важнейшие мыслительные операции.

Пример 11.

К каждому слову из левого столбика, обозначающему целое понятие, подберите соответствующее ему слово из правого стол­бика, обозначающее его часть. Выделите в словах приставки. Вставьте пропущенные буквы.

удоч...ка

з...гадка

фольклор

п...плавок

ст...кан

пр...пев

произведение

н...звание

песня

п...дст...канник

Образец: удочка – поплавок.

Таким образом, на каждом этапе урока русского языка возможно и необходимо осуществлять развитие интеллектуальных способностей младших школьников. Достигается оно лишь в тех случаях, когда во всех видах учебно-воспитательной работы по русскому языку отдаётся предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы: анализ, синтез, обобщение, оценка явлений и т. д., осваивается их специфика, организуется самостоятельная деятельность учащихся, ориентированная на творчество; используется тактика качественного изменения заданий, а не количественного их увеличения.

4. Исследовательская деятельность младших школьников

Одним из направлений по развитию интеллектуально – творческих способностей учащихся является организация исследовательской деятельности учащихся и педагогов. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

– выявление наиболее одаренных учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки и развитие их творческих способностей;

– совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей, и повышение их уровня знаний и эрудиции;

– формирование более глубокого и многогранного восприятия окружающего мира,

осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;

– участие учащихся в проводимых в рамках школы, города, республики конкурсах, олимпиадах, конференциях;

– поддержание тесного контакта с родителями и взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений.

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини – проекты. Многие работы носят коллективный характер, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Результатами проекта учащихся являются выставки рисунков, оформление экологических плакатов, фотоальбомы, буклеты, выставка поделок «Природа и фантазия», книжки – самоделки. Предлагаю учащимся выполнить индивидуальные проекты - «Живая азбука», «Числа вокруг нас», «Подарок маме своими руками», «Моя семья».

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

Начало любого исследования начинается с выбора темы. Чтобы подвести детей к правильному выбору, прошу ответить на следующие вопросы:

– Что тебе интересно больше всего?

– Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?

– Чем любишь заниматься в свободное время?

– О чём хотелось бы узнать как можно больше?

Ответив на эти вопросы, даю совет, какую тему исследования можно выбрать. После того как сформулирована тема исследования, необходимо подумать над целями и задачами работы. Для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез по теме исследования. Если гипотез несколько, то нужно выбрать самую важную.

Работая над выбранной темой, учащийся просматривает литературу, обращается к компьютеру, находит в сети Интернет нужные сведения, проводит наблюдения, встречается с людьми разных профессий. Найденный материал мы просматриваем, выясняем, что нужно провести - анкетирование, опрос или эксперимент, какие подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем в виде презентации, буклета. Затем учащийся готовится выступать на часе общения или включаю его выступление на одном из уроков. Первые исследовательские работы носят больше информационный характер, основной целью которых было научиться вычленять и находить необходимую информацию. Универсальный источник информации, который есть всегда у каждого ребенка, - это возможность общения с родителями, одноклассниками, друзьями и т.д. Поиску и использованию разных источников информации надо целенаправленно учить школьников. Одновременно мы учились задавать волнующие нас вопросы. Затем мы перешли к проблемным вопросам, которые требовали не просто поиска информации, а целое исследование. Учащиеся моего класса выполняли как групповые, так и индивидуальные исследовательские работы во время уроков и внеурочной деятельности.

Стулов Владислав, ученик 1 класса, стал победителем VI Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «СТАРТ В НАУКЕ» с работой «Закат на берегу моря» в г. Москве, 2019г

Фахретдинов Денис и Одокиенко Эвелина стали победителями заочного этапа VII Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «СТАРТ В НАУКЕ».

Одокиенко Эвелина – «Курение - вред здоровью» (диплом победителя III степени);

Фахретдинов Денис – «Удивительные свойства обыкновенной бумаги» (диплом победителя III степени).

Очный этап прошёл в г. Сочи в октябре 2019г., где ребята достойно защитили свои исследовательские работы. На этом они не остановились и вновь приняли участие, уже в IX Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «СТАРТ В НАУКЕ».

Фахретдинов Денис – «Почему нефть называют «чёрным золотом» (диплом победителя I степени);

Одокиенко Эвелина – «Рукой подать до Луны» (диплом победителя II степени).

По мере взросления ребят становятся сложнее и их исследовательские работы, над которыми они работают. Так, в четвёртом классе при изучении раздела «Устное народное творчество» по литературному чтению ученики заинтересовались происхождением, значением и применением пословиц и поговорок. Моисеева Анастасия провести исследование на тему «Роль пословицы и поговорки в жизни современного человека». Она проделала огромную работу, в ходе которой беседовала с родителями, родственниками, соседями, узнавали, какие пословицы и поговорки чаще всего применяют в своей речи и в каких случаях. Провела опрос учащихся класса, выяснила, какие пословицы являются их любимыми и почему. Была составлена рейтинговая таблица пословиц. В классе создали альбом рисунков «Нарисуй пословицу», дети составляли рассказы, заголовками которых были пословицы и поговорки. Моисеева Анастасия также является победителем VI Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «СТАРТ В НАУКЕ». Её исследовательская работа размещена на сайте журнала "Старт в науке" и напечатана в журнале «Старт в науке». – 2019г., № 2-1 - с. 130 – 138

Ларин Иван стал победителем II степени Международного конкурса исследовательских и проектных работ «Первые шаги в науку», 2018г

5. Заключение

Интеллектуальное развитие младшего школьника - одна из основных задач в образовании. Опыт работы с детьми младшего школьного возраста показывает, что при правильном, систематическом использовании комплексного развития можно добиться существенного продвижения в развитии интеллектуальных способностей каждого ученика, этим самым повышать и качество знаний русского языка. Для этого необходимо использование разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка, действенного подхода к обучению, сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

Апробированная мною система упражнений для развития интеллектуальной деятельности младшего школьника нашла свое применение и дает положительный результат.


Библиографическая ссылка

Узенбаева В.Р. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА» // Успехи просвещения. – 2020. – № 2. – С. 1-1;
URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=34 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674