Одной из проблемных задач школьного литературного образования является обучение учащихся анализу поэтических произведений. Элективный курс «Учимся понимать поэзию» включает разные формы работы с поэтическим текстом и может варьироваться.
Цель программы – развитие у учащихся эстетических чувств, приобщение к красоте поэтического слова и понимание поэтического текста.
Задачи программы: обучать учащихся разным методам анализа поэтического текста; расширять их кругозор, знакомить с поэтическими произведениями XIX-XX веков; развивать устную и письменную речь, ассоциативное мышление, воображение и творческие способности учащихся; «приобщать школьников к пониманию поэтического слова [1]; формировать восприятие поэтического произведения, в котором «все составляющие приобретают свойства образа» [2]; формировать восприятия поэтических текстов в единстве их формы и содержания и в эволюционном развитии.
Материал для изучения расположен хронологически, с постепенным повышением его сложности. Используется и тематический принцип: выделяется образ Родины в творчестве поэтов для формирования патриотических чувств учащихся.
При составлении элективного курса использовалось методическое пособие Софьи Каганович «Обучение анализу поэтического слова» и книга «Разговор о стихах» Ефима Эткинда.
Курс может быть изучен учащимися как в течение одного года (в 10-ом классе), так и в продолжение двух лет (в 10-11 классах), что предпочтительнее.
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ п/п |
Раздел, тема урока, количество часов. |
|
Введение, 4 |
1. |
Лингвистический анализ текста. |
2. |
Литературоведческий анализ текста. |
3. |
Сопоставительный анализ текста. |
4. |
Составление алгоритма анализа. |
|
Лирика как род литературы, 6 |
5. |
Лирика как род литературы |
6. |
Звуковые образные средства русского языка. |
7. |
Рифма. |
8. |
Стихотворный размер. |
9. |
Изобразительно-выразительные средства лексики. |
10. |
Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. |
|
Поэзия 19 века, 25 |
|
А.В. Жуковский |
11. |
«Пейзаж души» (В. А. Жуковский. «Вечер»). |
|
А.С. Пушкин |
12. |
А.С. Пушкин. «Няне»: роль детали в лирическом тексте. |
13. |
А.С. Пушкин: светлая печаль любви. |
14. |
А.С. Пушкин: от «вольных птиц» к «вольной вышине». |
15. |
А.С. Пушкин: тема Дома («Дорожные жалобы», «Два чувства дивно близки нам…»). |
16. |
Значение поэтического слова в художественном мире А.С. Пушкина. |
17. |
Два художественных мира (А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов.). |
|
М. Ю. Лермонтова |
18. |
«Одиночество и бунтарство» в поэзии М. Ю. Лермонтова. |
19. |
«Свобода и воля» в поэзии М. Ю. Лермонтова. |
20. |
«Я царь познанья и свободы…» (М. Ю. Лермонтов. «Демон»). |
21. |
Поэма «Демон» - средоточие ключевых мотивов и образов творчества М.Ю. Лермонтова. |
|
Ф.И. Тютчев |
22. |
Ф.И. Тютчев – певец природы («Ещё земли печален вид…»). |
23. |
Ф.И. Тютчев – поэт-философ («Я помню время золотое…»). |
24. |
Две судьбы – два воспоминания (И.С. Тургенев и Ф.И. Тютчев). |
25. |
«Пылающая бездна» поэзии Ф.И. Тютчева (Стихотворение «Сны»). |
26. |
Художественные миры Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. |
|
А.А. Фета |
27. |
Гармония и красота бытия в поэзии А.А. Фета («Уснуло озеро…»). |
28. |
Гармония и красота бытия в поэзии А.А. Фета («Шёпот, робкое дыханье…»). |
29. |
Традиции и новаторство в поэзии А.А. Фета. |
30. |
Музыка стиха А.А. Фета. |
31. |
Импрессионизм поэтического языка А.А. Фета. |
|
Н.А. Некрасов |
32. |
Н.А. Некрасов: романтическое двоемирие и реалистический образ. |
33. |
Драматическое начало в лирике Н.А. Некрасова. |
34. |
«Стиль, отвечающий теме…» |
35. |
Движение русского поэтического слова к многозначности. |
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№ п/п |
Раздел, тема урока, количество часов. |
|
Введение, 4 |
1. |
Лингвистический анализ текста. |
2. |
Литературоведческий анализ текста. |
3. |
Сопоставительный анализ текста. |
4. |
Составление алгоритма анализа. |
|
Лирика как род литературы, 6 |
5. |
Лирика как род литературы |
6. |
Звуковые образные средства русского языка. |
7. |
Рифма. |
8. |
Стихотворный размер. |
9. |
Изобразительно-выразительные средства лексики. |
10. |
Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. |
|
Поэзия XX века, 24 |
|
Cлово и образ в поэзии Серебряного века, 1 |
11. |
Специфика символического образа. |
|
К.Д. Бальмонт, 2 |
12. |
К.Д. Бальмонт. «Придорожные травы» - «классика» символизма. |
13. |
Сопоставительный анализ стихотворений «На железной дороге» А.А. Блока» и «Придорожные травы» К.Д. Бальмонта. |
|
Н. С. Гумилёв, 3 |
14. |
Романтический мир Н.С. Гумилёва. |
15. |
Образ звезды в стихотворении «Путь конквистадора». |
16. |
Сложность образной системы в стихотворении «Заблудившийся трамвай». |
|
Многозначность образа Родины в творчестве русских поэтов XX века |
|
М.И. Цветаева, 3 |
17. |
Хронотоп образа Родины у М.И. Цветаевой («Родина») |
18. |
Противоречивость образа («Стихи к сыну», «Страна»). |
19. |
Роль синтаксиса М.И. Цветаевой в интерпретации текста. |
|
С.А. Есенин, 2 |
20. |
Образ Родины в поэзии С.А. Есенина («Неуютная жидкая лунность…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»). |
21. |
Звук и цвет в структуре образа Родины у С.А. Есенина. |
|
Н.М. Рубцов, 2 |
22. |
Гармония человека и мира в поэзии Н.М. Рубцова. |
23. |
Многозначность образа в стихотворении «Звезда полей». |
|
Типология поэтики XX века |
|
Б.Л. Пастернак, 3 |
24. |
В глубины смыслов Б.Л. Пастернака («Девочка»). |
25. |
Контекст цикла (стихотворение «Плачущий сад») и творчества М.Ю. Лермонтова («Утёс»). |
26. |
Роль названия и эпиграфа в постижении смысла. |
|
О.Э. Мандельштам, 2 |
27. |
Ассоциативность стиха как основа поэтики О. Э. Мандельштама. |
28. |
Расшифровка стихотворения «В игольчатых чумных бокалах». |
|
И.А. Бродский, 3 |
29. |
Жизнь и судьба И.А. Бродского. |
30. |
«Земля» и «небо» в стихотворении «24 декабря 1971 года». |
31. |
Смешение высокого и низкого в образной системе и стиле стихотворения. |
|
Современная поэзия постмодернизма |
|
И.Ф. Жданов, 2 |
32. |
Стихотворение «Птица» как образец поэтики постмодернизма. |
33. |
Игра образов и смысла в стихотворении «Мелкий дождь идёт на нет». |
|
Заключение, 1 |
34. |
От классицизма к постмодернизму. |