Научный педагогический журнал
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

Pozhidaeva S.A. 1
1

В 2022 году в России создано российское движение детей и молодежи, одним из направлений которого является «Экология и охрана природы» «Береги планету!» Всем важно, как выглядит мир вокруг нас. И в направлении «Береги планету» каждый участник движения сможет на это повлиять[1].В рамках «Движения первых» в школе работает экологический отряд «Весна», активисты которого занимаются решением экологических проблем на локальном (местном) уровне.

Первые космонавты из иллюминаторов своих кораблей увидели на поверхности Земли зеленые леса, голубые моря, желтые поля, а на фоне этой красоты – нарушающие природную гармонию города, которые, как раковые опухоли с метастазами, расползаются по поверхности планеты[2]. Города, по словам американского эколога Ю. Одума, – это паразиты биосферы, которые находятся вне всякого равновесия с окружающей средой: потребляют огромное количество ресурсов и производят только загрязнение окружающего мира[3]. Задача городских экологов – уменьшить отрицательное влияние больших городов на окружающие их естественные и сельскохозяйственные экосистемы и сделать более благоприятными условия для жизни горожан[4].

Проблема загрязнения городов является очень актуальной на сегодняшний день и требует глубокой проработки и внимания со стороны общественности. Необходимо создать все условия для сохранения чистой городской среды[5].

Цель воспитательной практики, реализующейся в школе в течение 2022-2023 гг., – организация деятельности отряда по экологическому воспитанию школьников с использованием развивающей предметно-пространственной среды. Для этого на базе МАОУ «СОШ №27 с УИОП» был создан экологический отряд «Весна». В задачи организаторов отряда входило руководство исследовательской деятельностью учащихся, активизация природоохранной деятельности: проведение субботников с целью приведения в порядок территории около школы и берега реки Осколец. Сради запланированных и выполненных работ было участие в плоггинге и привлечение учащихся школы к новому мероприятию экологического направления РДДМ, организация просветительской деятельность с младшими школьниками. Расширяя рамки социального партнерства, учащиеся систематически осуществляли помощь Благотворительному Фонду бездомным животным «Умка».

Педагогом активно используется в работе несколько технологий. Во первых, это технология организации и проведения группового воспитательного дела по Н.Е. Щурковой, так как основнаяцельвоспитательного группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам. Именно данная технология эффективно использована при организации субботников, плоггинга, благоустройстве территории. Во-вторых, это экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) направленные на создание природосообразных,экологическиоптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.ЭЗТнаиболее оптимальны при обустройстве пришкольной территории, приведении в порядок территории проживания школьников, их участии в природоохранных мероприятиях. Не менее важна технология сотрудничества, основанная на взаимодействии всех членов отряда, где каждый участник несет ответственность за успех группы.

Формы воспитывающей деятельности, используемые при планировании работы экологического отряда – экскурсии, общественно-полезный труд по благоустройству территории, учебные конференции, трудовой десант, плоггинг. Методы воспитывающей деятельности: беседа, дискуссия, создание ситуации успеха, поощрение, ответственное поручение, рефлексия.

Деятельность по организации работы отряда была разбита на этапы. На первом этапе, подготовительном, проведена работа по созданию привлекательного имиджа экологического отряда, брендированию (разработка эмблемы, речёвки, девиза), организация тренингов на сплочение. На этом же этапе была выявлена основная проблема - загрязненность микрорайона и прилегающей к школе территории. Для решения проблемы участниками отряда был разработан проект, определена его цель и сформулированы задачи и механизм реализации проекта. Пожидаевой С.А., руководителем отряда, разработана дополнительная общеразвивающая программа «Биолог-исследователь», в рамках которой и организовывалась исследовательская деятельность учащихся.

На основном этапе был изучен теоретический материал об экологических проблемах города Старый Оскол и и определены возможности их решения.

С целью пополнения теоретических и практических знаний по экологии, изучению природы родного края учащиеся провели ряд исследовательских работ:

- Исследование флоры железнодорожных насыпей Юго-Восточной железной дороги в пределах юго-западных микрорайонов города Старый Оскол

- Флористический анализ фитоценоза пустыря Южный города Старый Оскол.

