Сетевое издание
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Максименко П.А. 1
1 МБОУ «Гимназия № 71» («Радуга»), Кемерово
1. Фатеева И.А., Канатникова Т.Н. Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании // Молодой ученый. – 2013. – № 1. – С. 376-378.

Проблема загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов мирового масштаба, поэтому и решения должны быть повсеместными. Обсуждения данных проблем целесообразно начинать со школьной скамьи, а сетевой проект призван помочь школьникам в установлении контактов со сверстниками за рубежом, в обмене опытом по данному вопросу и поиску принципиально новых путей решения глобальных экологических проблем.

Как привлечь школьников к проблемам окружающей среды? Этот вопрос был одним из основных и самых сложных в планировании работы по организации проектной деятельности, связанной с экологией. Как английский язык может помочь в решениях экологических проблем? Инновационные подходы в преподавании стали ответами на поставленные вопросы. В наш век прогрессирующих информационных компьютерных технологий вся системы образования, так или иначе, связана с интернетом и его безграничными возможностями поиска информации. Современный школьник привык общаться с друзьями не только в реальном мире, но и в виртуальном. Зачастую в вопросах компьютерных технологий школьники более компетентны, чем взрослые, поскольку интернет общение с друзьями, просмотр интересующих их видео, поиск нужной информации, публикация постов в социальных сетях и даже ведение своих блогов – это часть их повседневной жизни. В данной ситуации мы посчитали целесообразным использовать в образовательных целях увлечения и осведомленность школьников, соединив приятное с полезным.

Метод проектов давно уже зарекомендовал себя как один из самых эффективных методов обучения деятельностного типа. «Особое место в образовательной деятельности учебного заведения занимают телекоммуникационные (сетевые) международные и региональные проекты. Очень интересны международные проекты в процессе обучения иностранному языку, с их помощью, создаются условия для реального межкультурного общения.

В качестве примера организации сетевого проекта представим вашему вниманию опыт работы в этом направлении, а именно сетевой проект «Формирование экологической грамотности школьников на уроках английского языка и во внеурочной деятельности».

Данный проект носит интегративный характер, так как в процессе его реализации используются знания учащихся, полученные на уроках окружающего мира, биологии и географии. Целью проекта является создание условий для формирования экологической грамотности учащихся пятых классов МБОУ «Гимназия №71» («Радуга») на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Для достижения поставленной цели были поставлены 7 основных задач:

1. Обозначить экологические проблемы путем создания ситуации, при которой учащиеся сами осознают и прочувствуют всю важность поиска решения экологических проблем и их реализации;

2. Вовлечь учащихся в процесс поиска решения данных проблем, как на русском, так и на английском языках;

3. Создать словари и памятки на английском языке по теме «Environmental protection» («Защита окружающей среды»);

4. Выработать стратегии по разрешению экологических проблем, как на русском, так и на английском языках;

5. Участвовать в экологических акциях в рамках курса внеурочной деятельности «Протяни руку помощи»;

6. Организовать для своих сверстников в России и за рубежом, а также принять участие самим в реализации сетевого проекта «Eco literacy» («Экологическая грамотность»);

7. Обменяться опытом с зарубежными школьниками по реализации способов решения поставленных экологических проблем.

Данный проект можно считать долгосрочным, рассчитанным на период с осени по весну. Если его теоретическая часть занимает 15 часов, то практическая продолжается почти весь учебный год.

Реализацию проекта можно условно разделить на следующие этапы: подготовительный, основной и заключительный. Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

Подготовительный этап реализации проекта способствует введению учащихся в тему «Экология», снабжает необходимой лексикой, помогает учащимся осознать существующие проблемы загрязнения окружающей среды, обозначить для себя наиболее актуальные проблемы, познакомить с существующими методами борьбы с данными проблемами. Для этого проводится работа над новой лексикой, просмотр и обсуждение документальных фильмов из серии National Geographic на английском языке, посвященных проблемам загрязнения окружающей среды, работа с текстами, посвященными разным экологическим проблемам. Затем учащиеся делятся на подгруппы, систематизируют всю полученную информацию, фиксируют их и методом мозгового штурма «выдают на гора» свои идеи по борьбе с загрязнением окружающей среды и сбережению природных ресурсов. После этого учащиеся приступают к созданию тематических плакатов по защите окружающей среды на английском языке и оформляют памятки на английском языке по пяти выбранным проблемам окружающей среды.

