Введение. На заре человеческого существования, именно «существования», а не «цивилизации», потому что родо-племенной строй предшествовал цивилизации, профессия учителя по происхождению является самой древней и упирается в имидж вождя, который по своим умениям объединял первобытных наших предков вокруг себя, благодаря превосходству над другими. В дальнейшем с развитием трудовых навыков, накоплением знаний о мире образ руководителя племени и рода стал дифференцироваться, потому что каждое умение стало иметь своего мастера, обладающего более высокой сноровкой и которой надо было специально учиться. Постепенно обучающий, имеющий уровень мастерства для передачи умения другим, стал выделяться среди других специализаций трудовой деятельности. Функция обучения других стала всё более сужаться в растущем профессиональном пространстве трудовых навыков. С формированием системы образования в древнем человеческом обществе(Древний Египет, Междуречье, Древняя Греция, Древний Рим, Древние Индия и Китай, первые школы на Руси в 988 году и др.) профессия обучающего совсем обособилась от других профессий, и к ней присоединилась ещё одна центральная функция—воспитания, потому что обучение стало требовать также развитие характера и нрава. За несколько тысячелетий профессия учителя сформировала десятки сотен черт и функций для подготовки учеников в различных областях жизни. Развитие цивилизации связано с развитием самой профессии учителя:
- складывается система образования для подготовки учителей, потому что их требовалось всё больше и больше;
- кардинальный скачок в развитии системы образования связан с веком Просвещения;
- растёт дифференциации предметного цикла учителей под влиянием развития знаний;
- растёт дифференциация в подготовке учеников для включения в трудовую и профессиональную деятельность;
-качественный скачок в накоплении информации привёл к созданию интернета, и в дальнейшем к развитию цифровых обучающих технологий; на первый взгляд кажется, что цифровые технологии, да ещё и искусственный интеллект, сократили занятость учителя, однако на самом деле⸻увеличили! Как следствие, у педагога сформировались две линии: одна—«старая»: подготовка учебного материала; вторая⸻»новая»: овладение обучающимися технологиями и понимание работы искусственного интеллекта, да ещё и построения контроля новых обучающих средств в соотнесении их с интеллектуальными возможностями человека.
За весь период цивилизации профессия учителя с уровня универсального руководителя общества сузилась до обучающей деятельности, как специфически профессиональной среди других видов деятельности, и вновь профессия учителя поднимается до универсального уровня над всеми профессиями, но на почве, культивированной всем предшествующим развитием цивилизации. По информации на 2024 год в мире существует более 50 тысяч видов трудовой деятельности и специализаций. «Меняется мир профессий: одни профессии исчезают, другие трансформируются, появляются новые специальности, изменяются требования к носителям профессий. Сам термин «профессия» претерпевает изменения. В научных исследованиях наряду с данным термином всё чаще стали использовать термины «трансфессия», «трансфессионализм», «поли-над-мультипрофессионализм» и т. д.»[1, C.33]. Слово «профессия» включает в себя слово «специализация», и некоторые профессии могут включать в себя более 100 специализаций. В современном информационном обществе профессия учителя снова обрела всеохватывающую ответственность за качество всех других профессий. Система образования берёт на себя функцию формирования социальной структуры общества. Однако социальное и финансовое положение профессии учителя в обществе накопило много проблем, и из-за этого не добирает по своим возможностям «покровительствовать» подготовке огромного количества других профессий. «Однако возрастание темпов развития общества привело к ситуации, когда отставание сферы образования от общего развития других сфер человеческой деятельности приближается к опасной границе…»[2, C.54]. Обновлённая в развитии цивилизации педагогика рассматривает учителя не только ответственным за свой предмет, но и за окружающее его предмет информационное пространство, поэтому учитель уже приобретает функцию управления информационным пространством. Это главное расширение профессиональной деятельности учителя. «Образование в современных культурных, социальных, экономических процессах уже играет ключевую, если не решающую роль».[3,C.5].