- Изучение видового состава лекарственных сорняков и способов их применения.

- Болезни и повреждения лиственных деревьев Юго-Западных микрорайонов города Старый Оскол.

- Изучение редких растений Казацких бугров.

- Возможность использования одуванчика лекарственного как растения-биоиндикатора.

- В соответствии с разработанным и утвержденным планом проекта учащиеся в течение учебного года организовали природоохранную деятельность:

– Приняли участие во Всероссийском субботнике, цель которого – улучшить экологическую обстановку в городе. Субботники – это добрая традиция, которая объединяет людей, дает им еще один повод сделать полезное дело, проявить заботу о природе, о своем родном городе. Принять участие в субботнике мог каждый неравнодушный житель и гость региона. Около школы в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» два года назад был разбита небольшая зона отдыха для детей и пожилых жителей микрорайона. Традицией одиннадцатиклассников школы стало приведение весной в порядок этой зоны. Активисты экологического отряда «Весна» и учащиеся 11 «А» класса убрали мусор, камни, обустроили детскую песочницу.

– В течение весенне-летне-осеннего периода ребята проводили уборку берега реки Осколец. К сожалению, чистоты хватает ненадолго, но постепенно с помощью листовок, бесед с учащимися школы и на родительских собраниях уменьшается антропогенная нагрузка на данный участок.

– в 2022 году и весной 2023 года члены экологического отряда занимались благоустройством школьных клумб: вскопали, проборонили, обрезали розы, высадили более 50 кустов роз, высеяли семена однолетников, в течение лета осуществляли уход за ними.

Одно из мероприятий, проводимых участниками отряда – плоггинг. Плоггинг (англ. plogging) – экологическое движение, при котором бег трусцой сочетается со сбором мусора. Плоггинг возник в Швеции в 2016 году как один из видов организованного спорта и быстро распространился по разным странам – большей частью через социальные сети. Шведский эколог Эрик Альстрьом, который очень любил легкие пробежки на свежем воздухе, однажды перебрался из маленького города в Стокгольм. Тогда он обратил внимание на то, насколько сильно засорены улицы столицы. Он стал брать на тренировку мешки и складывать в них весь хлам, который попадался на его пути. Для организации этого движения, поиска и поощрения волонтёров он создал страницу в интернете под названием Plogga. Плоггинг набирает популярность, поскольку сочетает в себе одновременно физическую активность и заботу об окружающей среде; за счёт того, что в процессе постоянно приходится наклоняться, поднимать мусор и снова бежать дальше, плоггинг представляет собой более разнообразные тренировки по сравнению с обычными пробежками. Активисты экологического отряда «Весна» направления РДДМ «Береги планету!» присоединились к плоггингу, выйдя на пробежку. Он внесли пока только небольшой вклад в очистке микрорайона нашей школы и берега реки Осколец. В дальнейшем стоит задача развития данного направления в школе

Популяризация деятельности экологического отряда, привлечение новых участников – значимая часть реализуемого проекта. Мастер-класс экологического отряда «Весна», на котором активисты рассказали младшим школьникам об организации отряда, состоялся в рамках торжественного открытия школьного отделения РДДМ. В видеоролике ярко и красочно они представили результаты работы за год, затем провели игру, в ходе которой решали экологические задачи, отгадывали экозагадки, а также предложили ребятам написать на вырезанных из бумаги ладошках пожелание будущему Человечеству.

На заключительном этапе проект был представлен на муниципальном этапе областного конкурса «Природа и человек», исследовательские работы направлены для участия в конференции «Природу Старооскольского края сохранят дети», проводимой МБУ ДО «ЦЭБО».

Работа в рамках деятельности экологического отряда является многогранной, и в этом заключается ее уникальность. Практическая направленность деятельности диктуется теми проблемами, которые учащиеся выявляют ежедневно; исследовательские работы, проводимые учащимися, не оторваны от жизни, а напротив, тесно связаны с выявленными проблемами. И наконец, работа в коллективе единомышленников придает деятельности не только ярко выраженную воспитательную окраску, но и учит коммуникации, взаимодействию, осознанию себя в мире людей и природы.