1. «Скажи «Нет!» мусору!» 2. «Экономь воду!» 3. «Экономь электричество!» 4. «Перерабатывай и используй повторно ненужные вещи» 5. «Спасем зимующих птиц!»

Наряду с подготовительным этапом сетевого проекта на уроках английского языка, проходят мероприятия внеурочной деятельности на русском языке, где проводится вводное анкетирование и интервью учащихся, чтобы посмотреть их отношение к окружающей среде и проанализировать, как оно изменится по окончании проекта путем заключительного интервью и анкетирования. Данные мероприятия проходят в рамках курса внеурочной деятельности «Протяни руку помощи». На данном этапе и далее учащиеся систематизируют и применяют все знания, умения и навыки, полученные на уроках окружающего мира, биологии и географии по вопросам окружающей среды. Данный этап призван способствовать созданию условий для формирования всесторонней осведомленности учащихся по данной проблеме.

На основном этапе реализации проекта мы создаем страницу в социальной сети международного уровня Facebook, публикуем всю накопленную информацию на подготовительном этапе (включая фото плакатов на английском языке), составляем текстовые сообщения и репортажи на английском языке, в которых рассказываем, как мы стараемся сохранить природные ресурсы и защитить окружающую среду. Изучив опыт зарубежных учителей и школьников на сайтах экологических организаций для детей и, посмотрев видео ролики, где школьники рассказывают о своих мероприятиях, направленных на защиту окружающей среды, мы пришли к выводу, что данное направление очень развито и нам есть, чему поучиться. Основной этап реализации проекта – это обмен опытом по экологическим вопросам с зарубежными сверстниками на английском языке, демонстрация полученных знаний и своего опыта, поиск новых способов решения экологических проблем и, по возможности, их реализация с последующим анализом эффективности. На основном этапе реализации проекта во внеурочной деятельности предполагается организация экологических акций: весенний марафон добрых дел «Помоги природе проснуться», «С чистого листа», «Человек собаке – друг», «Охотники за батарейками», 22 апреля в День Земли масштабный субботник. В осенний период это марафон добрых дел «Здравствуй, зимушка-зима!».

На заключительном этапе мы совместно с учителями биологии и географии анализируем качественную успеваемость по предметам за период реализации проекта. В рамках курса «Протяни руку помощи» проводится заключительное анкетирование, рефлексия и анализ изменения отношения к окружающей среде.

Что касается оценки эффективности реализации проекта, то мы основывались на результатах анализа качественной успеваемости по предметам английский язык, биология и география за период реализации проекта, степени вовлеченности учащихся в экологические акции, а также анализа ответов вводного и заключительного анкетирования.

Итак, анализ вышеперечисленных показателей позволил нам сделать следующие выводы:

– в результате реализации проекта выросла качественная успеваемость по предметам английский язык, биология и география в пятых классах (за период реализации данного проекта). Данный рост успеваемости, скорее всего, связан с огромной мотивацией у учащихся к изучению и углублению в предложенную тему, нетрадиционным подходом к изучению проблемы и практической направленностью изученного. Кроме этого учащихся очень заинтересовала возможность продемонстрировать свой опыт зарубежным сверстникам и пообщаться с ними на английском языке;

– благодаря реализации курса внеурочной деятельности, учащиеся стали более компетентными и социально-активными в вопросах защиты окружающей среды, что доказывают результаты мониторинга уровня сформированности социальной активности учащихся, их успешное участие в городской акции «Дни защиты от экологической опасности», в региональном конкурсе социальных роликов «Добрый взгляд» и помощи приюту бездомных животных «Верный».

В заключении, хотелось бы и вас призвать активно демонстрировать бережное отношение к окружающей среде, приобщая своих школьников решать экологические вопросы посредствам сетевых проектов, потому что, лишь объединяя усилия, мы способны изменить ситуацию к лучшему. Будем рады добавить Вас в друзья на странице нашего сообщества «Eco Literacy» («Экологическая грамотность») и вместе менять мир к лучшему! https://www.facebook.com/eco.literacy.3


Библиографическая ссылка

Максименко П.А. СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Успехи просвещения. – 2019. – № 2. – С. 9-11;
URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=18 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674