Научный педагогический журнал
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

IMPLEMENTATION OF THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR THE STUDY OF A SECOND FOREIGN LANGUAGE IN SECONDARY SCHOOLS

Yankelevich E.V. 1 Burlutskaya E.N. 1
1 Comprehensive secondary school № 29 "Harmony"
This article discusses the improvement of the effectiveness of the educational process through the use of modern approaches to the organization of educational activities, continuous improvement of professional level and pedagogical skills. Based on the research of the City innovation platform on the theme "Implementation of the principle of multilingual communicative competence and the development of socio-cultural education of schoolchildren", the results of the work of foreign language teachers on the modernization of the educational process in the Comprehensive secondary school №. 29 "Harmony" of Pyatigorsk, Stavropol territory, carried out in relation to the introduction of teaching a second foreign language based on English are determined. During the work of the innovation platform, optimal conditions were created for the identification and development of gifted children, the implementation of the principle of a personality-oriented approach in the training and education of students with an increased level of learning. In addition, the results of work on the development of socio-cultural education of schoolchildren and the promotion of intellectual values and the authority of knowledge are summarized. The article discusses the achievements of students in learning two foreign languages, as well as the creation of a system of interaction between schools and universities.
effectiveness of the educational process
multilingual communicative competence
teaching a second foreign language

C 2015 года система российского образования начала работать по Федеральному государственному образовательному стандарту [4]. Согласно требованиям ФГОС ценностными ориентирами современного российского образования являются:

- понимание и принятие ценностей иных культур, мировоззрений и цивилизаций;

- осознание человеком своей сопричастности судьбой своей страны, человечеством;

- формирование у молодежи способности к восприятию идей диалога культур, способствующих формированию толерантного сознания, солидарности, взаимопонимания между людьми разных убеждений, национальных культур;

- формирование мотивации к познанию и творчеству, любознательности, готовности к самообучению в течение всей жизни;

- готовность к сотрудничеству с другими людьми, социальным коммуникациям на основе восприятия позитивных ценностей [5].

Статус второго иностранного языка определен в стандарте основной школы. Он включен в перечень обязательных предметов в предметной области «Филология». И в требованиях к предметным результатам также сформулированы требования, которые называются «Иностранный язык», «Второй иностранный язык». Статус его является обязательным на ступени основного образования — с пятого по девятый класс.

ФГОС ставит перед системой образования задачи подготовки учащихся к многоязычию, обеспечивая при этом формирование ключевых компетенций:

- компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе;

- компетенции в области коммуникаций;

- компетенции, связанные с информацией;

- компетенции, связанные со способностью к самообразованию [1].

Цель исследования: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства.

В современном мире лингвистическая компетенция, наряду с другими умениями, навыками и квалификацией, является формой личного капитала человека. Как и любые другие формы капитала, она обретает свою ценность в зависимости от положения на рынке труда [3, с. 28].

Таким образом, многоязычие становится как культурологической, так и экономической категорией, позволяющей выпускнику школы достигнуть ожидаемых по ФГОС предметных результатов изучения иностранных языков:

1) формирование толерантного отношения к ценностям иных культур, развитие национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях [2].

Материал и методы исследования

С 2015-2016 учебного года на базе МБОУ СОШ №29 «Гармония» начала работу Городская инновационная площадка по теме «Реализация принципа многоязычной коммуникативной компетенции и развитие социокультурной образованности школьников».

Актуальность нашей инновационной работы напрямую связана с требованиями ФГОС по изучению 2-го иностранного языка с 5-го класса. Исходя из вышесказанного, мы считаем обучение многоязычию в нашей школе своевременным и перспективным с методической точки зрения.

2016-2019 годы — этап практической научно-исследовательской деятельности ГИП, который включает в себя:

- инструктивно-методическую и индивидуальную работу с участниками ГИП;

- практическую часть научно-исследовательской работы;

-повышение квалификации педагогов;

-психолого-педагогическое сопровождение экспериментальной работы;

- проведение мониторинга знаний учащихся.

Мониторинг соотношения качества знаний учащихся по двум иностранным языкам, проводится в течение 3-х лет работы ГИП по результатам каждой четверти и учебного года. Мониторинг, проведенный за II полугодие 2018-2019 учебного года, показывает положительную динамику в изучении иностранных языков (рис. 1, 2).

Рис. 1. Качество знаний за 2018-2019 год по полугодиям учащихся 8в класса

Рис. 2. Качество знаний за 2018-2019 год по полугодиям учащихся 8а класса

Еще одной формой инновационной работы ГИП является исследовательская работа учащиеся в рамках Научного общества учащихся «Интеллект» МБОУ СОШ №29 «Гармония» - секции «Иностранные языки». Учащиеся выполняют исследовательские работы и представляют их на школьных «Днях Науки» и городских научно-практических конференциях и конкурсах.

В 9 международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» приняли участие Погосян А. и Айрапетян Л. На конкурс была представлена исследовательская работа «Россия в олимпийской истории».

Исследовательскую работу «Боевая эскадрилья Нормандия-Неман» подготовили учащиеся Погосян А. и Абаева А. и приняли участие в городской конференции «Старт в науку: взгляд в будущее», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне на базе Пятигорского техникума экономики и инновационных технологий.

Результаты исследования

Результатами работы данного этапа ГИП мы считаем следующие инновационные продукты.

