Сетевое издание
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Степанян Ю.Г. 1 Охотникова Е.Г. 2
1 1МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 146 с углубленным изучением математики, физики, информатики» , 2Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
2 1МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 146 с углубленным изучением математики, физики, информатики»
новые образовательные технологии
информационно-образовательная среда
byod (bring your own device)
android
oc ios
методика преподавания
сторителлинг
«клиповое мышление»
1. A Comprehensive BYOD Toolkit for Schools. Educational technology ang Mobile Learning. 2014
2. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.
3. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.

Современный ритм жизни, меняющаяся социально-экономическая ситуация ставит перед молодыми людьми новые цели и задачи – всегда нужно быть в курсе событий, уметь в них ориентироваться, принимать правильные решения. Новые вызовы, несомненно, отражаются и на образовании, которое должно своевременно реагировать на эти вызовы, с тем, чтобы обучающиеся получали знания и возможности соответствующие сегодняшнему дню. Поэтому нужны новые образовательные технологии. Открытый мир, стремительные технологические изменения, информационно-образовательная среда, дистанционное обучение уже в полном объеме интегрированы в образовательную реальность. Смартфоны, планшеты, портативные игровые устройства – неотъемлемая часть жизни современных школьников, студентов. Запретить их нельзя, так почему же не использовать в учебном процессе?

С того момента как Рафаэль Баллагас в 2005 году ввел термин BYOD (Bring Your Own Device), который в буквальном переводе означает «принеси с собой своё устройство», прошло совсем немного времени. Но именно с этого момента начался настоящий переворот в вопросе пользования мобильных устройств в работе, переговорах, учебе. Эту тенденцию в современном образовании уже сложно не брать в расчёт, поэтому остается только ею активно пользоваться.

Рассмотрим основные направления использования методики BYOD при подготовке обучающихся по предметам естественного цикла – математика, физика, химия, биология, география [1].

Согласно данным опроса обучающихся 70 % из них используют cмартфоны с операционной системой Android, 30 % - Iphone с OC Ios. 100 % Имеют непрерывный безлимитный мобильный интернет. Эти результаты дают возможность использовать в процессе обучения мобильные устройства.

При изучении дисциплин физико – математического модуля (физика, математика) обучающиеся могут на своем собственном девайсе использовать не только стандартные приложения – калькулятор, преобразователь величин, но ряд крайне наглядных и полезных. Их использование позволит облегчить и ускорить усвоение дисциплин. Одно из наиболее полезных приложений при изучении математики – Operation Math, основная особенность которого – продуманная игра: есть сюжет, есть герои. Предлагается три уровня сложности, каждый уровень предполагает выбора действия (например, умножения) и описания задачи. Данное приложение рекомендовано американской ассоциации школьных библиотекарей, доступно на операционных система iOS и Android.

Приложение Geeksmath – бесплатное. Согласно аннотации разработчиков позволяет разобрать и изучить сложные темы высшей математики. В программе очень удобный и интуитивно понятный интерфейс полностью на русском языке, огромное количество самых различных примеров и обучающих программ, а также подробная статистическая информация о пройденном материале. Каждая тема подробно описывается с примерами и картинками. Доступно для операционных систем iOS и Android.

Приложений по физике в магазинах Apple и Android, к сожалению, очень мало. Но, и при таком не богатом выборе, удалось найти универсальное и интересное – Snapshots of the universe. Основная задача приложения – иллюстрация работы законов астрофизики в виде интерактивных экспериментов – законы Кеплера, теорию относительности и др. Приложение на английском языке, что позволит обучающемуся практиковаться еще и в изучении иностранного языка.

