Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования, поскольку является тем звеном, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача ФГОС второго поколения. Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. В последнее время главной задачей школьного обучения становится формирование у детей универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в мировом сообществе. Коммуникативная направленность процесса обучения одна из основных направлений гуманизации образования. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы - требования, предъявляемые сегодняшним обществом к младшему школьнику. Формирование коммуникативной компетенции, определенной в основополагающих документах как ключевой, решающей проблему активной социализации личности, обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.
Коммуникативная компетентность сегодня является одним из факторов успешности человека в любой сфере жизнедеятельности. Это касается и школы, где наши самые маленькие ученики приобретают опыт построения целенаправленных коммуникаций. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе в процессе совместной учебной деятельности.
Чтобы быть успешным в школьной среде, нужно быть более коммуникативно – активным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. При низком уровне развития коммуникативных навыков ученик обречён и на учебные неудачи. Можно знать учебный материал, но не уметь внятно его изложить, можно понять вопрос, но быть неспособным грамотно сформулировать ответ на него.
Современная школа должна создать необходимые и полноценные условия для личностного развития каждого ребёнка, формирования его активной позиции. «Инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности является сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Одной из наиболее эффективных технологий, позволяющих добиться высокой степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности является технология проектного обучения. Эта технология представляет собой систему учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся с обязательной защитой результатов их работы.
Для обеспечения системного подхода при обучении младших школьников проектной мной были поставлены следующая цель:
Формирование у детей способности рассматривать проблемную ситуацию как задачу с последующим построением деятельности, направленной на её решение.
Для их достижения цели надо решить следующие задачи:
· Формировать у детей психологическую готовность к восприятию проблемной ситуации как личной задачи.
· Дать представление о типах проблем и подходах к их решению.
· Формировать готовность к переносу полученных учебных навыков в реальную жизнь.
· Развивать коммуникативные навыки: владение монологической речью, навык активного слушания, навык ведения диалога, дискуссии.
Для решения этих задач очень хорошо подходит курс Бегловой Т.В., Битяновой М.Р. «Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков». Целью данного курса является развитие навыков проектного подхода к проблемам, формирование основ проектного мышления, которые востребованы в среднем звене, и целесообразно начать готовить к такой деятельности уже в начальной школе.
Под проектным мышлением в данном курсе понимается способность рассматривать проблемную ситуацию как задачу с последующим построением деятельности, направленной на её решение. Курс рассчитан на учащихся 5 - 6 классов, но при некоторой адаптации его можно использовать, начиная с 3 класса.
На 1 этапе (3 класс) я продолжила работу по формированию навыков сотрудничества, которую мы начали ещё в 1 классе, т. к. это входит в концепцию развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, и начала знакомить детей с типами проблем, способами их различения и решения.
Работа на этом этапе направлена на знакомство с понятием проблемной ситуации: ведение понятия «проблема», классификация проблемных ситуаций, различные подходы к решению проблем и т.д.
Ниже приводятся различные дидактические приемы, которые использовались на первом этапе.
«Совместный счет»
Цель: развитие групповой сплоченности, умение координировать совместные действия.
Задание: следует всего лишь досчитать до десяти. Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит «один», кто-то другой – «два» и так далее, договариваться же о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. Разговаривать по ходу упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до какого числа удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную.
Если участники сами установят определенный порядок произнесения чисел (по кругу, через одного, по алфавиту), следует похвалить их за находчивость, но попросить попытаться решить эту задачу без предварительной договоренности.
Вопросы для обсуждения:
- Почему такое на первый взгляд простое задание не очень-то легко выполнить?
- А что можно сделать, чтобы выполнить его было легче?
Игра “Сломанный телефон”
Цель: научиться слушать и слышать товарищей.
Задание: ведущий на ухо первому участнику рассказывает коротенькую притчу. Задача этого участника – передать услышанное второму участнику, задача второго – передать третьему и так далее.
Вывод: решать проблемы группой эффективнее, но сложнее; для этого нужно развивать в себе определенные качества, учиться договариваться и уступать.
Следующие игры направлены на ознакомление с типами проблемных ситуаций, формирование навыков их распознавание и адекватного решения.
1. Проблема, похожая на мозаику, состоит из нескольких отдельных частей. Проблема в целом решается, когда решается каждая ее составная часть. Упражнения: «Как мне все успеть?», «Замечательный день рождения».
2. Проблемы, похожие на многослойное желе, состоят из последовательно решаемых задач. Они решаются путем составления алгоритма. Упражнения: «Как вырастить цветок?», «Рыбалка».
3. Проблемы, похожие на снежинку, имеют много вариантов решения. Необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать наилучший. Упражнение: «Кабинет нашего класса», «Поиск Золушки», «Три задания царя».
2 этап (4 класс) посвящён отработке практических навыков распознавания и решения проблем различного рода, а также создание и защиту мини-проектов.
Для ребенка в начальной школе проектная деятельность осуществляется пока только совместно с учителем, по мере взросления и в зависимости от индивидуальности учащийся берет на себя все большую ответственность за проект. Обучение методам коллективного решения проблем осуществляется на занятиях и в парах, и в мини-группах. Составы групп постоянно варьируются, и таким образом занятия способствуют развитию коллектива класса, повышению уровня его сплочённости и организованности.
Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.
Формирование коммуникативной компетенции – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности обучающегося и учителя. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Таким образом, необходимо говорить о конкретных условиях её реализации – результативности.
Использование описанных методик работы привело к высоким результатам, одним из успешных примеров является групповой проект «Школа моей мечты». Тема проекта была выбрана не случайно, он посвящён 50-летию школы.
Проект состоит из двух частей.
1 часть – похожа на «многослойное желе».
Сначала определили проблему, затем искали материал о том, какие бывают школы, что нового есть в архитектуре и т. п., затем вынесли свои предложения и провели конкурс рисунков.
Проблема: Как изменить современную школу, чтобы нам там было уютно и комфортно?
Ребята нашего класса предложили:
· Изменить вид здания
· Построить бассейн
· Построить крытый стадион
· Развести зимний сад и устроить в нём живой уголок.
В классе провели конкурс рисунков.
2 часть – похожа на «мозаику».
Обсудив все предложения, выбранная команда приступила к построению школы нашей мечты из конструктора «Лего». Каждый строил свою часть школы и готовил её защиту. В результате получилась общая модель.
Защита проекта проходила на Краевом конкурсе профессионального самоопределения «Слёт юных инженеров». Проект занял 1 место. Участники проекта были награждены «Сертификатами участника», «Дипломом 1 степени» и игрой.
Библиографическая ссылка
Ашлапова Л.В. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМАМ // Успехи просвещения. – 2022. – № 1. ;URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=50 (дата обращения: 04.10.2024).