Сетевое издание
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА КАК НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Кузнецова Л.Л. 1
1 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10», Байкальск
1. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов / Д. Г. Копосов. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 288 е.: [4]с. цв. вкл.
2. Интернет – ресурсы
3. http://www.prorobot.ru/lego.php.
4. http://robotclub.ru/robot163.php.
5. http://lore.by/o-nas/nashi-roboty/obzor-robotov-lego-mindstorms-nxt-2-0.
6. http://www.prorobot.ru/lego.php.
7. http://metodist.lbz.ru
8. http://www.uchportal.ru
9. http://informatiky.jimdo.com/
10. http://www.proshkolu.ru/
11. http://nashol.com/

Нет неразрешимых проблем, есть неприятные решения

(Э.Борн)

Мотивация к обучению у нынешних учащихся находится на среднем уровне. Надо увлечь новым, креативным, современным – это конечно же робототехника, которая даёт возможность ученику создать собственными руками действующую техническую модель. Самостоятельно созданный некий «продукт», обязательно вызывает гордость у него самого и заинтересованность у остальных.

Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире – именно так определены цели современного образования в ФГОС: от признания знаний, умений, навыков как основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности успешно решать жизненные задачи.

Любая проблема заключается не в недостатке знаний, а в недостатке действий.

В настоящее время все большую значимость приобретает образовательная робототехника как новая технология обучения и эффективный инструмент подготовки инженерных кадров современной России. Создание робототехнической лаборатории «RoboBaik» на базе нашей школы актуально и своевременно.

В современном информатизационном обществе востребованы специалисты, способные объединить в практической деятельности технические и информационные знания.

Робототехника является перспективной отраслью современного образования и производства: одинаково интересна и взрослым, и детям разных возрастов; в увлекательной форме демонстрирует возможности моделирования и конструирования технических объектов, развивает инженерное мышление с раннего возраста.

Описание основных мероприятий проекта Робототехническая лаборатория «RoboBaik» по этапам.

Имеющиеся наработки по направлению робототехника, готовые к использованию в рамках реализации проекта.

Ведение занятий внеурочной деятельности по направлению «Робототехника» в 5-8 классах образовательного учреждения

? Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» для учащихся 5-6 классов.

? Рабочая программа элективного курса «Робототехника» для обучающихся 7-8 класса (уровень: базовый, общеобразовательный)

I этап – (март – август) подготовительный. Наличие соответствующей нормативно-правовой базы для реализации проекта и научно-методического сопровождения в ходе его реализации. Приказ о распределении часов внеурочной деятельности.

II этап (сентябрь) обучающий. Апробация программы дополнительного образования «Школы будущего первоклассника» и внеурочной деятельности для обучающихся начальной и основной школы по направлению «Робототехника». Создание учебно-методических материалов для распространения опыта работы по робототехнике образовательного учреждения. Участие обучающихся и педагогов в семинарах, конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях.

III этап (май – август) обобщающий. Обобщение результатов работы по реализации проекта. Проведение мониторинга формирования компетенций обучающихся. Проведение мониторинга результативности и удовлетворенности участников образовательного процесса работой в проекте. Разработка методических рекомендаций по внедрению робототехники в учебный процесс. Обобщение и распространение опыта образовательного учреждения по внедрению робототехники в учебный процесс на муниципальном, региональном уровнях. Представление результатов работы на обсуждение родительской и педагогической общественности. Освещение результатов реализации проекта в средствах массовой информации, в сети Интернет.

Готовность к реализации проекта. Цель и задачи проекта продуманы и соответствуют друг другу и решаемой проблеме.

Цель: Создание Робототехнической лаборатории «RoboBaik».

Задачи:

? Создать комплексную дополнительную общеобразовательную программу «Робототехника», адресованную учащимся 5-11 классов.

? Подготовить программно – техническое обеспечение образовательного процесса.

? Провести мониторинг (обучающихся, педагогов, программно-методического и технического обеспечения).

? Обеспечить участие обучающихся и учителей школы в мероприятиях различного уровня робототехнического направления.

? Разработать мероприятия по профориентации и подготовки квалифицированных, практико-ориентированных инженерно-технических кадров.

План действий по реализации проекта реалистичен, выполним и обеспечен необходимыми ресурсами (кадровыми, методическими, материально-техническими)

Ресурсы:

Кадровые. Учитель информатики

Методические.

? Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» для учащихся 5-6 классов.

? Рабочая программа элективного курса «Робототехника» для обучающихся 7-8 класса (уровень: базовый, общеобразовательный)

Материально технические. 9580 Базовый набор LEGO Education WeDo, 9797 LEGO перворобот NXT базовый набор, LEGO Mindstorms EV3 45544, Персональный компьютер преподавателя с предустановленным специализированным программным обеспечением, Персональное АРМ обучающегося (ноутбук), Мультимедийный проектор, Интерактивная доска.

Основные риски проекта и пути их минимизации

? Финансирование.

Минимизация: сотрудничество со спонсорами.

? Противоречия между образовательными запросами обучающихся в области информационных технологий и содержанием общеобразовательных программ.

Минимизация: включение практических и лабораторных работ в Рабочие программы по «Информатике и ИКТ», «Физики», «Технологии», «Биологии», «Химии» с применением робототехнических наборов.

? Противоречия между низким престижем инженерных профессий среди обучающихся и их родителей и социальным запросом на подготовку научно-технических кадров для производства.

Минимизация: популяризация робототехнических занятий через проведение открытых занятий по робототехнике, участие в соревнованиях различного уровня, проектно – исследовательская деятельность по робототехнике.

? Противоречия между социальным запросом и отсутствием единого научно-технического образования (ранняя профориентация).

Минимизация: профориентация через проведение классных часов, внеклассных мероприятий, экскурсии на предприятия.

Необходимые условия, обеспечивающие реализацию проекта

Система мониторинга, позволяющая контролировать процесс достижения целей проекта.

Критерий

Сроки

Минимизация по итогам мониторинга

1

Укрепление материально-технической базы (наличие количества наборов оборудования по робототехнике и дополнительных ресурсов).

Начало учебного года – конец учебного года.

Приобретение (дополнение) материально – технической базы.

2

Владение педагогами технологиями учебного процесса, при изучении основ робототехники и лего-конструирования (эффективное применение данных технологий. Обобщение и распространение опыта внедрения и использования, конструирования, робототехники).

Начало учебного года – конец учебного года.

Обучение педагогов на курсах, распространение опыта работы.

3

Заинтересованность в посещении занятий по робототехнике (увеличение занятости обучающихся во внеурочное время).

I полугодие,

II полугодие, год.

Афиширование занятий робототехники через проведение открытых мероприятий.

 

Углубление знаний школьников по физике, компьютерному моделированию и программированию (повышение успеваемости и качества обученности по предметам.

Конец отчётного периода (четверть, семестр)

Афиширование занятий робототехники через проведение открытых мероприятий.

Критерий

Сроки

Минимизация по итогам мониторинга

 

Увеличение количества обучающихся, участвующих в соревнованиях по робототехнике различного уровня (количества участников, победителей и призёров соревнований по робототехнике различного уровня).

Начало учебного года – конец учебного года.

Афиширование результатов обучающихся, участвующих в соревнованиях по робототехнике различного уровня.

 

Готовность выпускников к осознанному выбору профессии, понимание значения будущей профессиональной деятельности.

Мониторинг выпускных классов.

Увеличение числа выпускников, поступивших в ведущие технические вузы страны.

Заключение

Предполагаемый результат проекта четко связан с целью. Спрогнозированы результаты для всех участников образовательного процесса

? Популяризация образовательной робототехники среди образовательных учреждений района.

? Больший охват обучающихся образовательной робототехникой через проведение открытых мероприятий по робототехнике (мастер – классы, соревнования, открытые занятия по робототехнике).

? Повышение технической грамотности и ИКТ компетенций у педагогов и обучающихся через обучение дистанционные курсы онлайн. Пример. Организация процесса обучения робототехнике в условиях реализации ФГОС. https://roboto.eduregion.ru

? Профориентация и подготовка квалифицированных, практико-ориентированных инженерно-технических кадров через проведение серии классных часов «Моя будущая профессия».

? Количественные и качественные результаты участия в мероприятиях различных уровней по образовательной робототехнике через проведение соревнований, мастер-классов, конференций, семинаров.


Библиографическая ссылка

Кузнецова Л.Л. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА КАК НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Успехи просвещения. – 2019. – № 1. – С. 30-32;
URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=11 (дата обращения: 04.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674