Сетевое издание
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

МЕТОД ПРОДУКТИВНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ТЕКСТА : РАБОТА С КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ

Панько И.Н. 1
1 МБОУ СОШ №37
Статья посвящена актуальному вопросу рассмотрения наиболее эффективных способов формирования навыков работы с текстом на уроках литературы и русского языка, в частности методу продуктивного осмысления текста в процессе работы с ключевыми словами. Автор раскрывает причины низких оценок за сочинение в ЕГЭ по русскому языку, указывает на ряд приемов по устранению данных ошибок у выпускников. Особое внимание обращается на конкретную работу с текстом: приведены этапы работы с текстом (этап антиципации, контроль понятия содержания, анализ и оценка содержания) , указаны виды текстовой информации (фактуальная, концептуальная, подтекстовая), обозначены качественные признаки ключевых слов в тексте, представлен алгоритм работы с ключевыми словами на конкретном фрагменте текста КИМа ЕГЭ по русскому языку: ученик должен задать три важных вопроса к тексту: О чем текст? Почему герой так говорит или поступает? Какова позиция автора? Правильно ответив на них, выпускник сможет сформулировать проблему предложенного текста , прокомментировав ее, написать собственный текст в соответствии с требованиями ЕГЭ. В целом автор приходит к выводу, что использование метода продуктивного осмысления текста независимо от предмета способствует развитию универсальных учебных действий, которые являются основной компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС ООО и помогает выпускнику успешно сдавать экзамены.
осмысление текста
3 вида информации
текстовые ключевые слова

На уроках русского языка особое внимание уделяется тексту как единице языка и речи, как единице общения. Основной прием работы с текстом – его анализ. От того, как будет учеником проведен анализ представленного текста на экзамене ЕГЭ, будет зависеть раскрытие смысла, понимание сути отрывка. Как известно, понимание сути текста невозможно без выявления проблемы, волнующей автора. Кстати, именно это умение – сформулировать или выявить проблему имеет практическую значимость, т.к. влияет на общий балл за сочинение. Напомню, что если не будет правильно обозначена проблема, то ученик по первым четырем критериям получит 0 баллов. Этого умения, к сожалению, ученику, да и опытному читателю порой не хватает.

Причина сложившей ситуации, на мой взгляд, возникает еще в начальной школе, когда у четвероклассника не сформирован навык аналитического мышления. Это общая проблема, приходится искать пути ее решения в среднем и старшем звене.

На экзамене выпускнику предлагаются разные виды текстов и по стилю и по типу, подход надо выбрать один, который поможет понимать текст независимо от предмета. Нужен универсальный инструмент, способ работы с текстом.

На мой взгляд, метод поэтапного осмысления текста, разработанный Кузнецовым О.А., Хромовым Л.Н., теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и теоретическое решение проблемы ключевых слов в работах Л.В. Сахарного , Л.Н. Мурзина помогут в решении данной проблемы .В основе данных методов лежит дифференциальный алгоритм чтения и заключается он в формировании рационального способа кодирования текста.

При работе с любым текстом можно выделить три основных этапа:

  • дотекстовый (этап антиципации, предвосхищения);
  • текстовый (контроль понятия содержания);
  • послетекстовый (анализ и оценка).

Текст- это прежде всего информация, а она бывает:

Табл. 1 Текстовая информация

фактуальная

концептуальная

подтекстовая

 

(сообщение о фактах, событиях, которые происходили или происходят

т.е О ЧЕМ?

Это тема текста

Обращаемся к ключевым словам

Используем алгоритм «формального

определения зон наиболее вероятного

расположения

ключевых слов в тексте».

Именно так обозначал их Л.В. Сахарный.

-это частотные слова в тексте,

-лексические повторы,

-однотемные слова, синонимы, местоимения

Формулируем это в словосочетание

 

(авторская оценка фактов, событий, причинно-следственные связи между событиями)

т.е ЗАЧЕМ? Почему?

Таким образом, это авторская позиция

 

(что я, читатель, думаю об авторской позиции

 

Т.е. читательская. позиция

 

 

Обработав 1,2 уровни, мы сможем если не найти, то сформулировать проблему, которая прячется в тексте.

После прочтения предложенного отрывка надо начинать с ключевых слов. Мне кажется, это очень важно. В ходе работы с текстом, в интерпретации содержательной стороны текста, в понимании его целостного смысла, мы сталкиваемся прежде всего со словом. Само собой вытекает главная проблема ключевых слов текста.

