Научный педагогический журнал
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

Khalturina S.V. 1
1

Одной из проблемных задач школьного литературного образования является обучение учащихся анализу поэтических произведений. Элективный курс «Учимся понимать поэзию» включает разные формы работы с поэтическим текстом и может варьироваться.

Цель программы – развитие у учащихся эстетических чувств, приобщение к красоте поэтического слова и понимание поэтического текста.

Задачи программы: обучать учащихся разным методам анализа поэтического текста; расширять их кругозор, знакомить с поэтическими произведениями XIX-XX веков; развивать устную и письменную речь, ассоциативное мышление, воображение и творческие способности учащихся; «приобщать школьников к пониманию поэтического слова [1]; формировать восприятие поэтического произведения, в котором «все составляющие приобретают свойства образа» [2]; формировать восприятия поэтических текстов в единстве их формы и содержания и в эволюционном развитии.

Материал для изучения расположен хронологически, с постепенным повышением его сложности. Используется и тематический принцип: выделяется образ Родины в творчестве поэтов для формирования патриотических чувств учащихся.

При составлении элективного курса использовалось методическое пособие Софьи Каганович «Обучение анализу поэтического слова» и книга «Разговор о стихах» Ефима Эткинда.

Курс может быть изучен учащимися как в течение одного года (в 10-ом классе), так и в продолжение двух лет (в 10-11 классах), что предпочтительнее.

                                  Календарно-тематическое планирование

10 класс

№ п/п

            Раздел, тема урока, количество часов.

 

Введение, 4

1.      

Лингвистический анализ текста.

2.      

Литературоведческий анализ текста.

3.      

Сопоставительный анализ текста.

4.      

Составление алгоритма анализа.

 

Лирика как род литературы, 6

5.      

Лирика как род литературы

6.      

Звуковые образные средства русского языка.

7.      

Рифма.

8.      

Стихотворный размер.

9.      

Изобразительно-выразительные средства лексики.

10.  

Изобразительно-выразительные средства синтаксиса.

 

      Поэзия 19 века, 25

 

А.В. Жуковский

11.  

«Пейзаж души» (В. А.  Жуковский.  «Вечер»).

 

А.С. Пушкин

12.  

А.С. Пушкин. «Няне»: роль детали в лирическом тексте.

13.  

А.С. Пушкин: светлая печаль любви.

14.  

А.С. Пушкин: от «вольных птиц» к «вольной вышине».

15.  

А.С. Пушкин: тема Дома («Дорожные жалобы», «Два чувства дивно близки нам…»).

16.  

Значение поэтического слова в художественном мире А.С. Пушкина.

17.  

Два художественных мира (А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов.).

 

М. Ю. Лермонтова

18.  

«Одиночество и бунтарство» в поэзии М. Ю. Лермонтова.

19.  

«Свобода и воля» в поэзии М. Ю. Лермонтова.

20.  

«Я царь познанья и свободы…» (М. Ю. Лермонтов. «Демон»).

21.  

Поэма «Демон» - средоточие ключевых мотивов и образов творчества М.Ю. Лермонтова.

 

Ф.И. Тютчев

22.  

Ф.И. Тютчев – певец природы («Ещё земли печален вид…»).

23.  

Ф.И. Тютчев – поэт-философ («Я помню время золотое…»).

24.  

Две судьбы – два воспоминания (И.С. Тургенев и Ф.И. Тютчев).

25.  

«Пылающая бездна» поэзии Ф.И. Тютчева (Стихотворение «Сны»).

26.  

Художественные миры Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

 

А.А. Фета

27.  

Гармония и красота бытия в поэзии А.А. Фета («Уснуло озеро…»).

28.  

Гармония и красота бытия в поэзии А.А. Фета («Шёпот, робкое дыханье…»).

29.  

Традиции и новаторство в поэзии А.А. Фета.

30.  

Музыка стиха А.А. Фета.

31.  

Импрессионизм поэтического языка А.А. Фета.

 

Н.А. Некрасов

32.  

Н.А. Некрасов: романтическое двоемирие и реалистический образ.

33.  

Драматическое начало в лирике Н.А. Некрасова.

34.  

«Стиль, отвечающий теме…»

35.  

Движение русского поэтического слова к многозначности.

                                  Календарно-тематическое планирование

11 класс

№ п/п

                 Раздел, тема урока, количество часов.   

 

Введение, 4

1.      

Лингвистический анализ текста.

2.      

Литературоведческий анализ текста.

3.      

Сопоставительный анализ текста.

4.      

Составление алгоритма анализа.

 

Лирика как род литературы, 6

5.      

Лирика как род литературы

6.      

Звуковые образные средства русского языка.

7.      

Рифма.

8.      

Стихотворный размер.

9.      

Изобразительно-выразительные средства лексики.

10.  

Изобразительно-выразительные средства синтаксиса.

 

      Поэзия XX века, 24

 

Cлово и образ в поэзии Серебряного века, 1

11.  

Специфика символического образа.

 

К.Д. Бальмонт, 2

12.  

К.Д. Бальмонт. «Придорожные травы» - «классика» символизма.

13.  

Сопоставительный анализ стихотворений «На железной дороге» А.А. Блока» и «Придорожные травы» К.Д. Бальмонта.

 

Н. С. Гумилёв, 3

14.  

Романтический мир Н.С. Гумилёва.

15.  

Образ звезды в стихотворении «Путь конквистадора».

16.  

Сложность образной системы в стихотворении «Заблудившийся трамвай».

 

Многозначность образа Родины в творчестве русских поэтов XX века

 

М.И. Цветаева, 3

17.  

Хронотоп образа Родины у М.И. Цветаевой («Родина»)

18.  

Противоречивость образа («Стихи к сыну», «Страна»).

19.  

Роль синтаксиса М.И. Цветаевой в интерпретации текста.

 

С.А. Есенин, 2

20.  

Образ Родины в поэзии С.А. Есенина («Неуютная жидкая лунность…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»).

21.  

Звук и цвет в структуре образа Родины у С.А. Есенина.

 

Н.М. Рубцов, 2

22.  

Гармония человека и мира в поэзии Н.М. Рубцова.

23.  

Многозначность образа в стихотворении «Звезда полей».

 

Типология поэтики XX века

 

Б.Л. Пастернак, 3

24.  

В глубины смыслов Б.Л. Пастернака («Девочка»).

25.  

Контекст цикла (стихотворение «Плачущий сад») и творчества М.Ю. Лермонтова («Утёс»).

26.  

Роль названия и эпиграфа в постижении смысла.

 

О.Э. Мандельштам, 2

27.  

Ассоциативность стиха как основа поэтики О. Э. Мандельштама.

28.  

Расшифровка стихотворения «В игольчатых чумных бокалах».

 

И.А. Бродский, 3

29.  

Жизнь и судьба И.А. Бродского.

30.  

«Земля» и «небо» в стихотворении «24 декабря 1971 года».

31.  

Смешение высокого и низкого в образной системе и стиле стихотворения.

 

Современная поэзия постмодернизма

 

И.Ф. Жданов, 2

32.  

Стихотворение «Птица» как образец поэтики постмодернизма.

33.  

Игра образов и смысла в стихотворении «Мелкий дождь идёт на нет».

 

Заключение, 1

34.  

От классицизма к постмодернизму.