Научный педагогический журнал
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

1
1

«Если мы идем вперед в области знания, а не нравственности, то мы идем не вперед, а назад»

Аристотель

Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Вопросы нравственного и духовного развития ребенка сегодня выходят на новый уровень, когда все чаще можно встретить жестокость, насилие, наркотическую, алкогольную, табачную, интернет зависимости.

Дети – наше будущее. Но они и наше настоящее, наше сегодня. От того, какими вырастут наши дети, зависит их благополучие и здоровье нашего общества.

На нас, родителях и педагогах, лежит огромная, поистине вселенская ответственность за их воспитание. Каждый человек, пусть самый маленький – уникален, неповторим, это целая вселенная, для которой Творец предначертал свой путь, свое предназначение в жизни. И как же осторожно мы должны подходить к участию в формировании мировоззрения личности! Вот как сказал наш замечательный педагог А.С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего – люди..» И наша задача – развивать все благое, все хорошее, изначально заложенное в человеке, опираясь на заповеди Божии. [2.8]

Именно духовно-нравственное воспитание является ведущим направлением воспитания и профилактики всех правонарушений, и в том числе профилактики вредных привычек.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств; нравственного облика; нравственной позиции; нравственного поведения.

Принцип духовности в воспитании отражает становление и формирование высоконравственной, духовно богатой и социально-активной личности, умеющей осуществлять правильный и осознанный выбор жизненного пути, осознавая при этом ответственность за свою деятельность.

В нашем детском эколого-биологическом центре (ДЭБЦ) дополнительного образования вся деятельность направлена на формирование у школьников устойчивой системы духовных ценностей: формирование высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В центре функционирует 103 образовательных объединения, где занимаются 1420 учащихся в возрасте от 6 до 18 лет. С целью организации работы по оздоровлению детей разработана программа «Здоровый ребенок», в которой определены задачи формирования ЗОЖ, профилактики вредных привычек.

Более 30 % учебных занятий в 2017-2018 учебном году было проведено в форме экскурсий, походов выходного дня, однодневных походов в природу, экологических практикумов в природе, что благотворно повлияло на здоровье детей. В учреждении работают шахматный клуб, секция настольного тенниса, экологического туризма.

Показателями эффективности работы учреждения являются результативность участия воспитанников в конкурсах, фестивалях, соревнованиях и активность участия в массовых мероприятиях.

В центре успешно осуществляется работа по организации экологического образования и воспитания детей и подростков совместно с образовательными учреждениями города Ульяновска. В течение прошлого учебного года было организовано и проведено 285 массовых мероприятий.

В целях пропаганды идей охраны природы и популяризации экологических знаний, проведено 10 городских экологических акций, участниками которой стали более 20 000 учащихся из 100 образовательных учреждений города Ульяновска.

В летний период для детей среднего и старшего школьного возраста организовывается полевой палаточный лагерь «Исследователи природы», для учащихся младшего и среднего школьного возраста – летний лагерь отдыха и оздоровления детей.

В учреждении имеется Зимний сад, Живой уголок, на базе которых проводятся практические занятия, осуществляется исследовательская деятельность учащихся и интенсивная экскурсионная деятельность с охватом в год более 2000 обучающихся из образовательных учреждений города Ульяновска.

hil1a.tif hil1b.tif

Экологическая акция «Живая ель»

Живой уголок – самое любимое место детей, сотрудников и гостей Детского эколого-биологического центра. Милые, интересные питомцы вызывают непроизвольную улыбку у каждого посетителя.

В Живом уголке обитают морские свинки, шиншиллы, хомяки сирийские, хомяки джунгарские, кролики, волнистые попугаи, попугаи – кореллы, зебровые амадины, виноградная улитка.

Живой уголок служит средством приближения живой природы к детям, способствует её познанию. Общение с живыми существами, дарит детям радость, доставляет большое эстетическое удовольствие, вызывает добрые чувства.

Зимний сад – один из комфортных уголков нашего центра. В коллекции сада присутствуют представители различных экологических групп, выходцы со всех континентов Земли. Растения Зимнего сада радуют своей красотой, создают хорошее настроение, способствуют радостному восприятию жизни.

Зимний сад способствует активизации познавательной деятельности детей, расширению знаний кругозора, интеллектуальному развитию учащихся.

Человека, вооруженного духовно-нравственными знаниями не так легко сбить с истинного пути. Очевидно, такой человек не будет подвержен порокам пьянства, курения и наркомании, и других зависимостей, потому что им не найдется места в ряду того, что для человека значимо и дорого.