«Педагогика ненаука, аискусство— самое обширное, сложное, самое высокое исамое необходимое извсех искусств. Как искусство она кроме знаний требует способности инаклонности, икак искусствоже оно стремится кидеалу, вечно достигаемому иникогда вполне недостижимому: кидеалу совершенного человека».[5]
К. Д. Ушинский. «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии»
История — это многогранная наука, автор считает, что именно история – это наука наук. История - дисциплина, изучающая последовательность событий с точки зрения политики, государственного устройства, экономики, социальных отношений, религии, культуры, военного дела и многих других аспектов. Понятие «история» пришло из древнегреческого языка, где означало рассказ о прошлых событиях. «Отцом истории» называют древнегреческого писателя Геродота (V в. до н.э.), который написал большое произведение о греко-персидских войнах, он назвал книгу «История». В Древней Греции и Древнем Риме изучение исторических произведений было важной частью воспитания гражданина.
История, как наука прошла сложный путь: от понимания хронологии (Древний Рим) до рационального анализа фактов Фрэнсиса Бекона (1561-1626), от развития по спирали Джамбатиста Вико (1668- 1744) до понимания принципов объективного изучения истории и создания дальнейшей модели развития стран историков конца XIX -начала XX веков. Понятно, что в истории нашего государства был период марксистской концепции понимания истории и, соответственно, осознание исторического процесса через призму коммунистической идеологии. И после развала СССР, ведь свято место пусто не бывает, появилось увлечение основами демократии по западному образцу, извращенные понятия свободы как вседозволенности и распущенности, стремление к мультикультурализму, фальсификации нашей истории в угоду западным политикам. И посыпались как из рога изобилия реформы в системе образования, которые упрощали историю, часто знание истории подменялось и подменяется зубрежкой дат, цифр, событий для того, чтобы получить хороший балл на ОГЭ, ЕГЭ. Западные псевдополитики с трибуны вещают заведомую ложь и получается, что Советский Союз, правопреемницей которого является Россия, в союзе с нацистской Германией начал войну, не является победителем во Второй мировой войне? Начинается пересмотр, согласно сфальсифицированной истории, границ нашего государства, США и западными странами приветствуется все антирусское и некоторые бывшие республики СССР уже почувствовали себя униженными, оскорбленными «коммунистическим режимом», начинается вакханалия искривленной ложью истории: от обвинений до циничной агрессивной антироссийской пропаганды. Вот уже фашистские факельные шествия идут в Литве, Латвии, Эстонии, не говоря о бандеровцах и украинских нацистах, уже стало обыденным разрушение памятников, которые напоминают о Великой Отечественной войне. Всякие дуды призывают пристрелить Россию как раненного зверя, будановы и прочие политические карлики- к уничтожению русских во всем мире, уничтожению Русского мира. А в нашем государстве целое поколение сформировало в себе пиететное отношение к западным ценностям, недоверие и неуважение к собственному государству, истории, культуре. Причина, думаю, в разрушении плодородного слоя души, отрыв от корней, от собственной тысячелетней истории, богатых традиций. И превратились люди в «Иванов, не помнящих родства». Из истории мы знаем, что пойманные беглые каторжники в эпоху крепостного права часто притворялись, что не знают ни своего имени, ни своей семьи, ни откуда они родом. Поэтому их записывали как «Иван, родства не помнящий». Позже это выражение стало употребляться в адрес тех, кто не уважает свою историю и культуру. «Без идеи, без убеждения, без всякого понятия о добре и зле, Иваны Непомнящие …щеголяют отсутствием убеждений и во всеуслышание объявляют, что ни завтра, ни послезавтра не намерены стесняться никакими «узами». [4]
Нам нужно помнить, что народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времен. Мы, учителя истории, вновь должны вернуть общество к своим корням, чтобы не быть теми Иванами Непомнящими, изучив богатейший опыт российской исторической науки и педагогики, двигаться вперед в воспитании личности, гражданина и патриота. Нам нужно обратиться к основам российской исторической науки. «Российская историческая наука возникла как наука критическая, поучительная. Но мы не можем не видеть у отечественных историков от Нестора, Ломоносова, Карамзина и Пушкина до Ключевского, Соловьёва, Тарле и Рыбакова, — что все они ставили во главу угла не только отстранённый «хирургический интерес», стремление «извлечь уроки», но и любовь к собственному прошлому».[2]