Ключевое слово — слово в тексте, способное в совокупности с другими ключевыми словами представлять текст в свёрнутом виде, являясь носителями его основного смысла.

Однако выбор ключевых слов является очень непростой операцией и требует серьезного аналитического подхода.

Как найти их в тексте?

Ключевые слова обладают рядом существенных признаков:

1) высокая степень повторяемости данных слов в тексте, частотность их употребления

2) способность знака конденсировать, свертывать информацию, выраженную целым текстом, объединять «его основное содержание»

Как сформулировать проблему?

  1. Найти тему с помощью ключевых слов,
  2. Найти и сформулировать авторскую позицию,
  3. Принять авторскую позицию за ответ на некий вопрос, этот вопрос и есть проблема.

Обратимся к отрывку из произведения В.А. Соллогуба «На дворе метель бушевала…», предложенному на экзамене ЕГЭ по русскому языку.

Рассмотрим с 1 по 15 предложения.

(1)На дворе метель бушевала, с ожесточением рвала ставни и разыгрывалась во всё степное раздолье. (2)Наступила глухая полночь. (3)Все заснули, кроме офицера, который шёпотом разговаривал со своей соседкой.
- (4)Я виноват перед вами, - говорил офицер, - я сказал глупость. (5)Вы, кажется, на меня рассердились.
- (6)Нет, я не рассердилась. (7)Только я женщина несветская, я не привыкла к подобным любезностям. (8)Я знаю, вы смеётесь над уездными дамами, и Пушкин над ними смеялся... (9)И подлинно, есть много в них смешного, но, может быть, в то же время много и грустного. (10)Подумайте, - продолжала она, как будто говоря сама с собой, - что такое судьба женщины молодой, знающей только по книгам, что есть хорошего в жизни? (11)Муж её в отъезжем поле. (12)Он, может быть, человек хороший... (13)Да всё не то: скучно в деревне... и не то что скучно, а досадно, обидно как-то. (14)Все жалеют об узнике в темнице; никто не пожалеет о женщине, с детства приговорённой к вечной ссылке, к вечному заточению. (15) А вам весело в Петербурге?

О чем отрывок? Кто герои? Что делают они? О чем говорят? (диалог, говорят о деревне)

Встретились он (человек светский, офицер) и она (уездная дама)

Табл. 2 Работа с текстом

О чем текст

Почему?

Авторская позиция (ключевые слова в предложениях)

1-15

Дама говорит о своей жизни в деревне, о ее душевном состоянии, ее интерес к жизни в столице

 

 

 

 

 

 

 

Офицер говорит о жизни в столице

В чем причина такого состояния?

Ей скучно, грустно, сравнила себя с узником в темнице, т. к. одинока, уединена, отсутствие свободы в действиях, ей надо любить.

 

 

Душа и сердце подавлены, любить некого.

 

 

Переведем вопрос автора в проблему: в чем причина депрессивного состояния героев?

Проанализировав таким образом остальные предложения, выявим проблему.

- (16)Весело, - сказал, вздохнув, офицер, - да, мне там очень весело, слишком весело... (17)Я человек светский. (18)Только что странно: я от излишества, вы от ... - мы оба дожили до одного, то есть до тяжкой скуки. (19)Вы жалуетесь, что в вашей одинокой ссылке вам негде развернуть души и сердца; мы же, вечно ищущие недосягаемого, мы чувствуем, что душа и сердце подавлены в нас. (20)Вы знаете холод одиночества, но вы, слава богу, не знаете еще холода общественной жизни. (21)Вы знаете, что любить надо, а мы знаем, что любить некого. (22)В вас кипят надежда и сила, нас давит бессилие и немощь.
- (23)Вы были влюблены ? - спросила она едва внятно ...
-(24)Ещё бы! (25)Да и как! (26)Да что в том толку... (27)В свете идти на любовь - значит идти на верный обман. (28)Любовь - душа вселенной; но этой душе куда как тесно в свете, и знаете ли почему? (29)Потому, что за ней выглядывает тщеславие. (30)Я тоже иногда думал, что меня любили, а вышло что же? (31)Любили не меня, а бального кавалера, светского франта, и я не знал, как совладать со своими соперниками.
- (32)Неужели? - сказала она невольно. - (33)Да кто ж они могли быть?
- (34)Да мало ли их... (35)Бальное платье, мелочная досада, глупая сплетня, завидное приглашение, маскарадный наряд и тьма подробностей, составляющих, так сказать, всю сущность светских женщин.
- (36)Так вы не верите в любовь?
- (37)Сохрани бог! (38)В любовь нельзя не верить; но я говорю только, что любить-то некого. (39)Для любви нужно столько условий, столько счастливой случайности, столько душевной свежести и неиспорченности.

