Честь человеку, что любит свой край!
Если живешь на Урале,
Летом, зимой ли его познавай
Ясны и пасмурны дали.
Больше ходи по зеленым лесам,
Издавна здесь узнавали
Новости птичьи по их голосам!
Сколько секретов откроешь – не счесть,
Краю родному уральскому честь
Ася Горская
«Краю родному уральскому честь!» – именно эти слова уральской поэтессы А.Б. Горской, стали меня своебразным девизом, когда 12 лет назад я перешагнула порог школы № 15 не только в качестве учителя русского языка и литературы, но и в роли педагога дополнительного образования.
Мне доверили стать руководителем литературно – краеведческого музея «Кораблик», основательницей которого является А.Б. Горская. Это большая ответственность работать в кабинете, в котором она вела уроки географии и вместе с детьми собирала, систематизировала и оформляла материал о поэтах и писателях родного края. Ее любовь к Уралу, людям Урала, ее энергия и неиссякаемая работоспособность передались и мне.
Программа дополнительного образования «Краю родному уральскому честь» разработана в соответствии с разделом основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 15 г. Челябинска» – программой воспитания и социализации, а также социальным заказом учащихся и родителей школы.
Отличительной особенностью данной Программы от уже существующих образовательных программ является её связь с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в части требований к метапредметным образовательным результатам (проектной и исследовательской деятельности, коммуникативным и ИКТ-компетенциям обучающихся). Программа направлена на создание условий для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, овладения умениями исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Новизна Программы заключается в реализации межпредметного, деятельностного и исследовательского подхода в краеведческой работе.
Программа разработана по модульному принципу и построена на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, которая разворачивается как процесс творческого сотрудничества между руководителем и участниками объединения, внутри объединения между его участниками, а также как самостоятельный процесс поиска, анализа и обработки информации на основе краеведческого материала. К сотрудничеству в объединении активно привлекаются родители.
В реализации Программы используется потенциал музейной педагогики и работы библиотек в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий.
В содержание Программы вводится материал школьных предметов: истории, литературы, географии, МХК, что обеспечивает межпредметные связи и способствует развитию умения переноса предметных знаний и умений в новые условия их применения.
На базе знаний, умений и навыков, полученных при изучении теоретической и практической части программы, учащиеся смогут принимать участие в конкурсах, фестивалях, конференциях туристско-краеведческой направленности разных уровней: от институционального до всероссийского.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на 5 лет обучения и состоит из модулей: 1 год обучения: «Основы проектирования», 2 год обучения: «Моя родословная». 3 год обучения: «Улица, на которой я живу. Любимый город». 4 год обучения: «Любимый город. Край родной», 5 год обучения: «Любимый город. Края родной. Любимая страна».
Любовь к малой родине, считаю, является тем мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Именно это чувство и прививаю своим воспитанникам.
Все мои дети успешны! Как я этого добиваюсь? Какие активные формы работы использую для этого?
Во-первых, встречи с интересными людьми нашего края: это люди разных профессий, увлечений, занятий, внесших особый вклад в прославление Урала. Встречи проводятся как в литературно – краеведческом музее «Кораблик», так и за его пределами.
Во-вторых, загородные автобусные экскурсии, позволяющие нам воочию увидеть то, о чем создается исследование, пишется творческая работа, из уст экскурсовода услышать доселе неизвестные факты и задать вопросы для уточнения.
В-третьих, это проведение практических занятий, мастер – классов, позволяющих собственноручно создать то, о чем или ком создается творческая работа.
В-четвертых, обучение работе с разными источниками получения информации (библиотеки, архивные материалы)
В- пятых, создание сменных экспозиций по теме исследования: визуализация объекта и предмета изучения позволяет оживить исследовательский поиск. Такие мероприятия усиливают интерес к изучению страниц родного края.
Что еще позволяет мне влюбить воспитанников в исследования?
Использую в своей работе разнообразные педагогические технологии, например:
? традиционной стала проектная деятельность: создание буклета, мини – проекта по отдельной узкой тематике в парах или группах
? работа с респондентами, организация анкетирования, проведение опросов с помощью новых ИКТ-технологий, например, программы Plickers.
Данная работа успешна еще потому, что всегда рядом с нами родители, наши старшие наставники:
? автопробеги при непосредственном их участии
? знакомство с достопримечательностями родного города
? участие в юбилейных мероприятиях, посвященных историческим, культурным или литературным событиям
С каждым годом мы с воспитанниками расширяем формы подведения итогов реализации Программы: выставки, фестивали, конкурсы, учебно-исследовательские конференции различного уровня, в первую очередь краеведческой направленности: Городская краеведческая конференция «Край родной, навек любимый», Городской заочный этап областного конкурса историко-краеведческих работ «От старины до современности», Краеведческая конференция в рамках Всероссийской программы «Отечество», Открытая региональная конференция исследовательских и краеведческих эколого-краеведческих работ «Наследие», Всероссийская олимпиада по школьному краеведению.
Меня всегда радует, что у моих воспитанников не иссякает творческий и интеллектуальный потенциал, на высоком уровне ребята используют межпредметные связи и представляют это предметных конференциях научного общества учащихся.
«Никогда не останавливайтесь на достигнутом,» – эти слова я говорю своим школьникам после завершения очередного исследования. Создание реферативных и научно – исследовательских работ в процессе реализации программы дополнительного образования направлено на максимальное раскрытие возможностей каждого воспитанника. Достижение высоких результатов возможно только при создании индивидуальной траектории движения каждого участника исследования.
Педагог дополнительного образования – это человек уникальной профессии. Обучая других, он всегда остается учеником. Это – профессионал, знающий всё о своем предмете. Это – творец, постоянно пребывающий в поиске. Это – человек, всегда готовый поделиться своим теплом. Это – волшебник, зажигающий детские сердца!
Вот такую судьбу я выбрала для себя и нисколько об этом не жалею. Я понимаю, что все, что я делаю, направлено на воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой родной край и город, желающего сохранить его и принять активное участие в его развитии.
Подтверждением того, что я на правильном пути, стало и высказывание нашего Президента РФ В.В. Путина: «…построить будущее возможно только на прочном фундаменте, имя которому ПАТРИОТИЗМ»
Библиографическая ссылка
Меркулова Г.П. ОВЛАДЕНИЕ СПОСОБАМИ ПОИСКОВОГО И ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМ И СРЕДСТВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи просвещения. – 2019. – № 2. – С. 12-13;URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=19 (дата обращения: 23.11.2024).