нас есть богатейший опыт родоначальника научного подхода в педагогике - Константина Дмитриевича Ушинского (1823–1871), который взломал всю систему образования в России. До него никто не задумывался о научных основах педагогики, о новых подходах к образованию и о его эффективности. По учебникам Ушинского вся Россия училась практически полвека, его детские рассказы проходят в школах до сих пор. Воспитание Ушинский рассматривал как «создание истории». учителей заставил отойти от сухого канцеляризма в преподавании. Впервые в Смольном педагогика появилась как предмет — до Ушинского считалось, что человек, обладая знаниями может их передавать. Он стремился не только улучшить качество обучения, но и выявить его основы, правила. Эти принципы нужно использовать в преподавании истории, они абсолютно современны: обучение должно быть системным и последовательным, от конкретного — к отвлечённому, от знакомого — к незнакомому, от единичного — к сложному, от частного — к общему. В учебном материале нужно определённым образом расположить материал для повторения и практические задачи. Это обеспечит прочность знаний. Важно научить применять знания на практике, оперировать ими в разных ситуациях. Нет зубрежки, есть труд и стремление к знаниям, так отмечал Константин Дмитриевич: «Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт….».[6] Очень важно рассматривать историю как последовательную систему, по Ушинскому, при тщательном отборе содержания, где главной задачей является формирование у школьников целостной картины мира. В урок истории должны быть интегрированы материалы археологии, этнографии, культурологии, источниковедения. Помнить о том, что развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания способствует дальнейшему приобретению знаний самостоятельно. Учёбу ради учёбы Ушинский критиковал, утверждая, что образование должно иметь конкретную цель: сформировать правильное понимание жизни, которое сделает человека полезным себе и обществу.
Автор считает, что для преподавания истории необходима пассионарность, учитель должен с энергией, на каждом уроке не только излагать тему, но и всесторонне освещать влияние личностей, и формировать основы восприятия и любви к родной истории. Ведь источником развития культурных, идеологических, философских систем является стремление к активной деятельности, согласно теории Л. Н. Гумилёва (1912—1992), «Этногенез и биосфера Земли». Воспитание и образование должны учитывать культурные и языковые особенности народа. Это значит, что российская школа должна быть уникальной, как уникальна наша тысячелетняя история.
"... Мы живем во время, обильное идеалами, но идеалами, борющимися друг с другом, непримиримо враждебными. Это затрудняет целесообразный выбор. Знание своего прошлого облегчает такой выбор: оно не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности. Вырабатывающееся из него историческое сознание дает обществу, им обладающему, тот глазомер положения, то чутье минуты, которые предохраняют его как от косности, так и от торопливости. Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином"[1]. В. О. Ключевский (1841-1911). Разве не идут слова русского историка с нашим временем наравне?
Знание истории — это не идеальное владение интернет-ресурсами, быстрое нахождение ответов, это не сотрудничество с нейросетями, это формирование основ духовности и гражданственности, формирование духовных ценностей российского многонационального народа.
Таким образом, преподавание истории — это искусство. Мы должны руководствоваться в преподавании принципом научности, а не превращать историю в скучную цепь событий, дат, безликих личностей, бесконечной зубрежки. Мы должны отойти от этого нескончаемого канцеляризма, отчетов, когда надзирательные органы важнее образовательных, чиновники имеют огромную власть над учителем и не проработавшие ни одного дня в школе пытаются всех поместить в прокрустово ложе стандартов цифровых таблиц, выраженных в процентах. Бесконечное отвлечение учителя от своего дела: анкетирования, тестирования, обязательная регистрация на невостребованных порталах, изобретение рабочих программ и их переделывание- не даёт результатов, потому как учитель превращается в шестеренку или гаечку бюрократической машины. А где же творчество? Научность? Время на чтение столь нужных книг? Мы должны понимать в условиях информационной войны: «борьба за историю» сегодня — это просто часть конкурентной борьбы государств, пропагандистское, ведущееся осознанно. На каждом уроке истории мы должны формировать патриота, который любит, чтит, уважает свою семью, свою школу, свою малую родину, своё Отечество, свою историю и свою уникальную культуру.
«Россия сегодня ведёт тяжелейшую борьбу за своё будущее, отражает агрессию неонацистов и их хозяев. Против нас направлена фактически вся военная, экономическая, информационная машина Запада. Мы боремся за жизнь и безопасность наших людей, за наш суверенитет и независимость. За право быть и оставаться Россией – государством с тысячелетней историей. Эта битва, когда решается судьба нашего народа, требует единения всех сил, единства, консолидации и ответственности».[3]