Сетевое издание
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Рассолова Т.Б. 1
1 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», Великие Луки
1. Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. – 2009. № 5. – С.18-26.
2. Жиляев, А.А. Психологические особенности активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в ходе лекции // Инновации в образовании. – 2001. – № 2. – С.32 – 38.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года.
4. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. – М.: Наука, 1997. – 223 с.
5. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
6. Морева, Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. – М. : Просвещение, 2007. – 158 с.
7. Никитина Н.Н., Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов.– М.: Мастерство, 2002. – 288 с.
8. Практическая психология для преподавателей / М.К. Тутушкина [и др.] – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. – 328 с.
9. http://netreforme.org
10. https://moluch.ru/archive/148/41798/

Согласно законодательству Российской Федерации образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Весь мир убежден в том, что советское образование, как общее среднее, так и высшее в области естественных и технических наук, было лучшим в мире. Обучаясь в советской школе, мы читали много и были первыми в мире в этом. Хорошо помнятся люди в метро, поезде или автобусе – все с книгами или газетами, за редким исключением кто-то не читал. Опыт нашей страны перенимали мировые лидеры: США, Япония и Китай, теперь и Англия.

Но в 1990-е гг. сократилось финансирование образования, упал спрос на новые технологии и квалифицированные научные и технические кадры. Соответственно экономической ситуации снизилась культура общества и качество национального образования. Упало качество государственного управления, в т.ч. и системой образования. Тем самым сократились возможности для перехода к инновационной экономике и устойчивого роста в будущем.

В 2000-е гг. с началом быстрого экономического роста на российское образование, наконец-то, обратили внимание и выяснили, что, оказывается, оно имеет достаточно острых проблем, требуемых решений.

Закончив университет и приступив к работе в 1986 году, могу с уверенностью проанализировать уровень проблем, формировавшихся на протяжении этих десятилетий. На проблемы в образовании указывают также и средства массовой информации, ведущие педагоги и ученые. Но, к сожалению, решить ни я, ни мои коллеги их не смогут, поэтому считаю важным и единственно правильным работать и учить качественно детей. К проблемам современного образования можно отнести низкую мотивацию к обучению. Первая и основная проблема сегодняшней образовательной системы – школьникам просто скучно учиться. Безусловно, проблема не нова, но современные дети отличаются от нас тем, что не обращают внимания на внешнюю мотивацию. Это значит, что оценки и похвала родителей становятся наименее важным фактором при формировании интереса к учёбе. Современные школьники называют основным мотиватором личные социальные цели: «Я хочу быть культурным и развитым», «Я знаю, кем я хочу работать и что для этого нужно», «Чтобы зарабатывать, необязательно учиться на отлично». Что с этим делать? Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», говорит о положительной стороне этого процесса: «Учиться для школьника становится важно и модно, и школьники, приходя на урок, могут знать о предмете разговора не меньше, а то и больше учителя».

Другое дело, что ученики отказываются воспринимать информацию в том формате и темпе, в котором её дают учителя постаринке. Но этих детей уже можно считать мотивированными, потому что они хотят читать и знать, их просто не устраивает сам процесс преподавания. А вот что делать с теми, кто вообще не видит смысла в чтении и обучении? Учителю так или иначе приходится подстраиваться под новые требования поколения, изменяя структуру урока, ставя перед ними задачу или определяя проблему.

Когда ученик изрядно помучается над ее решением, будет добывать нужную формулу и доказательство, только после этого откроется интересный факт или разгадка. Материально-техническом обеспечение: учебники, интерактивные доски, планшеты – всё это делает школьную среду более понятной и интересной для современного ребенка. Но это тоже не самое главное.

Решением проблемы мотивации на протяжении многих лет для меня стала организация внеклассного чтения на каникулах и проектная деятельность.

Так уж повелось, что домашнее задание – это обязательно и, как не парадоксально, но их можно не делать. Подумаешь – пришел на урок и сказал, что забыл тетрадь или просто голова болела. А книгу не прочитать нельзя, потому что это определенное занятие свободного времени на каникулах. Книгу необходимо прочитать, оформить читательский дневник, а потом еще и обсудить прочитанное в классе. Читательский дневник – это еще и своеобразный накопитель читательского опыта, который потом используется для подготовки к итоговому сочинению и ЕГЭ. (Приложение 1. Оформление читательского дневника).

Книги для внеклассного чтения подбираются под уровень развития класса, возраст и интерес, который учитель уже может предвидеть в процессе общения с детьми. Так, например, в 5 классе предлагаются книги: Ф. Бернетт. «Маленький лорд Фаунтлерой», В. Крапивин. «Колыбельная для брата», Рождественские рассказы и повести, К.С. Льюис. «Лев, колдунья и платяной шкаф», В. Катаев. «Сын полка». Обсуждение книги проходит в нестандартной форме: презентация книги, проблемный диалог, интервью с героем, конференция, защита эйдос-конспекта, ментальной карты, дискуссии и т.п. Часто обсуждение переносится в неформальную обстановку, в библиотеку, в читальный зал. (Приложение 2. Список книг для внеклассного чтения на каникулах). Если внеклассные чтения становятся системными, то дети уже ждут следующую книгу. Однажды в 9 классе объявила, что пожалею их и не буду задавать на каникулы внеклассное чтение для того, чтобы у них осталось больше времени на подготовку к ОГЭ. Реакция меня удивила и обрадовала. Моментально по классу раздалось протяжное «Уууууууу!» и реплика: «А мы хотим». Это была победа!