Химико – биологический модуль представлен несколькими дисциплинами: химия, биология. Магазины Apple и Android предлагают много приложений, позволяющих упростить освоение этих дисциплин. Обозначим наиболее подходящие. Наиболее базовое приложение – Chemik, в первую очередь из-за того, что помогает пользоваться периодической таблицей химических элементов, таблицей растворимости солей, кислот, оснований. Это позволит отказаться от бумажных вариантов, проводить занятия не только в специально оборудованных аудиториях. Так же можно ознакомиться с основными свойствами классов неорганических соединений, составить ОВР. При такой универсальности приложение имеет очень простой интерфейс, является бесплатным Google Play. Приложение «Химия» на русском языке обладает тем же функционалом, является бесплатным в iTunes.

Также крайне полезные приложения при изучении базового курса химии – MolPrime+, Chem By Design - незаменимые помощники обучающегося и преподавателя при изучении строения органических соединений.

Chemical Engineering AppSuite HD – совершенно уникальное приложение разработано командой инженеров-химиков. В приложение встроена база данных более тысячи промышленных и лабораторных химических веществ, конверторы температуры, давления, длины, площади и времени. Кроме того, здесь представлены физические характеристики для тысячи различных соединений и элементов, включая показатели плотности, давления, теплоёмкости, вязкости. Все представленные приложения имеют функцию ведения чатов. Что облегчает групповую работу.

Приложений по биологии и микробиологии, к сожалению, немного. Наиболее полезным, универсальным и применимым в обучении является приложение Basic Microbiology — краткий справочник по микробиологии. Интерфейс на английском языке, при этом, крайне удобный и понятный даже не носителю языка, является бесплатным.

Еще одно справочное приложение, которое можно использовать в процессе обучения, это приложение «Все бактерии», которое содержит описание, формы, патогенность, геном. Оно характеризуется русским контентом, но более сложным интерфейсом. Оба приложения доступны только для устройств с операционной системой Android.

В помощь студентам при изучении географии можно рекомендовать справочное приложение «Топография», которое содержит инструменты для работы с топографическими картами (алфавитный перечень сокращений и абревиатур, встречающихся на топографических картах, топографические знаки, конвертер географических координат, определитель номера листа карты, расчёт магнитного азимута, истинного азимута и дирекционного угла, перевод расстояний, измеренных на карте, в реальные величины и наоборот).

Во время проведения полевых практик может пригодиться приложение «Компас и карта» для Android, которое поможет узнать широту, долготу и направление на картах. А для определить растения можно с помощью приложения Picture This. Кроме описания растений и советов по уходу за ним, можно посмотреть фотографии со всего мира.

Приложение Ventusky: Прогноз погоды сочетает в себе классический прогноз погоды для определённого населённого пункта с картой, которая демонстрируцет изменение погоды на более обширной территории. Это позволяет увидеть, откуда идут осадки или дует ветер. Просматривая погоду, можно узнать скорость ветра, облачность, давление и другие метеорологичесие данные в реальном времени. Ветер отображается в виде поточных линий, которые демонстрируют непрерывное развитие погодных явлений.

Применение таких продуктов позволит сделать процесс обучения более живым, доступным для обучающихся. Приобретение знаний с помощью собственных электронных устройств и гаджетов. под четким контролем преподавателя, внесет элемент игрового обучения, и поможет формированию дополнительного интереса к получаемой в такой форме информации. Что, в свою очередь, положительно отразится на освоении необходимых по данным предметам и модулям компетенций обучающихся. Об этом свидетельствует опыт коллег других стран.

Изучение дисциплин естественно-научного цикла – физики, химии, географии, микробиологии и др. – в большинстве случаев студентам дается нелегко. Задача преподавателя – сделать занятия запоминающимися, а материал – доступным и понятным. Для развития методической составляющей преподавания сложной дисциплины, на помощь преподавателю приходит еще одна педагогическая технология – сторителлинг – одна из наиболее современных, инновационных методов обучения. Название происходит от англ. «storytelling», что в прямом переводе означает «повествование историй» [2].

Для того, чтобы новая тема, да и дисциплина в целом, были усвоены сегодня совсем не достаточно логично выстроить курс лекций, структурировать практические занятия, нужно еще что-то – широкоформатная наглядность – зрительная, слуховая ассоциация. Современные выпускники школ – будущие абитуриенты – обладают социально-психологическим феноменом – так называем «клиповым мышление». Психологи характеризуют его как способность особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания.

