Сетевое издание
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В МАОУ «СОШ№47 г. Улан - Удэ»

Леонтьева И.М. 1
1 МАОУ "СОШ№47 г.Улан -Удэ"
экология
1. Иванова Т.,Экологическое образование и воспитание в начальной школе, 2003, с. 56.
2. Калихман А.Д., Калихман Т.П., Хидекель В.В. Тропы природных территорий у Байкала. – Иркутск: Изд-во “Оттиск”, 2005. – 114 с
3. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке. Ж-л «Биология в школе» №6, 2000
4. Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. – М.: Агропромиздат, 1989. – 159 с.
5. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова, М: 2011.

Экологическая проблема в нашей стране и в большинстве стран мира - одна из важнейших экономических и социальных проблем. По мнению ученых, безответственное и потребительское отношение к природе поставило мир на грань экологической катастрофы. Природа находится в столь критическом состоянии, что ее неблагополучие отражается на условиях жизни и здоровье людей, сокращается продолжительность жизни. Охрана природы - важнейшая задача человечества.

В МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №47 г. Улан- Удэ» накоплен значительный опыт реализации инновационных образовательных программ и проектов. В школе успешно реализуются проекты интеллектуально-творческой модели неформального образования обучающихся «Академия успеха», культурологические проекты «Возьмемся за руки, друзья», «Шире круг», социально-экологические проекты «Начни с себя», «Экос», Программа воспитания «Гражданин и патриот малой Родины» и др., получившие признание на региональном и Всероссийском уровнях.

Все направления воспитания и социализации значимы, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе духовных, нравственных и культурных традиций полиэтничного народа нашей Родины России.

Подпрограмма воспитания экологической культуры «Экос».

Цель раздела программы – проектирование педагогических условий для формирования экологической культуры.

Задачи: Формирование, развитие у школьников следующих ценностей, понятий, качеств, психологических установок, компетенций:

• знаний об экологических ценностях;

• экологической культуры;

• ценностного отношения к природе и окружающей среде.

знаний традиций этического отношения к природе и культуре народов России.

Содержание воспитательной деятельности:

· Социально-экологический проект «Зеленый оазис».

· Всероссийская акция «Сделаем вместе».

· Проект «Сохраним Храм родной природы».

· Социальный проект «С чего начинается Родина!»

· Участие в программе БОФ лидеров экологического движения.

· Участие в научно – практических конференциях.

· Экологические десанты по очищению берега р. Уды и озеленению парков г. Улан – Удэ.

 

В данной программе востребованы все направления учебной деятельности учащихся, различные формы и технологии их реализации, которые могут быть выражены в уроках-путешествиях, экскурсиях очных и виртуальных, викторинах, конкурсах, мини-проектах, длительных итоговых проектах. Так образовательным продуктом решения межпредметной, метапредметной задачи «Путешествие из Москвы на Байкал» стал интереснейший буклет с презентацией различных видов туризма на русском и английском языках.

Особенность современной школы – это полноценное пространство, которое превращает урочную и внеурочную деятельность в стройную систему образования и воспитания, в которой осуществляется взаимосвязь и преемственность основного и дополнительного образования. В нашей школе мы реализуем программу внеурочной деятельности «В мире знакомых незнакомцев». Программа носит комплексный характер, т.к. изучая отдельных представителей растительного и животного мира, учащиеся знакомятся не только с объектами живой природы, но получат некоторые знания из области географии, истории, познакомятся с культурой и традициями своего края, топонимикой.

Ежегодно на базе школы создается лагерь труда и отдыха «Экос», целью которого является формирование экологической культуры учащихся, воспитание экологического мышления, природоохранной деятельности, укрепление здоровья. Девиз пришкольного лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием детей «Экология и труд к успеху ведут!»

Ребята на пришкольном участке создавали цветники, знакомились с декоративными растениями, которые произрастают не только на участке, но и с теми которые были выкопаны в лесу и посажены на участке. Провели акцию по очистке зоны отдыха прибрежной полосы реки Уда от Удинского моста до района радиостанции, прошел экологический брейн – ринг « Спасем священный Байкал». Проведен экологический брифинг, конкурс плакатов «Сбережем свой город» и многие другие мероприятия.

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде. Экологическая тропа - специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природе. В современных условиях окружающая среда испытывает антропогенную нагрузку, теряет способность к самовосстановлению. Вопросы охраны окружающей среды и поддержания ее качества на определенном уровне – одни из самых актуальных в современном мире. Экологическая тропа, которую мы начали создавать, дает поистине неограниченные возможности для учебной деятельности. Она позволяет развивать у детей навыки исследовательской деятельности, художественно-литературное творчество, общение, экологически грамотное поведение.

Работа по созданию нашей экологической тропы началась в 2015 году с образования инициативной группы после участия в Форуме лидеров экологического движения. Работая над проектом «Сохраним леса» мы решили сделать реальную работу по восстановлению лесного массива от 44 квартала в сторону поселка Энергетик, чтобы создать условия для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде.

Для обоснования необходимости разработки экологической тропы был проведен анкетный опрос учащихся и родителей. Результаты анкетирования убедили нас в целесообразности организации экологической тропы рядом со школой. Вначале нам нужно было очистить часть леса, благоустроить места стоянок, разместить экологические таблички. Весной прошлого года мы провели несколько субботников по очистке территории. Так же в состав подготовительных и санитарно-оздоровительных мероприятий по устройству тропы входит расчистка трассы, выполаживание бугров, засыпка ям, уборка сухостойных и усыхающих деревьев, деревьев-«угроз», уход за подростом и подлеском вдоль трассы. В настоящее время созданы инициативные группы, которые занимаются изготовлением информационного материала (указатели, плакаты, экологические знаки и др.), проектированием маршрута.

Каждый человек, даже ребёнок, может помочь нашей планете стать чище и внести свой вклад в решение огромной экологической проблемы. Природа – это наш дом, который необходимо беречь и охранять.


Библиографическая ссылка

Леонтьева И.М. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В МАОУ «СОШ№47 г. Улан - Удэ» // Успехи просвещения. – 2022. – № 2. ;
URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=60 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674