Введение
Впервые понятие «иммунитет» было предложено И.И. Мечниковым и Пастером. Иммунитет – это уникальная способность организма самостоятельно защищаться от болезнетворных бактерий и вирусов, а также уничтожать собственные мутировавшие клетки. Иммунитет – сейчас очень популярное понятие, и все, что с ним связано крайне интересно нынешнему поколению. Правда, не все знают, где именно располагается этот загадочный «защитник» организма, от которого зависит так много. Кто-то думает, что иммунитет организма находится в желудке, иные предполагают, что он пребывает в крови. В рекламных роликах нам предлагают повысить иммунитет организма с помощью таблеток, кефиров, разнообразных витаминов или какими-либо другими способами. Иммунная система представляет собой целый мир в нашем организме, образованный различными органами, тканями и клетками, объединенными одной целью – обнаружить и уничтожить внешние и внутренние потенциальные угрозы в нашем организме.
Внешние факторы часто ослабляют иммунитет. Результат – частые простудные заболевания, плохое самочувствие, утомляемость, проблемы с кожей, волосами и ногтями. Травы для иммунитета — это бюджетный и безопасный способ снизить риск заражения вирусными и бактериальными инфекциями. В отличие от препаратов, чей состав включает в себя химические вещества, средства на основе трав действуют на организм мягко и не вызывают побочных эффектов. Кроме того, большинство из них разрешены для употребления беременным женщинам и детям с 3 лет.
Актуальность проекта заключается в приобщении школьников и применении ими лекарственных растений для сохранения и улучшения здоровья проверенными временем народными способами лечения. Если знать простые и доступные рецепты и правила использования лекарственных растений, то можно грамотно применять их для сохранения и поддержания здоровья, объяснять окружающим, как бережно к ним относиться.
В связи с этим, цель проекта: формирование представлений технологии сбора лекарственных растений и приготовления настоев для поддержания иммунитета
Задачи:
· изучить литературу по теме проекта;
· изучить видовой состав лекарственных растений
· освоить методику изготовления гербария, сбора и технологию засушки
· изучить влияние лекарственных растений на организм человека,
· познакомить со способами приготовления фитосборов
Объект исследования: комнатные, культурные и дикорастущие лекарственные растения
Предмет исследования: целебные свойства лекарственных растений
Методы исследования:
· работа с источниками информации
· наблюдение и выращивание лекарственных растений
· сбор и камеральная обработка материала
Сроки реализации проекта: октябрь 2020 год -октябрь 2021год
Практическая значимость проекта
Данный проект является вполне осуществимым и перспективным. Простота приготовления фитопрепаратов в домашних условиях (для приготовления настоек, настоев и отваров практически не требуется специального оборудования); общий оздоровляющий эффект большинства лекарственных растений, действующих комплексно и стимулирующих защитные силы организма, повышающих иммунитет; дешевизна и доступность сырья лекарственных растений; расширение кругозора на знание растений своего места жительства .
Механизм реализации проекта
В ходе подготовки к проекту нами было проведено анкетирование среди учителей и учащихся нашей школы и получены следующие результаты:
1) Знаете ли вы лекарственные растения Бурятии? - 82%
2) Можно ли заменить таблетки лекарственными растениями? -64%
3) Для повышения иммунитета вы используете лекарственные растения? -60%
4) Известны ли вам рецепты приготовления настоев трав? -31%
Анализ анкетирования показал, что большинство респондентов знакомы с лекарственными растениями Бурятии и считают возможным замену таблеток ими. Более половины респондентов используют лекарственные растения для повышения иммунитета, но многим не известны рецепты изготовления фитосборов. Поэтому с целью расширения представления технологии сбора лекарственных растений и последующим приготовлением настоев трав был задуман данный проект. Реализация данного проекта будет осуществлена в течении одного года с ноября 2020 по ноябрь 2021 года и включает следующие этапы:
Подготовительный этап.
Задачи: 1.Изучить литературу по теме
2.Выбрать формы исследований
3.Запланировать организационные моменты
В ноябре запланированы проведение анкетирования, создание инициативной группы учащихся и учителей, отбор партнёров, определение видового разнообразия лекарственных растений, повышающий иммунитет, произрастающих на территории Бурятии
Основной этап.
Задачи:
1. Отбор и обработка полученной информации.
2. Обобщение информации
Для привлечения внимания и повышения познавательного интереса учащихся всех классов к данной теме запланированы следующие мероприятия: челлендж, конкурс рисунков. Челлендж -это современный интерактивный способ привлечения большой аудитории и позиционирования себя, что актуально для детей с ограниченными возможностями. Лучшие рисунки будут участвовать в различных конкурсах и акциях республиканского и российского уровня.