Именно в подаче информации в таком формате способствует методика Сторителлинга. В последнее время многие преподаватели вместо привычных лекций и презентаций используют различные приложения и сервисы, которые позволяют приподнести тему в виде комикса или СМС.

Сторителлинг представляет большой интерес для педагогов и психологов по всему миру, поскольку объяснение материала в виде рассказывания историй развивает фантазию, логику и повышает культурное образование. Истории позволяют рассказать о том, как принимаются решения и строятся отношения. Через обмен историями, выстраивая эмоциональные связи, ученики и учителя создают правильные и более качественные взаимоотношения.

При создании «истории» для занятия необходимо учитывать особенность – рассказы значительно легче воспринимаются, они более увлекательны и интересны, чем логические доводы и сухие рассуждения. В любом рассказе должны быть герои – действующие лица. Педагоги выделяют несколько наиболее популярных видов Сторителлинга:

· Культурный - повествует о ценностях, нравственности и верованиях;

· Социальный. Люди делятся новостями обо всем и обо всех – коллеги, соседи, знаменитости…;

· Мифы, легенды. Это особый вид историй, которые повествуют о возможно правдивых событиях, но это трудно подтвердить, поскольку никто не знает точно, откуда миф пошел изначально;

· Необъяснимое. Это истории о мистических существах, призраках, НЛО, ужасных людях;

· Семейный. Семейные легенды хранят историю ваших родственников;

· Дружеский. Такие истории объединяют друзей, поскольку они вспоминают о каком-то опыте, пережитом вместе;

· Личный. Личные истории говорят о вашем опыте и переживаниях;

· Коммерческий Истории, которые используются для создания своего бренда, для продвижения марки, товара, идеи, для привлечения людей;

· Цифровой сторителлинг(digital storytelling) - сочетание искусства рассказывать истории с использованием разнообразных цифровых устройств: рисунки, видео, аудио и так далее.

В любой истории, созданной в рамках приема Сторителлинг выделют несколько обязательных этапов [3]:

· Вступление. Оно должно быть коротким. Его цель – обозначить проблему, сформулировать открытый вопрос, привлечь внимание. Оно обязательно должно быть связано с тематикой изучаемой темы, но не должно содержать какие-либо намеки или прямые подсказки на правильный ответ.

· Развитие событий. Слушатель погружается в проблему, понимает, что её решение еще совсем далеко, не достигнуто, напряжение нарастает.

· Кульминация. Именно в этот момент возникает решение, которое может быть совершенно неожиданным.

· Заключение. Предполагает подведение итогов истории, формулирование морали.

Есть несколько типов историй, которые без труда впишутся в любое занятие.

· Историческая повесть – Как появилась физика… Как открыли первый химический элемент… Как разработали рецептуры популярных блюд…

· Рассказ о процессе – интереснее рассказывать, про то что случилось с каким-нибудь, пусть даже воображаемым, студентом на занятии по химии, который не соблюдал технику безопасности, чем просто читать лекцию об опасности. Другая история может быть о чьей-нибудь невнимательности, из-за которой пришлось переделывать большую работу и т.д

· Когда я был ребенком… – Для многих студентов, это своего рода развлечение. Такие рассказы заставляют слушателя почувствовать себя особенным.

На Западе педагоги, использовавшие в своей работе методику Сторителлинга, отмечали, что это привело к усилению культурного самосознания. Многие учащиеся разных уровней образования стали более лояльно относиться к разным национальностям и культурам, оценив их богатство.

В России описанные методики еще не получили широкого распространения. Однако, перспективы развития данного направления инноваций в педагогической деятельности, в том числе и Высшей школы, представляются радужными.


Библиографическая ссылка

Степанян Ю.Г., Охотникова Е.Г. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ // Успехи просвещения. – 2023. – № 1. ;
URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=61 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674