У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось – не сосчитать.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых и не видать.
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
А ведь, ребята, в самом деле
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда всё это подевалось?
(В. Берестов)
У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы избежать столь печального развития событий.
Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах второго поколения чётко прописана цель образования. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося, обеспечивающее такую концепцию, как умение учиться. В соответствии с новыми требованиями ФГОС изменяются направления в работе учителя, на первое место выступают деятельностный подход в обучении. Важно понимание того, что необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять, и, конечно, знания о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.
Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД). Совокупность различных способов действий учеников, народа любознательного и интересующегося, нашла отражение в требованиях к результатам обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет в качестве главных результатов предметные, метапредметные, личностные.
Содержание метапредметных компетентностей чётко сформулированы в новых стандартах. Это:
Умение планировать и осуществлять свою деятельность:
Умение работать в коллективе:
Умение осуществлять познавательные действия:
Умение использовать компьютерные технологии:
Наличие коммуникативных умений:
Видим, результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих предметные, регулятивные, коммуникативные и даже личностные достижения ребенка. Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструментарий.
Инструментарий это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.
Для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных планируемых результатов.
Оценить степень сформированности этих компетенций можно только в результате деятельности. Деятельностный подход – это обучение, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает эти знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Основные образовательные технологии деятельностного подхода это педагогические мастерские и метод проектов. Их по праву можно назвать педагогическими технологиями XXI.
Суть метода проектной задачи в стимулировании интереса школьников к решению поставленных ими целей и задач.
Ещё Конфуцию принадлежат слова:
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, одновозрастными и разновозрастными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, – это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию. Итогом коллективной работы будет реальный детский «продукт». Данный модуль может носить интегративный характер (математика, окружающий мир, русский язык, ИКТ, технологи, изо…)
Решение проектной задачи: проходит по плану:
1. Описание проблемной ситуации, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача.
2. Формулировка детьми задачи по результатам разбора проблемной ситуации.
3. Выполнение предложенных технологических операций.
4. Подготовка и защита готового продукта.
5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Проектная задача даёт возможность детям применить имеющиеся знания, проявить личностные качества и выступает как инструмент уровня сформированности умения учиться, взаимодействия в группе, умения работать с разными источниками информации. Проектная задача носит групповой характер.
С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто «базовый объем знаний», а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования.
В ходе проектной деятельности у обучающихся развиваются все три типа УУД, целенаправленно ведущих к достижению метапредметных результатов. Вспомним, как это записано в стандарте:
Так, формирование метапредметных регулятивных УУД происходит на начальном этапе работы над проектом, когда обучающиеся: определяют цель и задачи проекта, обдумывают и составляют план работы, поэтапно реализуют этот план, анализируя возникающие затруднения и находя способы преодоления трудностей, представляют конечный результат и умеют его оценить.
Познавательные УУД развиваются в процессе работы с информацией, что находит свое выражение в обдумывании какого рода информация необходима, выборе источника информации (интернет, справочник, словарь, ЭОР и др.), анализе, сравнении и отборе информации из разных источников, способе и форме преобразования информации для реализации проекта.
Метапредметные коммуникативные УУД формируются при осуществлении совместной проектной деятельности, а также при публичной защите проекта.
Что же касается личностных результатов, они проявляются при выражении желания и готовности выполнить проект самостоятельно, в группе или в паре (что говорит о высоком уровне мотивации), в выборе темы проекта, в отражении личной позиции, следовании нравственно-этическим и социальным нормам.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
? рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
? целеполагать (ставить и удерживать цели);
? планировать (составлять план своей деятельности);
? моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
? проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
? вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Технология проектных задач направлена не только на развитие метапредметных умений, но и, что очень важно, является инструментом их диагностики.
Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи. На основании собранных данных делается общий вывод об уровне сформированности ряда умений и выстраивается коррекционная работа с классом или отдельными обучающимися по формированию тех или иных критериев:
? «учебные умения» – критерии, отслеживающие сформированность образовательной инициативы, самостоятельности, ответственности;
? «информационные умения» – умение работать с информацией, представленной в разном виде;
? «коммуникативные умения» – умения вступать в коммуникацию для решения общей групповой задачи;
? «личностные умения» – оценка отношений участника к себе, к другим, к проектной задаче;
? «сфера произвольной регуляции» – оценивалось умение удерживать учебную задачу в течение определенного времени и решать ее.
Творческая группа учителей нашего района, работающих над этой проблемой, в прошлом году разработала задания и отработала Проектную задачу «В гостях у трёх братьев» (Это скальники Олхинского плата) Учитель выступает в роли организатора, особенная роль отводится экспертам, которые наблюдают за работой группы и за каждым учеником в отдельности. Группам было предложено два листа для работы. Из листа распределения заданий между членами группы (Приложение 1) видим, что задания носили интегрированный характер. Во время работы над заданиями важна самооценка тех, кто будет выполнять задание. А в листе самооценки ребята отмечают личный вклад в работу группы. (Приложение 2) В карте наблюдений (Приложение 3) эксперты отмечают наличие целеполагания, умение планировать работу, особенности поведения и коммуникации ученика. Особое внимание уделяется умению учеников уходить от конфликтов и решать их, если вдруг возникла такая необходимость. За основу были взяты таблицы, предложенные авторами технологии, что-то оставили без изменения, что-то добавили или изменили, уточнили критерии оценивания. Эти таблицы, заполненные экспертами, дают педагогу возможность проанализировать метапредметные компетенции каждого участника, результат большой работы над поставленной задачей. Проведение проектных задач даёт возможность педагогическому коллективу:
? отслеживать динамику сформированности метапредметных и личностных результатов у обучающихся
? апробировать объединение разновозрастного сотрудничества с обучающимися основной школы;
? повышать открытость образования через приобщение родительской общественности к работе в позиции «экспертов-наблюдателей».
Итак, проектная задача для обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Проектную задачу можно считать надежным и эффективным инструментом формирования УУД школьников и инструментом оценивания метапредметных результатов.
Библиографическая ссылка
Богомолова Т.П. ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА, КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Успехи просвещения. – 2019. – № 1. – С. 5-7;URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=2 (дата обращения: 04.10.2024).