Сетевое издание
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ В ОСНОВНОМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ КОСМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Шепелева С.Н. 1
1 МБОУ ДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги; МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги, НСП «Бережок»
1. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под. ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.-368 с.
2. Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1991 – 560 с.
3. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 576 с.

Устойчивая совокупность ценностных ориентиров личности демонстрирует верность идеалам, надёжность, цельность, как особый показатель зрелости и позволяет регулировать своё поведение, определяет не только мировоззрение или жизненную позицию, но и мотивацию к активности.

В нашем понимании «эстетические ценности» – это признанные в обществе стандарты красоты и гармонии, побуждающие детей проявлять эмоциональную реакцию и восхищение, способность к пониманию идеала красоты, в том числе и как критерия оценки.

Понятие красота содержит в себе такие категории как гармония, чистота, совершенство, а в христианском мировоззрении и доброта. Эстетические идеалы должны быть в неразрывной связи с этическими корнями, в противном случае мы будем иметь дело с антиэстетикой и категориями присущими этому понятию. В своё время именно красота церковной службы в константинопольском храме святой Софии стала основополагающим аргументом в пользу Православия. Это событие имеет своё отражение в «Повести временных лет». С Православием Русь приобрела богатые культурные традиции Византии, которые имеют проявление в отечественной культуре, а также феномен двоеверия (языческого и христианского). С утверждением норм поведения и духовных ценностей Православия, в народном художественном творчестве, музыкальном фольклоре, в обрядовой поэтике сохранена языческая архаика. Переосмысление фольклорно-мифологического содержания язычества в русской культуре, имеет своё проявление в былинном эпосе с идеальными героями с чертами христианской добродетели. Отождествление категорий нравственное и эстетическое в эстетических идеалах древнерусской культуры имеет проявление в изобразительном искусстве, архитектуре, литературе, также как и тождественность добра – красоте и свету, зла – безобразному, тьме. Создание православных храмов, произведений изобразительного искусства: икон, мозаичных и фресковых росписей, произведений словесного искусства: жития, сказаний, воинских повестей, поучений, исторических повестей способствовало нравственному и эстетическому воздействию на человека.

Развитие, инновации, традиции и становление являются составляющим единицами макросоциологического подхода в понимании преемственности, которая обеспечивает накопление, сохранение, передачу культурной информации прошлого и на этой основе создание новых ценностей, сохранение стабильности, изменение общества в котором взаимодействуют различные социальные институты и системы. Интерсубъективный мир реминисцирует прошлый опыт в настоящем, отражаясь в будущем, являясь основным условием процесса развития и существования личности, общества и природы. «Реминисценция» в нашем понимании – это механизм преемственности, основанный на памяти определенного явления и на этой основе получение нового.

Дальнейшую эволюцию и уникальность общества с сохранением национальных ценностей обеспечивают традиции, осуществляя преемственные связи поколений, определяя естественный темп развития. Через традицию раскрывается сущность культуры как воспроизводства высших энергий духовной жизни. Создание педагогических условий для реализации культурных традиций этноса в образовательных организациях дополнительного космического образования детей необходимо для определения ценности будущего социума, от выбора педагога зависит сохранение и развитие цивилизации, гармонизации взаимоотношений человека и природы как единого целого.

В процессе формирования эстетических ценностей у детей 6-7 лет необходимо учитывать, что поведение и деятельность человека характеризуют ценностные ориентации. Творческая активность, система мотивов поведения, а также конструктивные поведенческие модели, напрямую зависят от системы общечеловеческих эстетических ценностей и основаны на переносе осознанных эстетических норм поведения в повседневное общение путем развития механизма сдвига мотива на цель, направленную на освоение эстетической культуры. Эмпатии и интерес детей на основе формирования эстетически ценностного отношения к образам и героям, с принятием и освоением социальных ролей, посредствам развивающегося идентификационного механизма воспитывает эмоциональную отзывчивость. Мотивация к ценностному отношению детей к искусству и культуре, активизирует творческую активность на создание уникальных, оригинальных, отличающихся новизной продуктов художественно-эстетической деятельности, чему способствует и создание различных эксплораториумов, в том числе и домашних.

Основным рычагом функционирования эксплораториума является синергетический подход в образовании, самоорганизация и самостоятельное решение поставленных задач, соответственно задействуется механизм преемственности не диалектического порядка, существенно отличающийся от современного деконструктивизма, творческой силой хаоса спонтанно рождать новое. Основной акцент направлен на способность адекватно реагировать на хаотические воздействия среды, способность сохранять свою устойчивость, упорядоченность с хаотическими чертами, тем более что существование порядка обеспечивается хаосом, вносимым в среду – это обеспечивает синтез порядка и хаоса в диссипативной структуре, которая может иметь полный обмен информации.

Для создания педагогических условий преемственности в формировании эстетических ценностей у детей 6-7 лет, за основу мы брали аксиологический, синергетический, системный, социокультурный подходы в образовании, изыскивая возможность осуществления процесса приобретения знаний самими учащимися, а также осуществление их творческой деятельности. В ходе совместного взаимосогласованного активного сотрудничества субъектов образовательной деятельности (педагога, родителей, детей) обучение приняло интерактивный характер и взаимообогатило участников данного процесса, способствуя их самоорганизации и самообразованию – являясь основной категорией синергетики. Мы учим мыслить альтернативно, изыскивая свой путь эволюции, со своими личностными ценностными предпочтениями, даём возможность выбора наиболее благоприятного для себя решения. Воспитательная система организации и воспитательная среда не инертны, они проектируемы, созидательны и развиваются, постоянно меняясь от ухода в социальную реальность до всплеска творчества с возможным изменением траектории движения и остановками, имея свой внутренний процесс самоорганизации когерентно с управленческим и педагогическим внешним воздействием. В данном случае можно наблюдать две переплетающиеся линии определяющие траекторию в развитии – внутреннюю и внешнюю – задаваемую сверху. Неустойчивая, нестабильная система позволяет ребенку научиться быть устойчивым в динамической системе, открывая свой потенциал в сотрудничестве с другими.

Синергетический подход – разновидность системного подхода в сочетании с социокультурным, макросоциологическим и аксиологическим подходами в образовании являются научно-методологической основой преемственности в формировании эстетических ценностей у детей 6-7 лет, создавая единое социокультурное педагогическое пространство основного, дополнительного образования и семьи.

В современном мире эта основа имеет особое значение в создании условий социокультурного системного развития человека, сохраняющего традиционные ценности и приумножающего социокультурный опыт нашего народа. Формирование эстетических ценностей основано на восприятии социокультурных категорий дошкольниками, способствующих развитию эмоциональной децентрации, стимулирует мотивацию самосовершенствования, являясь прочным фундаментом в осмыслении и понимании эстетических ценностей. Весь педагогический процесс выстроен с учетом возрастных особенностей детей и усложняется в соответствии с изменением основных психических процессов.


Библиографическая ссылка

Шепелева С.Н. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ В ОСНОВНОМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ КОСМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Успехи просвещения. – 2019. – № 2. – С. 30-31;
URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=26 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674