Для расширения и углубления знаний о видовых разнообразиях лекарственных растений Бурятий запланированы уроки Здоровья с погружением в интерактивную деятельность.
Совместно с научными сотрудниками будут организованы экскурсии в Бурятский научный центр и центр Восточной медицины с целью знакомства с технологией сбора и обработки лекарственных растений.
Своеобразным итогом ознакомительной и теоретической работы будет создание электронного альбома с видовым составом лекарственных растений, методикой сбора и народными рецептами. Для ребят 8-10 классов, мотивированных на научно-исследовательскую деятельность, а также решивших связать свою будущую профессию с медициной, биологией, экологией, биотехнологией будет организован обучающий практикум по сбору лекарственных трав будет из 5 занятий, после которых участники получат сертификаты
Все участники проекта будут разделены на три группы:
Группа 1- школьники, которые изучают лекарственные растения на «подоконнике» (комнатные)
Группа 2 - школьники, которые выращивают лекарственным растениям на своём участке Группа 3 -выезжает на полевые сборы. За каждой группой закреплён учитель биологии.
В конце сезона, на базе кафедры ботаники БГУ будет проводиться камеральная обработка всего собранного материала.
Заключительный этап.
Задачи:
1. Систематизация полученных результатов исследований
2. Выбор форм для обобщения итогов
В начале следующего учебного года пройдёт заключительный этап, где будет подведён итог по проекту, включающий следующие мероприятия- викторины, мастер-классы.
Собранные материалы обобщаются и оформляются на научно-практическую конференцию «Мир вокруг нас».
Этапы |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Подготовительный |
Анкетирования среди учащихся и учителей |
Ноябрь 2020 |
Дугарова Е.И. |
Создание инициативной группы учащихся и учителей |
Ноябрь 2020 |
Нагуслаева Т.Н. |
|
Поиск организаций для совместной реализации проекта |
Ноябрь 2020 |
Цынгуева А.С. Горелов В.М. |
|
Основной этап
|
Челлендж #школа60Яимоёлекарственное растение# 1-11 кл |
Декабрь 2020 |
Чагдурова Л.В. Пируева Л.Б. |
Уроки здоровья 1- 11кл |
Январь 2020 |
Цыдыпова С.Ж. Тушемилова С.С.
|
|
Конкурс рисунков «Зелёная аптека» 1-7кл
|
февраль 2021 |
Цынгуева А.С.
Дынженова Г.Д. |
|
Экскурсия в БНЦ (8-10кл) |
Март 2021 |
Саганова С.Е. |
|
Экскурсия в Центр Восточной медицины(8-10кл) |
Март 2021 |
Раднаев Ч.Д. |
|
Создание электронного альбома лекарственных растений с описанием, методикой сбора, рецептами
|
Апрель 2021 |
Дугарова Е.И. Даиндарова С.В.
|
|
Обучающий практикум по сбору лекарственных трав: 1. Группы лекарственных растений. Видовой состав. 2. Методика сбора, посадки групп лекарственных растений 3. Технология обработки материала 4. Сбор рецептов 5.Методика составления гербария
|
Май 2021 |
Санжиева Л.Ц Нагуслаева Т.Н. Цынгуева А.С.
|
|
Сбор и подготовка материала Составление гербария |
Июнь-август 2021 |
Гришкина Т.М Чагдурова Л.В. Пируева Л.Б. |
|
Камеральная обработка
|
Сентябрь-октябрь 2021 |
Батомункуева Л.Н. Горелов В.М.
|
|
Заключительный этап |
Викторина 1-11кл Мастер-классы «Рецепты фитосборов»
НПК «Мир вокруг нас»
|
октябрь 2021
|
Чагдурова Л.В. Тушемилова С.С.
Раднаев Ч.Д. Нагуслаева Т.Н.
|
Ожидаемые результаты
· Изучен видовой состав лекарственных растений Бурятий, повышающих иммунитет
· Освоена методика изготовления гербария, сбора и технологию засушки
· Расширено представление о влиянии лекарственных растений на организм человека
· Продолжено формирование метапредметных УУД через организацию научно-исследовательских работ школьников на базе кафедры ботаники БГУ, БНЦ, Центра Восточной Медицины, эколого-биологического центра.
· Содействие в профессиональном самоопределении старшеклассников
Продуктом данного проекта является:
· электронный альбом «Лекарственные растения – рецепты настоев»;
· гербарии с образцами фитосборов;
· серия настенных календарей «Лекарственные растения Бурятии»;
· научно-исследовательские работы учащихся.
Библиографическая ссылка
Батомункуева Л.Н., Дынженова Г.Д. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ИММУНИТЕТА // Успехи просвещения. – 2022. – № 2. ;URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=58 (дата обращения: 04.10.2024).