Цель исследования. Грядущие модернизации утверждения нового видения профессии учителя, закрепление нового качества профессии учителя на административном уровне, решение совершенствования финансового благополучия профессии педагога, и, наконец, здоровьесберегающий подход к жизни этой профессии в обществе ориентированы на цель исследования статьи: определить путь к повышению качества образования (в настоящей статье средней общеобразовательной школы и частичное рассмотрение среднего профессионального образования), найти резервы доукомплектования указанных учебных заведений педагогическими кадрами, снизить текучку педагогических кадров, их непостоянство, за счёт заботы о здоровье учителей и повышения творческой мотивации и профессиональной заинтересованности для снижения профессионального выгорания.
Материал и методы исследования.
В процессе подготовки статьи были использованы следующие методы: аналитический, информационно-собирательный, структурно-иерархический, культурно-исторический, социологического подхода, критический с комментариями, опора на цитирование в поисках поддержки мнений автора статьи.
Традиционная педагогика занимает не всё место обучающего пространства и часто даже не центральное. Традиционная педагогика характеризуетсяклассно-урочной организацией, которая сложилась в XVI–XVIII веках и до сих пор является преобладающей в школах мира. Традиционная педагогика может также рассматриваться какпедагогика повторения и упражнения, а также какплановая и запрограммированная, и часто исключающая современные технологии обучения, также цифровое обучение и искусственный интеллект. «Смена ключевых ориентиров в образовании привела к усложнению содержания преподавательского труда и к изменению его традиционных функций»[4,C.3], и как следствие, меняется понимание качества образования. Встречаются два качества⸻ качество, идущее от системы образования, причём нужно разделять управляющие структуры системой образования, административный уровень учебного пространства образовательных заведений и учительский состав, как исполнителей системы образования, наполнителей обучающего пространства (уже три уровня качества образования), и качество образования как общественный заказ, в который включается общество со своими многочисленными требованиями от различных структур и учащиеся (два уровня качества, а иногда запрос на качество от обучающихся и родителей расходятся, тогда тоже получается три встречных уровня качества образования). Традиционные качества образования, встречающие общественный заказ: «…личностные подходы к управлению качеством образования, экологический подход к управлению качеством образования, культурологический подход к управлению качеством образования, акмеологический подход к управлению качеством образования..» [5,C.86-89]. Однако, «качество образования» не сводится только к «качеству обучения»[6]. К указанным качествам образования нужно дополнить: материальную обеспеченность образовательных учреждений, нормированность пространства на обучающегося (не редки случаи переполнения классов), условия для профессионального пространства лично учителя, обеспечение безопасности. Качество образования «предполагает единство качества процесса (деятельности) и качества результата»[3,C.7]. Под процессом понимаются первые три уровня качества, под результатом— «общественный заказ» с дифференциацией на два и даже три уровня. «Общественность – это структурное явление, отражающее интересы социальных групп в области образования и не подчинённое органам управления образованием».[4, §1.1]. Поэтому особая ответственность ложится на управляющие структуры системой образования⸻понимать запросы общественного заказа и открывать пути для их реализации, и вместе с тем, ставить свои перспективы в развитии системы образования в целях совершенствования интеллектуально-духовного уровня общества. «В 2022 г. инициатива «Профессионалитет» приобрела статус федерального проекта, в рамках которого запущен эксперимент по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ СПО. Данная технология предусматривает интенсификацию образовательной деятельности на основе совершенствования практической подготовки на современном оборудовании с применением интегративных педагогических подходов.»[7,C.41]. В решении проблемы качества образования выделяют три компонента: информационный, операционный и мотивационный [7]. И ещё одна крупная линия в трактовке качества образования. Это воспитательный аспект системы образования, на фоне которого протекает обучение: «…традиционные для отечественной педагогики и российского общества в целом приоритеты: духовности; правды; интересов общества; сотрудничества; любви к Родине, её природе, истории и культуре; личной скромности; разумного аскетизма (приоритет созидания, а не потребления); традиционной модели семьи; уважения младших к старшим, учеников к педагогам (без этого невозможно нормальное воспроизводство общества от поколения к поколению)» [7,C.36]. Однако, нужно согласиться, что «..качество образования» – понятие относительное: каждый, кто им пользуется, вкладывает в него свой смысл»[3,C.6]. Тогда где же искать объективный направляющий критерий? Бывает «дающий» соответствует критериям качества, а «берущий» не ценит это качество, а бывает наоборот.
