C 2015 года система российского образования начала работать по Федеральному государственному образовательному стандарту [4]. Согласно требованиям ФГОС ценностными ориентирами современного российского образования являются:
- понимание и принятие ценностей иных культур, мировоззрений и цивилизаций;
- осознание человеком своей сопричастности судьбой своей страны, человечеством;
- формирование у молодежи способности к восприятию идей диалога культур, способствующих формированию толерантного сознания, солидарности, взаимопонимания между людьми разных убеждений, национальных культур;
- формирование мотивации к познанию и творчеству, любознательности, готовности к самообучению в течение всей жизни;
- готовность к сотрудничеству с другими людьми, социальным коммуникациям на основе восприятия позитивных ценностей [5].
Статус второго иностранного языка определен в стандарте основной школы. Он включен в перечень обязательных предметов в предметной области «Филология». И в требованиях к предметным результатам также сформулированы требования, которые называются «Иностранный язык», «Второй иностранный язык». Статус его является обязательным на ступени основного образования — с пятого по девятый класс.
ФГОС ставит перед системой образования задачи подготовки учащихся к многоязычию, обеспечивая при этом формирование ключевых компетенций:
- компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе;
- компетенции в области коммуникаций;
- компетенции, связанные с информацией;
- компетенции, связанные со способностью к самообразованию [1].
Цель исследования: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства.
В современном мире лингвистическая компетенция, наряду с другими умениями, навыками и квалификацией, является формой личного капитала человека. Как и любые другие формы капитала, она обретает свою ценность в зависимости от положения на рынке труда [3, с. 28].
Таким образом, многоязычие становится как культурологической, так и экономической категорией, позволяющей выпускнику школы достигнуть ожидаемых по ФГОС предметных результатов изучения иностранных языков:
1) формирование толерантного отношения к ценностям иных культур, развитие национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях [2].
Материал и методы исследования
С 2015-2016 учебного года на базе МБОУ СОШ №29 «Гармония» начала работу Городская инновационная площадка по теме «Реализация принципа многоязычной коммуникативной компетенции и развитие социокультурной образованности школьников».
Актуальность нашей инновационной работы напрямую связана с требованиями ФГОС по изучению 2-го иностранного языка с 5-го класса. Исходя из вышесказанного, мы считаем обучение многоязычию в нашей школе своевременным и перспективным с методической точки зрения.
2016-2019 годы — этап практической научно-исследовательской деятельности ГИП, который включает в себя:
- инструктивно-методическую и индивидуальную работу с участниками ГИП;
- практическую часть научно-исследовательской работы;
-повышение квалификации педагогов;
-психолого-педагогическое сопровождение экспериментальной работы;
- проведение мониторинга знаний учащихся.
Мониторинг соотношения качества знаний учащихся по двум иностранным языкам, проводится в течение 3-х лет работы ГИП по результатам каждой четверти и учебного года. Мониторинг, проведенный за II полугодие 2018-2019 учебного года, показывает положительную динамику в изучении иностранных языков (рис. 1, 2).
Рис. 1. Качество знаний за 2018-2019 год по полугодиям учащихся 8в класса
Рис. 2. Качество знаний за 2018-2019 год по полугодиям учащихся 8а класса
Еще одной формой инновационной работы ГИП является исследовательская работа учащиеся в рамках Научного общества учащихся «Интеллект» МБОУ СОШ №29 «Гармония» - секции «Иностранные языки». Учащиеся выполняют исследовательские работы и представляют их на школьных «Днях Науки» и городских научно-практических конференциях и конкурсах.
В 9 международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» приняли участие Погосян А. и Айрапетян Л. На конкурс была представлена исследовательская работа «Россия в олимпийской истории».
Исследовательскую работу «Боевая эскадрилья Нормандия-Неман» подготовили учащиеся Погосян А. и Абаева А. и приняли участие в городской конференции «Старт в науку: взгляд в будущее», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне на базе Пятигорского техникума экономики и инновационных технологий.
Результаты исследования
Результатами работы данного этапа ГИП мы считаем следующие инновационные продукты.
- Разработки и проведение билингвальных уроков.
- Разработка сценариев и проведение внеклассных мероприятий на четырех языках.
- Исследовательские работы учащихся.
- Творческие работы учащихся:
- Видеофильм на четырех языках «Города-олимпийцы».
- Видеофильм «История французского языка».
- Проект на четырех языках «История зимних олимпийских игр».
- Проект «Паралимпийское движение».
- Творческая работа на английском и немецком языках «Проба пера».
- Презентации на иностранных языках:
- «Английский чай».
- «Праздники Германии».
- «Испанская семья».
- «Пятигорск».
- «Открытие Колумбом Америки».
- «Язык жестов».
- «Толерантность».
- Статьи учителей, работающих на базе ГИП об инновационной деятельности:
- «Современные модели и технологии обучения в образовательном учреждении» - Аракелян Я. А. - учитель немецкого языка
- «Обучение второму иностранному языку на базе английского» - Бурлуцкая Е. Н., Янкелевич Е. В.
- «Современные методы обучения второму иностранному языку в средней школе» - Янкелевич Е.В. - учитель английского языка.
