Нет неразрешимых проблем, есть неприятные решения
(Э.Борн)
Мотивация к обучению у нынешних учащихся находится на среднем уровне. Надо увлечь новым, креативным, современным – это конечно же робототехника, которая даёт возможность ученику создать собственными руками действующую техническую модель. Самостоятельно созданный некий «продукт», обязательно вызывает гордость у него самого и заинтересованность у остальных.
Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире – именно так определены цели современного образования в ФГОС: от признания знаний, умений, навыков как основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности успешно решать жизненные задачи.
Любая проблема заключается не в недостатке знаний, а в недостатке действий.
В настоящее время все большую значимость приобретает образовательная робототехника как новая технология обучения и эффективный инструмент подготовки инженерных кадров современной России. Создание робототехнической лаборатории «RoboBaik» на базе нашей школы актуально и своевременно.
В современном информатизационном обществе востребованы специалисты, способные объединить в практической деятельности технические и информационные знания.
Робототехника является перспективной отраслью современного образования и производства: одинаково интересна и взрослым, и детям разных возрастов; в увлекательной форме демонстрирует возможности моделирования и конструирования технических объектов, развивает инженерное мышление с раннего возраста.
Описание основных мероприятий проекта Робототехническая лаборатория «RoboBaik» по этапам.
Имеющиеся наработки по направлению робототехника, готовые к использованию в рамках реализации проекта.
Ведение занятий внеурочной деятельности по направлению «Робототехника» в 5-8 классах образовательного учреждения
? Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» для учащихся 5-6 классов.
? Рабочая программа элективного курса «Робототехника» для обучающихся 7-8 класса (уровень: базовый, общеобразовательный)
I этап – (март – август) подготовительный. Наличие соответствующей нормативно-правовой базы для реализации проекта и научно-методического сопровождения в ходе его реализации. Приказ о распределении часов внеурочной деятельности.
II этап (сентябрь) обучающий. Апробация программы дополнительного образования «Школы будущего первоклассника» и внеурочной деятельности для обучающихся начальной и основной школы по направлению «Робототехника». Создание учебно-методических материалов для распространения опыта работы по робототехнике образовательного учреждения. Участие обучающихся и педагогов в семинарах, конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях.
III этап (май – август) обобщающий. Обобщение результатов работы по реализации проекта. Проведение мониторинга формирования компетенций обучающихся. Проведение мониторинга результативности и удовлетворенности участников образовательного процесса работой в проекте. Разработка методических рекомендаций по внедрению робототехники в учебный процесс. Обобщение и распространение опыта образовательного учреждения по внедрению робототехники в учебный процесс на муниципальном, региональном уровнях. Представление результатов работы на обсуждение родительской и педагогической общественности. Освещение результатов реализации проекта в средствах массовой информации, в сети Интернет.
Готовность к реализации проекта. Цель и задачи проекта продуманы и соответствуют друг другу и решаемой проблеме.
Цель: Создание Робототехнической лаборатории «RoboBaik».
Задачи:
? Создать комплексную дополнительную общеобразовательную программу «Робототехника», адресованную учащимся 5-11 классов.
? Подготовить программно – техническое обеспечение образовательного процесса.
? Провести мониторинг (обучающихся, педагогов, программно-методического и технического обеспечения).
? Обеспечить участие обучающихся и учителей школы в мероприятиях различного уровня робототехнического направления.
? Разработать мероприятия по профориентации и подготовки квалифицированных, практико-ориентированных инженерно-технических кадров.
План действий по реализации проекта реалистичен, выполним и обеспечен необходимыми ресурсами (кадровыми, методическими, материально-техническими)
Ресурсы:
Кадровые. Учитель информатики
Методические.
? Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» для учащихся 5-6 классов.
? Рабочая программа элективного курса «Робототехника» для обучающихся 7-8 класса (уровень: базовый, общеобразовательный)
Материально технические. 9580 Базовый набор LEGO Education WeDo, 9797 LEGO перворобот NXT базовый набор, LEGO Mindstorms EV3 45544, Персональный компьютер преподавателя с предустановленным специализированным программным обеспечением, Персональное АРМ обучающегося (ноутбук), Мультимедийный проектор, Интерактивная доска.