Главным рычагом формирования качества образования по его функционированию и ожидаемым результатам выполняют приказы Министерства просвещения. По статусу места в руководстве страной ожидается, что приказы Министерства просвещения дают идеальные, суперправильные ориентиры. Обратимся к тексту Приказов от 4.04.2025 № 268, №269 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)…»[8;9]. Классификационная градация сделана, но во многом она формальна. Например, «П.4.Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю устанавливается старшим воспитателям, за исключением старших воспитателей, указанных в пункте 3 настоящего Приложения». Старшие воспитатели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, а также домов ребёнка получили недельную нагрузку на 6 часов больше: этим профильным педагогическим специальностям предписано 36 часов недельной нагрузки. Но ведь старшие воспитатели в домах ребёнка-это тоже сложная работа. Далее, к учителям-логопедам и дефектологам сразу большой перепад нагрузки⸻меньше на 10 часов. Однако эти учителя чаще всего работают или индивидуально, или с очень малыми группами. А концертмейстеры и музыкальные руководители получили нагрузку 24 часа. Но разве им труднее работать, чем перечисленные специальности П.3. Даже в П.3 перечислены специальности, неравномерные по трудности: старший вожатый/ советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, педагог-библиотекарь/ мастер производственного обучения. «П.7 Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья», а старший воспитатель в домах ребенка, как указано выше, 36 часов. Инструктор по физической культуре 30 часов в неделю, а руководители физического воспитания организаций 36 часов. В П.11 идёт речь о преподавательской работе за ставку заработной платы. Причём учителя начального образования и среднего общего образования уравниваются, как будто образовательные программы у них одинаковой трудности. В П.12 речь идёт об интегрированных образовательных программах в области искусств и по основным программам профессионального обучения, и преподавательская работы определяется 720 часов в год «за исключением преподавателей, указанных в пункте 11 настоящего Приложения»[2]. Да это то же самое! 18 часов в неделю! Далее. В п.13 сказано, что нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы определяются в астрономических часах. Однако норма длительности урока 45 минут. Тогда нужно понимать, что 18 часов в неделю считаются как 18 уроков по 45 минут, а рабочая занятость 36 часов в неделю- по 60 минут?... Или нужно вычесть 18х45=13,5 часов астрономических, и тогда оставшиеся 22,5 часа—рабочее время учителя в неделю неурочно-преподавательской работы. «П.15..Нормы часов учебной (преподавательской) работы педагогических работников в неделю (в год)… устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу, и являются нормируемой частью их педагогической работы» [8]. В чём отличие перемены и динамической паузы?
В анализируемом Приказе №269 в части II, П. 12 говорится, что догрузка до ставки может быть за счёт «образовательных программ начального общего образования с родным (нерусским) языком из числа языков народов Российской Федерации, расположенных в сельских населенных пунктах». По-первых, ситуации с обучением на неродном языке встречаются и в городских школах; во-вторых, нельзя ограничиваться только языками Российской Федерации, сейчас в школах, и в большей части городских, много детей мигрантов, которые в малом проценте сдают экзамен по русскому языку, а если и сдают и получают право на зачисление в школу, то их владение русским языком настолько слабое, что учителю нужно придерживаются индивидуального подхода к таким ученикам.