За время работы ГИП наши учащиеся неоднократно побеждали и занимали призовые места в конкурсах и олимпиадах различного уровня:
Учащиеся школы принимали участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях различного уровня в 2019-2020 учебном году и показали хорошие результаты (таблица).
Результаты учащихся, принимавших участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях различного уровня в 2019-2020 учебном году
№ |
Название олимпиады |
уровень |
ФИО |
класс |
результат |
язык |
1. |
«Лондон-экспресс»
|
международный
|
Демина Е. Чакалова Н. Данг Чунг Куан Горбунова А. |
6 5 7 7 |
победитель отборочного тура
|
английский |
Пилипенко Н. |
5 |
немецкий |
||||
Онищенко Н. |
9 |
английский |
||||
2. |
Евразийская олимпиада школьников |
Всероссийский |
Белоусов Д. Этенейер Ян
|
|
участники |
испанский |
3. |
ВОШ по англ. языку |
муниципальный |
Данг Чунг Куан Ерженин А. |
7 10 |
призеры |
английский |
4. |
ВОШ по франц. языку |
муниципальный |
Данг Чунг Куан Малофеева М. |
7 9 |
победитель призер |
французский |
5. |
ВОШ по нем.. языку |
муниципальный |
Семенова П. Шалашова Соня Тимошенко Н. Громов Д. |
11 11
7 |
победитель призер призер призер |
немецкий немецкий |
6. |
ВОШ по нем.. языку |
региональный |
Семенова П. Шалашова С. |
|
призеры |
немецкий |
7. |
Олимпиада для учащихся 9-11 кл. ПГУ Отборочный тур. |
муниципальный |
Ерженин А. Айрапетян Л. Петросов Л. Погосян А. |
10 10 10 8 |
победитель победитель победитель призер |
английский |
8. |
Фестиваль «Все флаги в гости к нам!» |
муниципальный |
Группа учащихся |
5-11 |
1-е место |
английский немецкий испанский французский |
9. |
Конкурс «Юные дарования» СОШ №12 |
муниципальный |
Чакалова Н.
|
6 |
Лауреат |
английский |
10. |
Фонетический конкурс (английский язык)
|
муниципальный |
Григорян С. Йылар Э. Пасева А. Хоревич М. Решетнякова Я. |
3 4 |
лауреаты |
английский |
11. |
Конкурс «Тотальный диктант по немецкому языку» |
Всероссийский |
Семенова П. Шалашова С. |
11 |
победители |
немецкий |
Заключение
Психологический мониторинг усвоения второго иностранного языка показал, что при обучении второму иностранному языку учитываются результаты психолого-педагогического исследования, которые выявили временные затруднения учащихся в овладении вторым иностранным языком: фонетические трудности, преодоление интерференции, психологический барьер перехода с одного иностранного языка на другой.
Проведенные мониторинговые исследования качества знаний учащихся и психолого-педагогическое тестирование позволяют корректировать работу ГИП, учитывать затруднения и проблемы, возникающие при изучении второго иностранного языка.
Открытие ГИП позволило использовать новые формы и методы педагогической деятельности. Изучение второго иностранного языка дает возможность учащимся проявить себя в различных олимпиадах и конкурсах по второму языку. Особенно нравятся учащимся мероприятия, проводимые на базе Пятигорского государственного университета. На заседаниях Карибского клуба испанского факультета ребята встречаются с носителями языка, знакомятся с историей и культурой Испании и Латиноамериканских стран, исполняют национальные испанские песни и танцы.
Также ученики нашей школы встречаются с носителями языка из Германии и принимают участие в традиционном конкурсе на базе ПГУ «Дни Германии в Пятигорске».
Достижения учащихся и учителей нашей школы были отмечены дипломами и грамотами.
В качестве показателей повышения мотивации изучения иностранных языков и позитивных изменений отмечается следующая динамика:
- Усиление мотивации изучения иностранных языков путём использования инновационных информационных технологий.
- Воспитание благожелательного отношения и эмпатического восприятия культуры страны изучаемого языка.
- Воспитание готовности к межкультурному сотрудничеству.
- Расширение знаний о коммуникативном поведении представителей страны изучаемого языка.
Школьному методическому объединению учителей иностранного языка в 2020-2021 учебном году необходимо решать следующие задачи:
- усиление коммуникативного подхода при обучении основным видам речевой деятельности;
- внедрение новых ФГОС на этапе среднего (полного) образования в обучении иностранному языку;
- внедрение инновационных педагогических технологий обучения;
- изучение, обобщение и распространение опыта коммуникативного обучения иностранному языку;
- оказание помощи учителям и руководителям, курирующим иностранные языки, в работе по реализации стандартов по иностранному языку, в проведении опытно-экспериментальной работы, по организации и планированию дистанционного обучения по предмету;
- диагностика профессиональных потребностей педагогов и их практическое осуществление;
- развитие коммуникативной культуры, проявляющейся в способности к конструктивному диалоговому взаимодействию.
Библиографическая ссылка
Янкелевич Е.В., Бурлуцкая Е.Н. РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ПО ИЗУЧЕНИЮ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Успехи просвещения. – 2020. – № 1. – С. 6-6;URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=33 (дата обращения: 23.11.2024).