Научный педагогический журнал
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

Zyabirova A.K. 1
1

Введение

В настоящее время огромное количество неблагоприятных факторов перекрывают всё, то хорошее, что может сделать человека счастливым. Мы часто сталкиваемся с жестокостью, насилием и бесчеловечностью по отношению друг другу, к животным, к природе, чаще можем встретить информацию об уничтожении достопримечательностей и культурных ценностей. В сети Интернет дети сталкиваются с негативной информацией, а от того каким образом и в какой форме будут заложены эти данные, зависит наше будущее. Всё больше людей проявляют безразличие к такому роду материалов, просто проходят мимо или «перелистывают страницу» в социальных сетях, поэтому проблема уровня нравственной культуры общества становится всё более актуальной.

С каждым годом усложняется процесс формирования у детей нравственных ценностей, правил и норм, которые приняты в нашем обществе. Возможность получения информации из различных источников позволяет учащимся больше погружаться в правовую среду нашего государства и находить те данные, которые предоставляют способы применения ребёнком своих прав, защиты их интересов и взглядов. Молодое поколение отличается от своих предшественников своим стремлением доказать правоту и делать то, что раньше было запретным, т.е. не следовать нормам и правилам, по которым жили их родители. Поэтому перед учителями стоит непростая задача поиска новых методов, которые позволят развить нравственную культуру школьника.

Правильное нравственное воспитание позволит личности познать себя и поможет в дальнейшем строить гармоничные отношения с обществом.

Дети начитают путь становления своей нравственной культуры со ступени начальной школы. Именно в школе начинают формироваться нравственные представления и убеждения, становятся постоянными навыки и модели поведения.

Младшему школьнику сложно разобраться самостоятельно в истинах жизни, поэтому всегда рядом должен быть взрослый, а именно родители и педагог в школе, который поможет найти правильный путь и сформировать нравственные эталоны у подрастающего поколения. Необходимо дать детям через внеклассную работу возможность изучения самого себя и познания окружающего мира. Благодаря данному процессу происходит и формирование нравственной культуры личности.

Проблема исследования заключается в определении условий, которые могут обеспечить формирование нравственной культуры личности младших школьников во внеклассной работе.

Цель исследования – определение условий для обеспечения формирования нравственной культуры личности младших школьников во внеклассной работе.

Предмет исследования – педагогические условия формирования нравственной культуры личности младших школьников во внеклассной работе.

Методы исследования. Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:

Теоретические методы научного исследования включают анализ методической литературы, обобщение данных и синтез полученной информации.

Эмпирические методы психолого-педагогических исследований включают в себя наблюдение и сравнение.

Теоретические основы формирования нравственной культуры личности младших школьников во внеклассной работе

Нравственная культура личности как психолого-педагогическая проблема

На сегодняшний день в общественной среде всё больше проявляется социальная тревожность, враждебность и жестокость, СМИ информирует о большом количестве случаев проявленных насильственных форм отношений между людьми. Дети младшего школьного возраста и подростки также находятся в среде негативной информации, поэтому в последнее время идёт увеличение числа учащихся с девиантным поведением. В связи с этим на первый план встали задачи определения новых методик диагностики и формирования нравственной культуры личности.

Понимание ценности человеческой жизни, нацеленность на возрождение духовно-нравственных ценностей определяет стратегию воспитания, в становлении которой ключевую роль играет культура. Базисной составляющей формирования нравственной культуры является моральное и нравственное становление личности, предполагающее понимание учениками того, как взаимодействовать в мире с огромным количеством различных культур, которые имеют собственные эталоны, нормы и правила; изучение таких понятий как культура и нравственность. Все эти знания и умения необходимо давать с начальной школы, чтобы дети постепенно овладевали ими и смогли в дальнейшем применять их в повседневной жизни, следуя правилам и нормам того общества, в котором живут.

Что же такое нравственная культура? Культура – это процесс усложнения, возвышения и совершенствования человека и общества, а также результат умственной деятельности [3, с. 13].

Что касается этического словаря, то определение нравственной культуры человека раскрывается как мера восприятия индивидами морального сознания и социальной культуры, показатель того, насколько глубоко и органично реализованы моральные требования в нравственной жизни, благодаря формирующему влиянию общества и самообразования [2, с.238].