Одним из главных рычагов, поддерживающих качество образования, является финансовая прочность профессии учителя. От этого фактора больше всего зависит укомплектование преподавательскими кадрами и снижение текучести учительского состава учебных заведений: средней общеобразовательной школы, средних профессиональных учебных заведений. Сейчас в обществе много дискуссий о недостаточности оплаты труда педагога[10]. Такая ситуация сложилась потому, что для расчёта заработной платы центральным фокусом был преподавательский час, а работа учителя вокруг этого урочного академического часа не принималась во внимание. Авторы коллективной монографии Уральского университета раскладывают работу педагога на несколько векторов:«… как труд, протекающий в динамично меняющихся условиях внешней среды; как труд, подчиняющийся образовательным политикам и приоритетным направлениям деятельности университетов; как труд, имеющий свои результаты в различных направлениях деятельности субъекта труда; как труд, выступающий объектом мониторинга; как труд, выступающий объектом управления».[11,C.3-4]. В середине июля 1964 года вышло Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС №620, согласно которому появилисьдоплаты за проверку тетрадей, заведование школьным кабинетом или лабораторией, кружковую и библиотечную работу, классное руководство. 12 апреля 1984 года Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов приняли постановление № 318 «О повышении заработной платы учителей и других работников народного образования». Указанные доплаты датируются: первая—60 лет назад, а вторая⸻40. Конечно, экономическая ситуация страны изменилась кардинально за эти годы, тем более пройдя «перестройку», внесшую прямо сказать «революционные» изменения не только в экономику, но и социально-духовную сферу. И если сейчас говорят, что заработная плата учителей за нормированную ставку больше за счёт доплат, то прежде всего указывают эти доплаты 60-летней давности. Безусловно, вопрос о доплатах не остается без внимания и в наши дни. Но это больше доплаты за успешную подготовку к ЕГЭ, получение призовых мест в олимпиадах и конкурсах и т.д. То есть в фокусе внимания руководящих структур, заботящихся о повышении качества образования, успехи учителей с успешно обучающимися. Но учитель работает между «двумя полюсами»: отлично успевающие и отстающие. И какой «полюс» больше берёт энергии и сил учителя—ещё нужно подумать. Для того, чтобы приблизиться к правильному выводу, нужно поработать учителем в разных ситуациях. Поэтому, для повышения качества образования нужно ввести доплаты учителям и за работу с трудно воспитуемыми и трудно обучаемыми детьми. А решение для определения, какие учащиеся подлежат «трудному полюсу», должен принимать педагогический совет учебного заведения, и не только системы средней общеобразовательной школы, но и СПО.
Однако настоящий момент требует кардинального пересмотра заработной платы педагогам. И кризисность сложившейся ситуации доказывает значительная нехватка учителей в образовательных учреждениях, в настоящей статье рассматривается среднее общее и среднее профессиональное обучение. «При анализе профессиональной педагогики была установлена её связь с экономикой образования, в частности, рассмотрено действие экономических законов общественного развития разделения и перемены труда как объективных факторов развития профессионального образования».[1,C.4]. Усольцев А.П. выделяет нерешённые противоречия в оценке работы преподавателя: «…противоречие ...несоответствие между необходимостью повышения эффективности работы педагога и увеличением количества требуемых от него при этом бюрократических процедур; …противоречия между увеличением объёма информации, составляющей содержание обучения, и ограниченным ресурсом времени на его усвоение; между необходимостью организации творческой деятельности учащихся и репродуктивным характером сложившихся форм и методов обучения; между происходящим бурным внедрением новых информационных технологий в процесс обучения и консервативностью образовательной системы; между массовым характером обучения и необходимостью учёта индивидуальных особенностей учащихся».[12,C.53,55].
Качество образования поддерживают федеральные государственные образовательные стандарты [13;14;15]. Сейчас действует ФГОС третьего поколения, переход на который произошёл в сентябре 2022 года. Для того, чтобы эти стандарты раскрылись в реальность с расширением, нужно изменить стиль иерархичной надстроенности, особенно во ФГОСах среднего профессионального образования. И, безусловно, учителям воспринимать фразы из ФГОСов не как застывшие фразы, не допускающие изменить ни одного слова, а как широкое пространство смысла фгосовых фраз, которые можно наполнить творческой многоплановостью воплощения. Для этого нужно поднять универсальность стиля фраз ФГОСов в документах Министерства просвещения. Возможно даже ввести особый пункт о трактовке директивных фраз. Потому что при проверке рабочих документов учителей их иногда упрекают при изменении даже одного слова, взятого из рекомендаций ФГОСов. В таких случаях проверка качества образования заменяется «буквоедсклй» бюрократией.
