Сетевое издание
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

РАЗВИТИЕ НАРРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Климова С.А. 1
1 МОУ «СОШ № 55» и МОУ «СОШ № 5 УИМ», Магнитогорска

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать не только одной из центральных проблем современной школы, но и делом общественной важности. Теперь не столь часто применяется термин «неуспевающий» ученик, чаще называют его слабомотивированным. И сегодня учитель не может просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Учителю необходимо выяснить, почему именно он не хочет учиться, какие стороны мотивации у него не сформированы, в каком случае он не хочет учиться, а где мы, взрослые, не научили его так организовывать свое поведение, чтобы мотивация к учению появилась.

Мотивация учения складывается из многих постоянно меняющихся факторов: это и требования общества, и личные интересы школьника. Эти отдельные стороны мотивационной сферы и должны стать у современного учителя объектом управления, но управление без знания психологии невозможно.

Существует два главных способа мышления, которыми человек пользуется для создания общих представлений о мире и для интерпретации конкретных событий. Первый из них чаще всего в психологии обозначается как формально-логическое мышление. Этот способ мышления в наибольшей степени отвечает задаче построения картины предметного физического мира и лежит в основе научного познания. Второй тип мышления больше подходит для описания субъективной реальности (человеческих переживаний). Этот способ мышления известный американский психолог Джером Брунер называет нарративным, поскольку он прямо связан с использованием естественного языка для описания сути событий. Оба типа мышления присущи всем людям. Их корни лежат в устройстве нашего познавательного аппарата, в сущности человеческого языка, то есть в нашей биологической природе.

В своей книге «Культура и образование» Брунер Джером пишет о том, что в американской школе пение, театр, музыка и другие нарративные искусства вместе с художественной литературой рассматриваются как нечто второстепенное по отношению к точным наукам, «как украшение досуга, иногда для нравственного воспитания». Затем говорит о нравственных пробелах в воспитании американской молодежи, возникновении субкультурных течений и других проблемах.

Мы живем и работаем в городе металлургов, где самым популярным и престижным из высших учебных заведений является технический университет, где приоритетными являются физика, химия, математика. Однако овладение этими науками не гарантирует успешности в жизни, если выпускник не обладает соответствующим речевым и мыслительным навыками, не умеет достойно презентовать свою работу, нравственно «глух» к чужим переживаниям и негативно относится ко всем новшествам. Считается, что умение конструировать, нарративно мыслить крайне важно для сознательного управления собственной жизнью, нахождения достойного места в окружающем мире.

Механизмами формирования нарративного мышления являются:

– использование художественной литературы (богатейший запас народных сказок помогает разобраться в сложной действительности);

– посещение театров, выставок, путешествия и экскурсии (для развития воображения и кругозора);

– общение с природой (для развития эмоциональной сферы).

Но как оторвать современных детей от гаджетов, вывести из виртуального мира? Вводить нарративные сюжеты в общение на уроке и привлекать к созданию собственных нарративных историй и сказок. Иногда только через сочувствие и сострадание героям вымышленных историй, можно вывести ребёнка в реальный мир, то есть привлечь к проектной деятельности.

Введение нарративной истории в канву урока заставит прислушаться даже самого безразличного ученика, особенно, если в этой истории есть за кого переживать. Например, при объяснении процессов синтеза белка трудно удержать внимание девятиклассников – много новых латинских терминов и биологизмов. Если рассказать на уроке историю про то, как некая пожилая богатая тётушка (молекула ДНК) не может решить, кому же из трёх нерадивых племянников (и-РНК, т-РНК, р-РНК) передать право наследования, а племянники в это время планируют её обокрасть… Вот тут и начинается самое удивительное: учащиеся в сказочных героях узнают разновидности молекул, спорят и осуждают поведение племянников. Стихийное объединение в группы единомышленников заканчивается через неделю несколькими новыми историями на тему «Синтез белка». Главная задача учителя в этом случае найти самого критичного ученика и доверить ему роль эксперта, который сравнит сюжетное действие каждого персонажа новой истории с соответствием биологических процессов, описанных в учебнике. И чем ярче и образнее рассказ или история, тем сильнее отклик в детских сердцах.

Следующий вариант – автонарратив, где учащиеся сами выступают в роли авторов нарративных историй и сказок. Ученик является одновременно его героем и автором. Автонарратив выступает основным способом поиска смысла собственной идентичности в особенно значимых для ученика сферах жизни. Материал ученики извлекают из личного опыта.

Если назвать проект проектом, то, как показывает практика, далеко не все дети пожелают их разрабатывать. А вот сказки слушать или сочинять пожелают все. Замкнутый ученик, не желающий открываться обществу, переживая перипетии героев, побеждает свои страхи и неуверенность, а слабомотивированный ученик, всегда критично рассматривающий поступки других, сможет сравнить поступки героев с реальными биологическими процессами и решить, верно ли выбраны герои сказки и чему она учит. Потому я выбираю именно такой элемент проектной деятельности учащихся. Пополняется постепенно шкатулка биологических сказок, а здоровый карьеризм некоторых «сказочников» подстегивает учителя принять их в качестве соавторов при создании «Сказочного приложения к учебнику биологии».

Рождается вопрос: играет ли нарративное объяснение одинаковую роль во всех предметах школьного обучения? Нарратив считается гуманитарным фактором, но в предметах естественнонаучного цикла он уместен. Например, при изучении темы «Многообразие беспозвоночных животных» в седьмом классе, учащиеся часто переносят своё негативное отношение «к жучкам и червячкам» на науку зоологию. Если же предложить им поставить спектакль «Из жизни Кольчатых червей», где главного героя влечёт путешествие в дальние страны, а малую родину – озеро Тихое, он ненавидит, то любого ученика заинтересует не только конец истории, но и особенности жизнедеятельности дождевых червей и их роль в природе.

Введение нарративных проектов влечёт и проведение уроков в нестандартной форме: урок-путешествие, урок-конференция, урок – спектакль и др. Между тем, более всего эти уроки интересны готовностью и умением втягивать учеников в совместное создание новых историй, их можно применять даже в тех случаях, когда ученики обладают весьма незначительными знаниями.

Учитель в новой роли выступает не как преподаватель-предметник:

он не учит детей, а помогает детям учиться самостоятельно и раскрывать свои таланты на базе их собственных интересов и инициативы. А, значит, добивается основной цели – повышает мотивацию учения у своих учеников!


Библиографическая ссылка

Климова С.А. РАЗВИТИЕ НАРРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ // Успехи просвещения. – 2019. – № 1. – С. 25-26;
URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=9 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674