  1. Разработки и проведение билингвальных уроков.
  2. Разработка сценариев и проведение внеклассных мероприятий на четырех языках.
  3. Исследовательские работы учащихся.
  4. Творческие работы учащихся:
  • Видеофильм на четырех языках «Города-олимпийцы».
  • Видеофильм «История французского языка».
  • Проект на четырех языках «История зимних олимпийских игр».
  • Проект «Паралимпийское движение».
  • Творческая работа на английском и немецком языках «Проба пера».
  1. Презентации на иностранных языках:
  • «Английский чай».
  • «Праздники Германии».
  • «Испанская семья».
  • «Пятигорск».
  • «Открытие Колумбом Америки».
  • «Язык жестов».
  • «Толерантность».
  1. Статьи учителей, работающих на базе ГИП об инновационной деятельности:
  • «Современные модели и технологии обучения в образовательном учреждении» - Аракелян Я. А. - учитель немецкого языка
  • «Обучение второму иностранному языку на базе английского» - Бурлуцкая Е. Н., Янкелевич Е. В.
  • «Современные методы обучения второму иностранному языку в средней школе» - Янкелевич Е.В. - учитель английского языка.

За время работы ГИП наши учащиеся неоднократно побеждали и занимали призовые места в конкурсах и олимпиадах различного уровня:

Учащиеся школы принимали участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях различного уровня в 2019-2020 учебном году и показали хорошие результаты (таблица).

Результаты учащихся, принимавших участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях различного уровня в 2019-2020 учебном году

Название олимпиады

уровень

ФИО

класс

результат

язык

1.

«Лондон-экспресс»

 

международный

 

Демина Е.

Чакалова Н.

Данг Чунг Куан

Горбунова А.

6

5

7

7

победитель

отборочного тура

 

английский

Пилипенко Н.

5

немецкий

Онищенко Н.

9

английский

2.

Евразийская олимпиада

школьников

Всероссийский

Белоусов Д.

Этенейер Ян

 

 

участники

испанский

3.

ВОШ по англ. языку

муниципальный

Данг Чунг Куан

Ерженин А.

7

10

призеры

английский

4.

ВОШ по франц. языку

муниципальный

Данг Чунг Куан

Малофеева М.

7

9

победитель

призер

французский

5.

ВОШ по нем.. языку

муниципальный

Семенова П.

Шалашова Соня

Тимошенко Н.

Громов Д.

11

11

 

7

победитель

призер

призер

призер

немецкий

немецкий

6.

ВОШ по нем.. языку

региональный

Семенова П.

Шалашова С.

 

призеры

немецкий

7.

Олимпиада для учащихся 9-11 кл. ПГУ

Отборочный тур.

муниципальный

Ерженин А.

Айрапетян Л.

Петросов Л.

Погосян А.

10

10

10

8

победитель

победитель

победитель

призер

английский

8.

Фестиваль «Все флаги в гости к нам!»

муниципальный

Группа учащихся

5-11

1-е место

английский

немецкий испанский

французский

9.

Конкурс «Юные дарования» СОШ №12

муниципальный

Чакалова Н.

 

6

Лауреат

английский

10.

Фонетический конкурс

(английский язык)

 

муниципальный

Григорян С.

Йылар Э.

Пасева А.

Хоревич М.

Решетнякова Я.

3

4

лауреаты

английский

11.

Конкурс «Тотальный диктант по немецкому языку»

Всероссийский

Семенова П.

Шалашова С.

11

победители

немецкий

 

Заключение

Психологический мониторинг усвоения второго иностранного языка показал, что при обучении второму иностранному языку учитываются результаты психолого-педагогического исследования, которые выявили временные затруднения учащихся в овладении вторым иностранным языком: фонетические трудности, преодоление интерференции, психологический барьер перехода с одного иностранного языка на другой.

Проведенные мониторинговые исследования качества знаний учащихся и психолого-педагогическое тестирование позволяют корректировать работу ГИП, учитывать затруднения и проблемы, возникающие при изучении второго иностранного языка.

Открытие ГИП позволило использовать новые формы и методы педагогической деятельности. Изучение второго иностранного языка дает возможность учащимся проявить себя в различных олимпиадах и конкурсах по второму языку. Особенно нравятся учащимся мероприятия, проводимые на базе Пятигорского государственного университета. На заседаниях Карибского клуба испанского факультета ребята встречаются с носителями языка, знакомятся с историей и культурой Испании и Латиноамериканских стран, исполняют национальные испанские песни и танцы.

Также ученики нашей школы встречаются с носителями языка из Германии и принимают участие в традиционном конкурсе на базе ПГУ «Дни Германии в Пятигорске».

Достижения учащихся и учителей нашей школы были отмечены дипломами и грамотами.

В качестве показателей повышения мотивации изучения иностранных языков и позитивных изменений отмечается следующая динамика:

  • Усиление мотивации изучения иностранных языков путём использования инновационных информационных технологий.
  • Воспитание благожелательного отношения и эмпатического восприятия культуры страны изучаемого языка.
  • Воспитание готовности к межкультурному сотрудничеству.
  • Расширение знаний о коммуникативном поведении представителей страны изучаемого языка.

Школьному методическому объединению учителей иностранного языка в 2020-2021 учебном году необходимо решать следующие задачи:

  • усиление коммуникативного подхода при обучении основным видам речевой деятельности;
  • внедрение новых ФГОС на этапе среднего (полного) образования в обучении иностранному языку;
  • внедрение инновационных педагогических технологий обучения;
  • изучение, обобщение и распространение опыта коммуникативного обучения иностранному языку;
  • оказание помощи учителям и руководителям, курирующим иностранные языки, в работе по реализации стандартов по иностранному языку, в проведении опытно-экспериментальной работы, по организации и планированию дистанционного обучения по предмету;
  • диагностика профессиональных потребностей педагогов и их практическое осуществление;
  • развитие коммуникативной культуры, проявляющейся в способности к конструктивному диалоговому взаимодействию.