Результаты исследования и их обсуждение. После изучения педагогического пространства указанными методами перейдём к обсуждению рекомендательных с точки зрения автора статьи выводов, которые должны привести к результатам. Первое положение: среднее общее образование, которое выполняет средняя общеобразовательная школа, и среднее профессиональное обучение всё же значительно отличаются, поэтому, по мнению автора статьи, в Министерстве просвещения должно быть два подразделения⸻для дошкольного и школьного образования и для СПО. Все указания Министерства просвещения перечисляются в одном списке⸻и для дошкольного и среднего общеобразовательного, и для среднего профессионального образования. Единственное различие— это указание недельной нагрузки в 18 часов с вариантами(дошкольное и школьное образование) и 720 часов в год для СПО. Нужны отдельные приказы с маркерами для дошкольного и школьного образования и для среднего профессионального. Второе положение: в Приказе о заработной плате учителей должна быть определена стоимость 1 урока(академический час) и 1 часа внеурочной деятельности(астрономический час) педагога и других специалистов образовательных учреждений. При таком подходе лучше видна ценность труда в финансовом выражении. Уважая труд учителя начальной школы, всё же заработная плата педагога должна повышаться в средней ступени(4/5-9 классы) и старшей ступени (10-11 классы). Естественно градации стоимости двух типов часов тоже должны быть. В воспитательной деятельности работа классного руководителя заслуживает большей автономии. «Опыт организации воспитательной работы в ученическом коллективе под управлением классного руководителя оправдан сегодняшней социально-экономической ситуацией и даёт классному руководителю возможности для проявления инициативы и творчества в организации воспитательной работы, а эффективность данного процесса во многом зависит от продуманности воспитательных действий. Кроме того, эффективная деятельность классного руководителя предполагает создание условий, способствующих разностороннему и гармоничному развитию личности школьника через его участие в разнообразных видах внеурочной деятельности: познавательной, спортивной, трудовой…»[16,C.163]. К трудностям воспитательной работы классного руководителя ещё добавляется полиэтничность, даже не в зависимости от региона, а из-за большой волны мигрантов, приезжающих в России с несовершеннолетними детьми. Поэтому классному руководителю невозможно сочетать классное руководство со ставкой даже в 18 урочных часов в неделю. А часто для повышения зарплаты классный руководитель берёт часов больше этой нормированной ставки. Существующие доплаты за классное руководство не решают этот вопрос. Поэтому 36 часов недельной работы классного руководителя могут включать максимум 6 или 8 урочных часов в неделю.
К существующим видам и типам доплат к заработной плате педагогов автор статьи предлагает добавить следующие:
- по решению педагогического совета доплата за каждого трудно воспитуемого в классе;
- за каждого учебника нерусской национальности, у которого есть трудности с пониманием русского языка;
- позволить учителям заниматься репетиторством внутри школы, плата за репетиторство может быть частью зарплаты педагога, естественно с включением в нагрузку, или на коммерческой основе с платой родителями учителю, решение о выборе, какую форму оплаты выбрать⸻решение педагогического совета;
- Министерству просвещения точно определить норму учеников в классе, причём с повышением класса количество учеников должно сокращаться, и учителю доплачивать за каждого ученика сверх нормы; также установить норму студентов в группах СПО;
- учредить фонд для директоров школ, который они могут использовать для доплат учителям помимо существующих типов доплат всероссийского уровня, в случаях по своему усмотрению для удержания стабильности кадров.
Безусловно, нужно детальнее изучить Министерству просвещения отличие труда учителя в сельской местности и в городской среде. При существующих доплатах учителям в сельской местности их зарплаты всё равно не сопоставимы с зарплатой в городских школах (возможно исключая учителей в отдалённых северных районах, там в силу территориальной отдалённости, зарплаты всё же не вызывают такого негативного восприятия).
Для успешного решения вопроса о заработной плате учителям Министерству просвещения нужно составить подробнейший «калейдоскоп» существующих заработных плат учителям по регионам, областям. Нужно выявить, в каких участках пространства страны вопрос о заработной плате учителям в дошкольном и среднем общеобразовательном школьном, также в учреждениях СПО, решается успешно, а где⸻большой процент недовольства и текучесть педагогических кадров. Это сделать необходимо, потому что вопрос о заработной плате учителям проявляется в России очень неравномерно. Автор статьи даже предлагает региональные приказы именно Министерства просвещения, хотя местные органы управления тоже касаются этого вопроса, но у них есть ограничения «сверху». И ещё одна важная рекомендация: причины проблем с недостаточностью заработной платы учителям нужно дифференцировать на две категории: по причине ограниченности приказа Министерства, и по причине плохой работы администрации образовательного учреждения. Необходима статистика: какой процент учителей работает больше нормированной нагрузки(значит они недовольны нормированной заработной платой), и почему.
