Научный педагогический журнал
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

1
1

В данной статье речь идет о возможностях общего развития и социальной интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уровне начального общего образования с помощью интерактивных платформ. Время диктует, что просто необходимы существенные перемены в образовании, новые методы и приемы в образовательном процессе. Более глубокого усвоения материала можно достичь, когда сами обучающиеся добывают знания, когда оптимально вовлечены в процесс познавательной деятельности.

С 2016 года в МАОУ «Уватская СОШ» реализуется федеральный государственный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Одним из требований стандарта является разработка специальной индивидуальной программы развития ребенка, которая призвана способствовать общему развитию и социальной интеграции обучающихся. Проблемы развития и формирования положительной учебной мотивации на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Этой проблеме посвящено множество исследований в психологии и педагогике. Актуальность формирования мотивации в школьном возрасте обусловлена новыми Федеральными стандартами в обучении, в т.ч. для учащихся ОВЗ постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии. Цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.

Использование информационных технологий помогает педагогам делать работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием, делать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.

Детям с ОВЗ трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Поэтому применение в процессе обучения интерактивных компьютерных продуктов является одним из способов решения данной проблемы. Перед учителем стоит важная задача заинтересовать обучающегося, в т.ч. с ОВЗ, то есть повысить мотивационную деятельность, вовлечь его в учебный процесс таким образом, чтобы он смог оценить свои силы и возможности, чтобы каждый обучающийся сказал: «Я хочу научиться, потому что мне интересно» и «Я смогу овладеть знаниями», «Мне нужны эти знания, чтобы потом применить их в жизни».

Для реализации учебных задач, которые я поставила в своей работе с целью общего развития и социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья, я использую в своей работе новые информационные системы в сочетании с традиционными методами обучения.

Это:

? Учи.ру – интерактивная онлайн – платформа;

? РЭШ – платформа образовательных электронных материалов;

? Я-класс – развивающий интерактивный портал.

Для всех этих систем характерны ключевые преимущества:

? Соответствие принципам ФГОС;

? Повышение образовательных результатов;

? Рост интереса к обучению;

? Доступность для детей с особыми образовательными потребностями

«Учи.ру» – это онлайн-платформа, где школьники изучают предметы в интерактивной форме. Хочу отметить , что данная платформа создавалась людьми увлеченными и мотивированными в области математики еще с детства, которым знакомы все трудности в приобретении знаний, поэтому она, как нельзя лучше может быть полезна нашим детям в пробуждении их мотивации в обучении и учителям , ставящим цель мотивировать своих учащихся.

Весь курс начальной школы разложен на множество взаимосвязанных интерактивных заданий, что позволяет строить индивидуальную образовательную траекторию.

За выполнение курса своего класса каждый ребенок получает сертификат, который он может распечатать и вложить в ПОРТФОЛИО и это тоже является дополнительным стимулом в работе.

Данную платформу я использую в основном на занятиях внеурочной деятельности, даю как домашнее задание и развивающую игру в каникулы. Каждый ребенок непринужденно играя, осваивает учебный материал и получает удовольствие и стимул в учебе. Задания Олимпиады даны в понятной детям игровой форме и нацелены на развитие нестандартного мышления. Они тренируют внимание, логику и пространственное воображение, учат мыслить шире привычных рамок, но при этом не требуют углубленного знания школьной программы, поэтому может успешно использоваться учащимися с ОВЗ. Сказать по отношению к этим задачам: «Мы этого не проходили» – нельзя.

С такой платформой и ее возможностями в силах любого учителя – не дать детям потерять мотивацию к обучению и помочь в социализации учащихся с ОВЗ.

РЭШ – платформа образовательных электронных материалов.

«Российская электронная школа» – это уникальное сочетание традиционного образования и новейших технологий, которое дает возможность учить и учиться по-новому. На уроках учитель, использует электронные материалы из библиотеки РЭШ по разным предметам. Это: тесты, слайды интерактива, работа по ссылкам сайтов из Интернета, электронные словари, виртуальные экскурсии.

Включение компьютерных технологий в школьные занятия предотвращает утомление детей, способствует развитию коммуникативных способностей, придает уверенность в себе.

В настоящее время информационные системы Учи.ру и РЭШ стали сотрудничать. Поэтому в своей работе я тоже использую из библиотеки РЭШ интерактивные карточки по предметам, созданные онлайн – платформой Учи.ру.

Их уникальность состоит в том, что обучение происходит в форме непрерывного диалога с учеником во время выполнения каждого задания. Система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению.

Работа учителя – это совокупность условий, ситуаций, создаваемых им на уроках для учения и развития учащихся, и ЯКласс помогает в этом.

Сайт ЯКласс содержит более 12 000 готовых заданий по основным школьным предметам, которые невозможно списать. Сайт помогает учителю мгновенно подготовить и проверить домашние задания в режиме «онлайн», а также автоматизировать другие рутинные операции.

Сегодня ежедневно слышу много положительных отзывов от родителей учащихся. Они признаются, что теперь не приходится силой отрывать детей от компьютерных игр, которые не приносят им никакой пользы. Вместо этого, школьники с интересом осваивают ЯКласс, решая задания по всем предметам. И это гораздо полезнее, чем время, потраченное впустую на всякие игр.

Уникальная особенность сайта ЯКласс заключается в том, что каждое задание и тест имеет множество вариантов. Ответы на такие задания невозможно списать ни в Интернете, ни у соседа по парте, ни с ГДЗ.

Учитель избавлен от проблемы списывания навсегда!

Мои третьеклассники безмерно рады, что уверенно лидируют в соревновании классов школы, и это лучшая мотивация обучения! Для работы дети используют любые гаджеты, следовательно, ресурс удобен и доступен в любое время. На уроке я вывожу изображение интернет-страницы на мультимедийную доску, используя теоретические сведения для повторения или изучения нового материала, провожу фронтальный опрос. В классе учащиеся всё чаще приходят в школу с планшетами, я использую эту возможность для выдачи дифференцированных заданий детям с ОВЗ.

Хочу отметить положительную особенность платформы – возможность создавать и собственные задания, и даже свою программу обучения с помощью «Редактора предметов, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

Таким образом, практика работы показала, что использование информационных платформ в работе с младшими школьниками с ОВЗ является необходимым средством обучения и способствует:

? активизации познавательной деятельности учащихся;

? повышению мотивации к учебе;

? эффективности коррекционно-образовательной деятельности;

? успешной социализации и дальнейшей профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, формирование социализации учащихся с ОВЗ является социальным заказом общества и насущной потребностью, способствующей становлению личности, ее самореализации в настоящем и будущем. Опыт работы по данной теме был мною представлен на заседании педагогического совета школы, районного методического объединения, районной конференции «Инклюзивное образование», областной августовской педагогической конференции и всероссийском конкурсе национальная премия «Элита Российского образования».