В связи с переходом на новые образовательные стандарты, требования к современному уроку в настоящее время заставляют учителя вести поиск новых форм организации учебного процесса, которые стимулировали бы учащихся к самостоятельным решениям, к формированию собственной позиции. Одной из таких форм является «новая», хорошо забытая «старая», самостоятельная работа.
Наиболее полное определение самостоятельной работы учащихся, дает Борис Петрович Есипов: «Самостоятельная работа учащихся – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий» [1].
Особая ценность самостоятельной работы, как формы организации учебного процесса, состоит в том, что ученик находится как бы наедине с заданием и поэтому мобилизует все свои знания и умения, эмоционально-волевые качества для достижения цели.
Я учитель географии и в своей деятельности самостоятельную работу провожу на уроках различных типов. Так, в ходе беседы, например, учащиеся, учатся внимательно слушать учителя и своих товарищей, коллективно обсуждать и решать спорные вопросы. На уроке-лекции формирую умения у школьников фиксировать материал в форме краткого конспекта, плана или таблицы. Здесь же учащиеся работают с различными источниками географических знаний: картами, статистическими материалами, средствами наглядности. Большую самостоятельную работу проводят учащиеся в процессе составления рефератов, мини-проектов, где они должны составить план, подобрать материал, направленный на освещение вопросов плана, обдумать прочитанное, кратко записать или законспектировать выбранный материал, и представить продукт своей деятельности в виде сообщения или презентации.
Особое внимание обращаю практическим работам, в процессе выполнения которых, например, учащиеся в 6-х классах по образцу самостоятельно описывают реки, горы, озера по плану, ведут наблюдение за погодой, определяют координаты различных географических объектов. В 7-м классе увеличивается доля самостоятельности: по плану учащиеся описывают уже географическое положение материка, страны, природной зоны и т.д. При работе с учебником провожу сравнение новых знаний с ранее полученными, выделение в параграфе главного, составление плана прочитанного, конспектирование прочитанного текста, составление вопросов к параграфу.
В 8–9-х классах практикую составление схем, таблиц по тексу учебника, работаю с рисунками, картосхемами. Все этапы урока стараюсь спланировать таким образом, чтобы максимально занять всех учащихся, вовлечь их в активную деятельность, в связи с этим использую работу в парах и в группах.
В 10–11-х классах самостоятельность проявляется в формировании цифровой и словесной информации в виде различных графиков, профилей, диаграмм, таблиц. Вот некоторые примеры: 1. Пользуясь текстом учебника, составьте систематизирующую таблицу по теме «Машиностроение». 2. Пользуясь таблицей в «Приложениях», подберите примеры для иллюстрации стран с разным типом экономики. 3. Используя таблицу 16 в «Приложениях», нанесите на контурную карту мира 10 главных центров мирового хозяйства [2] . При проверке знаний учащихся использую географические и цифровые диктанты, тесты, работу с контурной картой, нахождение ошибок в заданном тексте.
Для развития интереса к предмету, даю самостоятельную работу на дом: составить кроссворд; найти загадки, пословицы о географических объектах и явлениях. Для развития воображения после некоторых уроков даю задание составить рассказ о путешествии, например, о пустыне, описать свои ощущения, впечатления или нарисовать рисунки.
Большое внимание уделяю летним заданиям по географии, которые даются учащимся 5 – 10-х классов с учетом возрастных особенностей. Все задания направлены на изучение природы своей местности, на описание природных комплексов и воздействия на них деятельности человека, на наблюдение за погодой, на предсказание погоды, на ориентирование в окружающей природе, на участие в природоохранной деятельности. В начале нового учебного года провожу урок-конференцию, где каждый ученик рассказывает о своем выполненном задании.
Таким образом, использование различных видов самостоятельных работ помогает мне повысить уровень знаний учащихся, активизировать их познавательную деятельность, разнообразить работу, как при изучении нового материала, закреплении уже изученного, так и при проверке полученных знаний.