Еще одним примером мотивации является проектная и исследовательская деятельность, благодаря которой ребенок приобретает деятельностный опыт и получает компетенции различного объема. Согласно требований ФГОС, проектная деятельность обязательна для обучающихся. Но как выбрать тему исследования или проекта?

Алгоритм такой: 1. Прежде всего нужно поинтересоваться, что интересно ребенку? – Например, он рисует, шьет, любит мастерить, организаторская деятельность его увлекает, артист и т.п. 2. Выбираем автора. Кто из писателей или поэтов нравится? 3. Определяемся с темой.

Особенно интересными были проекты: Словарь трудных слов и выражений сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (на протяжении 3 лет выполнялся этот проект), Спектакль по рассказам Н. Носова «Виртуальный маскарад» (5 класс, коллективный), Пластический спектакль по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (8 кдасс, коллективный), Создание макета русской печи. Русская печь – царица дома (5, 6 класс), Альбом иллюстраций к «Повестям Белкина» А.С. Пушкина, Альбом фотографий музея В. Маяковского, Тургеневская барышня – образ И. Тургенева и современность, Спектакль «Вечный Шекспир», Перфоманс на стихи С. Есенина, исследования: «Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Односоставные предложения в рассказах В. Шукшина», «Считалочки вчера и сегодня», «Что в имени тебе моем – исследование о моем имени в литературе и жизни».

Не секрет, что уровень читательского интереса в современном мире заметно падает. Дети неохотно читают большие тексты, в лучшем случаем слушают аудиозапись или смотрят экранизацию, читают в сокращенном варианте. Чтобы привлечь своих учеников к книге, я стараюсь с 5 класса увлечь их вниманием к слову. Коллективное чтение вслух, работа с эпизодом, внимание к слову помогают разобраться в прочитанном. И ни для кого не секрет, что если понятно, то и интересно. Презентация книги, чтение интересного момента и остановка в том месте, где уже хочется слушать дальше, помогают заинтересовать читателя. Внеклассное чтение помогает ребенку остаться наедине с книгой длительное время, не перебивая интерес к чтению другими уроками или обязательным выполнением заданий по другим предметам. Именно для этого книга дается для прочтения на каникулы. Учитель может оценить возможности класса и отдельного ребенка, предложив ему посильное задание. Обсуждение всегда оценивается. Каждый выполняет посильную задачу, всегда есть возможность выразительно прочитать отрывок, дополнить ответ, задать вопрос, а работа в группах стимулирует коллективную деятельность и вносит элемент здоровой конкуренции в виде соревнования на лучшую группу. Из опыта видно, что даже если книга по какой-то причине не дочитана, то ребенок стремится все-таки дочитать произведение. Есть примеры, когда прочитав маленькие святочные рассказы Ф. Достоевского, Г.Х. Андерсена, А. Черного, дети подходили и просили назвать еще такие же произведения святочного цикла. Увлекались также произведениями В. Крапивина и О. Уальда, Толкиена, братьев Стругацких. Обсуждение в классе вызывает интерес у нечитавших, и они постепенно втягиваются в этот процесс. Из опыта работы на протяжении многих лет можно сделать вывод о том, что даже ведение читательского дневника становится для некоторых детей увлекательным занятием, и они продолжают эту работу даже после окончания школы.

Приложение 1

Оформление читательского дневника

1. Портрет автора.

2. Краткая биография автора и история создания произведения. Возможны интересные факты биографии писателя.

3. Название книги.

4. Главные герои.

5. Аннотация. Можно эссе о прочитанном или отзыв о книге.

6. Афоризмы или понравившиеся строки, заставившие размышлять или просто поразившие воображение.

Приложение 2

5 класс

Ф. Бернетт. «Маленький лорд Фаунтлерой»,

В. Крапивин. «Колыбельная для брата»,

Рождественские рассказы и повести,

К.С. Льюис. «Лев, колдунья и платяной шкаф»,

В. Катаев. «Сын полка»,

Л. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания».

6 класс

В. Осеева. Динка

Ю. Олеша. Три толстяка

А. и Б. Стругацкие. Малыш.

Г. Троепольский. Белый Бим Черное ухо

7 класс

К. Булычев. Приключения Алисы

Дж. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»,

Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан», «Вокруг света за 80 дней», «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта»,

Я. Корчак «Король Матиуш»,

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»,

В. Быков «Обелиск».

8 класс

Х. Ли. «Убить пересмешника»,

В. Каверин «Два Капитана»,

О. Уальд. «Портрет Дориана Грея»,

А. Толстой. «Гиперболоид инженера Гарина».

9 класс

А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу»,

Б. Васильев «А зори здесь тихие»,

И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»,

М. Метерлинк «Синяя птица».

https://slovesnik.org


Библиографическая ссылка

Рассолова Т.Б. МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) // Успехи просвещения. – 2019. – № 2. – С. 19-21;
URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=22 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674