Таким образом, нравственная культура человека представляет собой комплексную программу, содержащую опыт человечества, которая помогает и позволяет человеку действовать морально в традиционных ситуациях, а также включает творческие элементы сознания – моральный разум, интуиция, которые способствуют принятию моральных решений в проблемных ситуациях.

Внеклассная работа как средство формирования нравственной культуры личности младших школьников

На сегодняшний день в соответствии с принятием последнего ФГОС НОО возрастает роль внеклассной работы в формировании нравственной культуры личности младшего школьника. Эта деятельность способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, активность, креативность, способность к саморазвитию, самообразование и самовоспитание.

Важным требованием к составлению и организации внеклассной деятельности является ориентация на ценности и ценностные отношения. Педагогу необходимо постоянно обращать свое внимание на отношение учащегося к социально-культурным ценностям и ценностным основам жизни высококультурного гражданина. Этот принцип реализуется благодаря тому, что организуемая учителем деятельность принимает философский характер. Это позволяет изменить каждый момент совместной внеклассной работы в проживание ценностных отношений. Всё окружающее ребенка приобретает для него определенную значимость, так как, опираясь на данный принцип, происходит оживление всех объектов этого мира.

Учебно-воспитательный процесс в урочной и внеурочной деятельности имеет общие цели и задачи. Однако исследователи выделяют ряд существенных особенностей в способах реализации этих задач. Анализ педагогической литературы позволил выделить специфические, присущие внеклассной деятельности, особенности:

– в ходе внеклассной работы существенно меняется позиция ученика: на смену непосредственному педагогическому руководству приходит опосредованное влияние учителя на учеников, способствуя активизации всех видов ученической деятельности;

– внеклассная работа не регламентируется едиными образовательными программами, все они имеют рекомендательный характер;

– в процессе внеклассной работы идет развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, развитие потребности к самообразованию, самовоспитанию;

– внеклассная деятельность характеризуется отсутствием оценивания работы по балльной системе, но педагог может похвалить ребенка за проделанную работу или указать на недочеты;

– деятельность во внеурочное время позволяет расширить и углубить знания, полученные на уроке;

– создает условия для формирования новых интересов, накопление опыта коллективной жизни для более полного раскрытия и проявления личности.

Таким образом, внеклассная работа, это часть учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, способствующая формирование нравственной культуры личности младшего школьника, и, представляющая собой систему совместной вне учебной деятельности учащихся, создателем которой является классный руководитель класса.

Педагогические основы формирования нравственной культуры личности младших школьников во внеклассной работе

Методы диагностики уровня нравственной культуры личности младших школьников

На сегодняшний день диагностика результатов уровня нравственной культуры личности младших школьников дискутируется педагогами, психологами, методистами и исследователями педагогической деятельности. Нравственно-этическое развитие является существенным, формирующим элементом развития личности младшего школьника.

В период от 7 до 10 лет происходит активное формирование личности младшего школьника, поэтому этот этап очень важен для ребенка (А.В. Запорожец, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев). Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Е.В. Субботский подчеркивают то, что именно в этом возрасте начинается интенсивное становление нравственной регуляции. Овладевая нравственными утверждениями и понятиями, ребенок совершает различные поступки, придерживаясь осознанных им норм, активное формирование духовно-нравственной сферы личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). В процессе общения ребенка с окружающим его коллективом закрепляются в нравственном опыте действия, поступки, модели поведения в социуме и отношение к окружающей среде.

Изучение когнитивного компонента включает исследование осознания детьми моральных норм и представлений о нравственных качествах. Для изучения данного критерия можно использовать следующие методики:

–тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой (адаптированный вариант для младших школьников В.М. Ивановой, Е.Н. Степановым);

–метод «Беседа»;

–методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

–методика «Закончи историю»;

–анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой;

–анкета «Я и моя семья»;

–диагностика творческих способностей школьников по Дж. Гилфорду.