(40) Он замолчал.

Проблема любви. Что есть истинная любовь. Какова ее роль? Если ее нет, человек одинок. Что отличает истинную любовь? Когда человек счастлив, что делает его счастливым? (взаимопонимание, духовное единение, будучи замужем - одинока, он в толпе, но нет того, кто был бы рядом).

Мы видим, если ученик умеет анализировать текст, он демонстрирует грамотное аналитическое чтение, умение на основе продуктивного чтения понимать слово.

На этапе синтеза, собрав из функциональных частей целое, выходим на осмысление всего текста в целом. Удается это благодаря нескольким приемам, в том числе и работе с ключевым словом.

Слово, как горизонт, на котором строится семантика текста. Слово, как алмаз, который в тексте превращается в бриллиант, живет и блистает во всем своем своеобразии и богатстве, часто неожиданном.

Приложение1 (текст для анализа)

(1)На дворе метель бушевала, с ожесточением рвала ставни и разыгрывалась во всё степное раздолье. (2)Наступила глухая полночь. (3)Все заснули, кроме офицера, который шёпотом разговаривал со своей соседкой.
- (4)Я виноват перед вами, - говорил офицер, - я сказал глупость. (5)Вы, кажется, на меня рассердились.
- (6)Нет, я не рассердилась. (7)Только я женщина несветская, я не привыкла к подобным любезностям. (8)Я знаю, вы смеётесь над уездными дамами, и Пушкин над ними смеялся... (9)И подлинно, есть много в них смешного, но, может быть, в то же время много и грустного. (10)Подумайте, - продолжала она, как будто говоря сама с собой, - что такое судьба женщины молодой, знающей только по книгам, что есть хорошего в жизни? (11)Муж её в отъезжем поле. (12)Он, может быть, человек хороший... (13)Да всё не то: скучно в деревне... и не то что скучно, а досадно, обидно как-то. (14)Все жалеют об узнике в темнице; никто не пожалеет о женщине, с детства приговорённой к вечной ссылке, к вечному заточению. (15) А вам весело в Петербурге?
- (16)Весело, - сказал, вздохнув, офицер, - да, мне там очень весело, слишком весело... (17)Я человек светский. (18)Только что странно: я от излишества, вы от ... - мы оба дожили до одного, то есть до тяжкой скуки. (19)Вы жалуетесь, что в вашей одинокой ссылке вам негде развернуть души и сердца; мы же, вечно ищущие недосягаемого, мы чувствуем, что душа и сердце подавлены в нас. (20)Вы знаете холод одиночества, но вы, слава богу, не знаете еще холода общественной жизни. (21)Вы знаете, что любить надо, а мы знаем, что любить некого. (22)В вас кипят надежда и сила, нас давит бессилие и немощь.
- (23)Вы были влюблены ? - спросила она едва внятно ...
-(24)Ещё бы! (25)Да и как! (26)Да что в том толку... (27)В свете идти на любовь - значит идти на верный обман. (28)Любовь - душа вселенной; но этой душе куда как тесно в свете, и знаете ли почему? (29)Потому, что за ней выглядывает тщеславие. (30)Я тоже иногда думал, что меня любили, а вышло что же? (31)Любили не меня, а бального кавалера, светского франта, и я не знал, как совладать со своими соперниками.
- (32)Неужели? - сказала она невольно. - (33)Да кто ж они могли быть?
- (34)Да мало ли их... (35)Бальное платье, мелочная досада, глупая сплетня, завидное приглашение, маскарадный наряд и тьма подробностей, составляющих, так сказать, всю сущность светских женщин.
- (36)Так вы не верите в любовь?
- (37)Сохрани бог! (38)В любовь нельзя не верить; но я говорю только, что любить-то некого. (39)Для любви нужно столько условий, столько счастливой случайности, столько душевной свежести и неиспорченности.

(40) Он замолчал.

(По Соллогубу)


Библиографическая ссылка

Панько И.Н. МЕТОД ПРОДУКТИВНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ТЕКСТА : РАБОТА С КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ // Успехи просвещения. – 2020. – № 1. – С. 1-1;
URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=29 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674