Основные риски проекта и пути их минимизации
? Финансирование.
Минимизация: сотрудничество со спонсорами.
? Противоречия между образовательными запросами обучающихся в области информационных технологий и содержанием общеобразовательных программ.
Минимизация: включение практических и лабораторных работ в Рабочие программы по «Информатике и ИКТ», «Физики», «Технологии», «Биологии», «Химии» с применением робототехнических наборов.
? Противоречия между низким престижем инженерных профессий среди обучающихся и их родителей и социальным запросом на подготовку научно-технических кадров для производства.
Минимизация: популяризация робототехнических занятий через проведение открытых занятий по робототехнике, участие в соревнованиях различного уровня, проектно – исследовательская деятельность по робототехнике.
? Противоречия между социальным запросом и отсутствием единого научно-технического образования (ранняя профориентация).
Минимизация: профориентация через проведение классных часов, внеклассных мероприятий, экскурсии на предприятия.
Необходимые условия, обеспечивающие реализацию проекта
Система мониторинга, позволяющая контролировать процесс достижения целей проекта.
№ |
Критерий |
Сроки |
Минимизация по итогам мониторинга |
1 |
Укрепление материально-технической базы (наличие количества наборов оборудования по робототехнике и дополнительных ресурсов). |
Начало учебного года – конец учебного года. |
Приобретение (дополнение) материально – технической базы. |
2 |
Владение педагогами технологиями учебного процесса, при изучении основ робототехники и лего-конструирования (эффективное применение данных технологий. Обобщение и распространение опыта внедрения и использования, конструирования, робототехники). |
Начало учебного года – конец учебного года. |
Обучение педагогов на курсах, распространение опыта работы. |
3 |
Заинтересованность в посещении занятий по робототехнике (увеличение занятости обучающихся во внеурочное время). |
I полугодие, II полугодие, год. |
Афиширование занятий робототехники через проведение открытых мероприятий. |
Углубление знаний школьников по физике, компьютерному моделированию и программированию (повышение успеваемости и качества обученности по предметам. |
Конец отчётного периода (четверть, семестр) |
Афиширование занятий робототехники через проведение открытых мероприятий. |
|
№ |
Критерий |
Сроки |
Минимизация по итогам мониторинга |
Увеличение количества обучающихся, участвующих в соревнованиях по робототехнике различного уровня (количества участников, победителей и призёров соревнований по робототехнике различного уровня). |
Начало учебного года – конец учебного года. |
Афиширование результатов обучающихся, участвующих в соревнованиях по робототехнике различного уровня. |
|
Готовность выпускников к осознанному выбору профессии, понимание значения будущей профессиональной деятельности. |
Мониторинг выпускных классов. |
Увеличение числа выпускников, поступивших в ведущие технические вузы страны. |
Заключение
Предполагаемый результат проекта четко связан с целью. Спрогнозированы результаты для всех участников образовательного процесса
? Популяризация образовательной робототехники среди образовательных учреждений района.
? Больший охват обучающихся образовательной робототехникой через проведение открытых мероприятий по робототехнике (мастер – классы, соревнования, открытые занятия по робототехнике).
? Повышение технической грамотности и ИКТ компетенций у педагогов и обучающихся через обучение дистанционные курсы онлайн. Пример. Организация процесса обучения робототехнике в условиях реализации ФГОС. https://roboto.eduregion.ru
? Профориентация и подготовка квалифицированных, практико-ориентированных инженерно-технических кадров через проведение серии классных часов «Моя будущая профессия».
? Количественные и качественные результаты участия в мероприятиях различных уровней по образовательной робототехнике через проведение соревнований, мастер-классов, конференций, семинаров.
Библиографическая ссылка
Кузнецова Л.Л. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА КАК НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Успехи просвещения. – 2019. – № 1. – С. 30-32;URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=11 (дата обращения: 04.10.2024).