Изучение эмоциональной составляющей включает исследование нравственных переживаний ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам:

– методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой;

– методика «Незаконченные предложения» Н.Е. Богуславской;

– рефлексивная самооценка учебной деятельности «Хороший ученик»;

– методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха;

– методика «Пословицы» С.М. Петровой.

Изучение поведенческой составляющей включает исследование нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной ориентации личности во взаимодействии с окружающими людьми:

– методика «Список желаний» (отношение к жизненным ценностям);

– задание на норму справедливости «Раздели игрушки» Ж.Ж. Пиаже;

– моральная дилемма «Разбитая чашка» Ж.Ж. Пиаже;

– методика «Рукавички» Г.А. Цукерман.

В работе следует использовать основной метод исследования взаимоотношений личности ребенка – наблюдение. Наблюдение за ситуацией, эпизодом из школьной жизни, инцидента или конфликта, при его правильной интерпретации помогает повысить качество прогнозирования оптимальных способов организации учебно-воспитательного процесса.

Важно отметить, что любая методика должна быть адаптирована согласно возрастным особенностям детей, традициям региона проживания, а также особенностям уклада школы. Прежде чем начать диагностику необходимо четко определить, с какой целью она проводиться и как ее результат будет использован в работе педагога.

Формы и методы формирования нравственной культуры личности младших школьников во внеурочной работе

В процессе внеклассной работы по формированию нравственной культуры личности младших школьников перед классным руководителем стоит приоритетная задача – сформировать у учащихся представление о социальных и моральных нормах, вызвать личностное отношение к ним, закрепить полученные знания, организуя жизнедеятельность обучающихся в согласии с этими правилами.

Для того чтобы процесс перехода внешних факторов (влияний) во внутренний мир ребенка полностью завершился и приобрел реальную форму поведения, необходимо, по мнению С.Л. Рубинштейна, обязательное условие: факторы должны произвести на личность сильное впечатление и вызвать у него глубокие переживания. Поэтому разговор с детьми должен быть не только содержательным, но и должен иметь эмоциональную окраску, сдержанность и тактичность, который будет влиять не только на сознание, но и на чувства ребёнка.

Ф.Д. Шаповалова предлагает следующий список тем бесед: «Услышать сердце человека», «Ты не один на свете», «Люби все живое», «Высшая ценность – человек» и другое.

Чем старше становятся школьники, тем больше появляется возможностей вносить во внеклассную деятельность элементы дискуссии. Можно использовать прием «Опровергни абсурд» (Щуркова Н.Е.). Обучающимся предоставляют возможность высказаться по поводу утверждений, не соответствующих нормам морали.

Во всем этом процессе немаловажную роль играет взаимодействие школы и семьи. Педагогу стоит систематически знакомить родителей с темами, которые проходили во время внеклассных занятий, также можно затрагивать различные аспекты на родительских собраниях, вовлекая родителей в подготовку данных занятий.

Педагог играет важнейшую роль в процессе этического развития и становления нравственной культуры личности, именно его пример, жизненный опыт, педагогическое мастерство, умение убеждать, целенаправленная работа по нравственно-этическому просвещению и развитию учащихся, создание благоприятной остановки в классе, понимание важности проведения внеклассных занятий – залог успешного формирования нравственной культуры личности младших школьников [1, с. 6–8].

Заключение

В своей работе мы пришли к следующим выводам. Нравственность – это понятие, характеризующее общество в целом. Важно помнить о том, что общество – это совокупность личностей. Только ценой собственных усилий можно добиться успеха в нравственном саморазвитии, а взаимодействие школы и семьи может в этом помочь. Нравственное воспитание - это процесс организованного и целенаправленного воздействия учителя на нравственную сферу личности, которая является опорой его внутреннего мира. Это влияние комплексно по отношению к чувствам, желаниям, мнениям, поведению человека.

В ходе исследования были представлены основания для определения моральной стороны самосознания личности как осознание себя, своих моральных качеств, установок, способностей, действий, их мотивов и последствий, регуляции собственного поведения и нравственного самосовершенствования.

Внеклассная работа способствует формированию нравственной культуры личности, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, способность свободно мыслить, преодолевая барьеры при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, нравственными людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеклассной деятельности.