В Правительстве РФ и Государственной Думе были неоднократные высказывания, что нагрузку учителя 18 часов в неделю(уроки) и 36 часов в неделю нужно значительно уменьшить. «Оптимальной по напряженности труда, считается голосовая нагрузка менее 16 часов; допустимой от 16 до 20 часов; вредной от 20 до 25 часов, когда систематическое перенапряжение голоса приводит к ухудшению речевой деятельности…».[17,C.4]. Стратегия здоровьесбережения требуется как для обучающихся, так и для обучающих.
Выводы или заключение. Глобальность и всеобъемлющность проблемы оценки работы учителя в современных условиях в средней общеобразовательной школе и среднем профессиональном обучении вовлекла в общероссийскую дискуссию практически все руководящие структуры: Государственную Думу, Правительство РФ, Министерство просвещения, Рособрнадзор, юридические структуры, которые рассматривают изменения в трудовом статусе профессии учителя в рамках Трудового кодекса РФ. Проблемы учителя постоянно присутствуют в фокусе внимания основных проблем страны у нашего Президента. Научные структуры проводят Международные и общероссийские Конференции и Вебинары по проблемам учительства. Только в 2025 году было проведено Российской академией естествознания(Международная ассоциация ученых, преподавателей и специалистов) 4 конференции-«Приоритетные направления развития образования», панельная дискуссия Московского международного салона образования «Новые модели и форматы обучения. От теории к практике», научно-практическая Конференция «Современные научные исследования и их практическое применение», Рабочее совещание «Междисциплинарный диалог: наука, образование, технологии». Также стоит упомянуть другие многочисленные мероприятия: Научно-издательским центром «Актуальность.РФ» 4 Конференции, МЦНС «Наука и просвещение» 5 Конференций, Научно-издательский центр «АЭТЕРНА» 10 Конференций, Агентство международных исследований 8 Конференций, Международный центр инновационных исследований «ОМЕГА САЙНС» 4 Конференции, Институт развития образования и консалтинга 10 Конференций, АНО ДПО «Университет ИТБО» г. Москва 3 Конференции, АНО дополнительного профессионального образования «ЦРОН» г.Москва 4 Конференции, ООО «Академическая среда» 6 конференций. Безусловно, такие мероприятия идут навстречу совершенствованию учительства, которое в близком будущем планируется закрепить на административно-правовом уровне. Это и снижение нагрузки на педагога с целью устранения блокирования перегрузкой качества преподавания, и повышение социального статуса педагога путём увеличений зарплаты и введения новых доплат. Такие изменения, безусловно, повлияют положительно на рост профессиональных кадров учителей, так как по стране существует дефицит учителей, и прежде всего в средних общеобразовательных школах. Педагогические вузы тоже требуют укомплектование высококвалифицированными преподавательскими кадрами для подготовки учителей, и в соответствии с этим увеличение потока абитуриентов в педагогические вузы. Молодёжь стала более остро присматриваться к качеству образования в планируемом для обучения вузе. Формальность и разбавленность получаемого знания, не требующего применения в жизни и профессиональной практике, отталкивает молодёжь. Информационное ускорение требует получения важной информации в кратчайшие сроки. Поэтому авторитет учительства начинается на скамье педагогических вузов и училищ. Однако хорошая подготовка будущих учителей из студентов педагогических учебных заведений может в будущем на профессиональном поприще исчезнуть, если условия труда заблокируют профессиональное творчество большой перегрузкой и низкой зарплатой, несоответствующей современным стандартам материальной базы трудовой деятельности. Поэтому образовательные стандарты общества должны постоянно расти, и они находятся в большой зависимости от статуса учителя в обществе. На повестке дня кардинальный пересмотр оценки профессии учителя как по определению его профессиональной занятости, подготовке к профессии, так и по оплате его труда, и социальному статусу профессии учителя в целом. Новое понимание педагогики затрагивает и обучающихся. Нужно менять и навыки учёбы обучающихся с развитием самостоятельности, самоконтроля и партнёрства с учителем. Совершенствование профессии учителя нельзя рассматривать изолировано от совершенствования образа ученика. Эти вопросы взаимосвязаны. Совершенствование учебной деятельности учеников поможет решить вопросы улучшения статуса профессии учителя.
Библиографическая ссылка
Тинякова Е.А. РАСШИРЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ФУНКЦИЙ УЧИТЕЛЯ—НОВОЕ КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИКИ // Успехи просвещения. 2025. № 1. ;URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=76 (дата обращения: 13.07.2025).