Научный педагогический журнал
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

Doschanova Z.T. 1
1

«Cкажи мне– и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай сделать – и я пойму»

Конфуций

Одной из приоритетных задач современнойшколыявляется создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.

Среди разнообразных направлений новых педагогическихтехнологийв настоящее время ведущее место занимаетпроектно-исследовательская деятельность.

Главная идеяпроектно-исследовательской деятельности- направленность учебно - познавательнойдеятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называетсяпроект.

Подпроектомпонимается обоснованная, спланированная и осознаннаядеятельность, направленная на формирование ушкольниковопределенной системы интеллектуальных и практических умений.

Проектс точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; этодеятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебныйпроектс точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучатьпроектированию, т. е. целенаправленнойдеятельностипо нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Принцип прагматической педагогики: «обучение посредством делания».

В России метод проектов был известен ещё в 1905 году, связано с именем Петра Федоровича Каптерева.

Под руководством С.Т. Шацкогоработала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику.

Задачи современного общего образования в школах РФ

Научить:

организовывать свою деятельность;

объяснять явления действительности;

ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей;

решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли;

сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности);

подготовить к профессиональному выбору.

Метод проектов – способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию личности обучающегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты.

Проектс точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; этодеятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебныйпроектс точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучатьпроектированию, т. е. целенаправленнойдеятельностипо нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Для чего нужен метод проектов

- Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.

- Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

- Принимать самостоятельные аргументированные решения.

- Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

«Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где, и как я могу это применить» -
основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно ( в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Требования к учебному проекту

- Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

• Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

- Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

- Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

- Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

- Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

Я хочу ещё раз остановиться на методических рекомендациях при организации работы над проектом.

В методической литературе технологическая проработка учебного проекта описывается формулой «пяти П»: проблема – проектирование - поиск информации – продукт - презентация.

Остановимся на каждом этапе подробно:

1. Первая П: Проблема:

Что является проблемой проекта?

-Это любая проблема учебного предмета и практически любая реальная проблема обыденной жизни.

Кто формулирует проблему?

- Учитель или учащиеся.

Учитель ни в коем случае не должен навязывать проблему учащимся! Роли учителя и учащихся изменяются по сравнению с классно-урочной системой: учащийся перестаёт играть роль простого исполнителя: учитель - из преподавателя превращается во вдохновителя, консультанта, координатора. Он способствует раскрытию творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

Каким требованиям должна удовлетворять проблема?

- проблема должна быть важной, интересной для учащихся.

- при решении проблемы должны быть использованы интегрированные знания, исследовательские методы.

2. Вторая П: Проектирование.

Если обратиться к ВИКИПЕДИИ, то под словом проектирование понимается «целенаправленная деятельность, которая обладает последовательностью процедур, ведущих к достижению эффективных решений… Проектирование – это один из видов работ, результатом которых является продукция-проект».

Этап проектирования распадается на две составляющих:подготовительный этап и планирование.

На подготовительном этапе необходимо:

1. Сформулировать тему проекта в соответствии с проблемой;

2. Определить цели проекта

3. Обозначить конечный продукт (презентация, стенгазета, буклет и т. д.)

4. Тип проекта (исследовательский, практико-ориентированный, ролевой, игровой, творческий, информационный);

При организации работы на этапе проектирования нужно:

1. Определить возраст участников проекта (одного возраста или разных возрастов; одного класса или из разных классов);

2. Определить количество участников проекта (проект может быть индивидуальным, парным или групповым);

3. Определить степень самостоятельности выполнения проекта учащимися;

4. Назначить сроки выполнения проекта и соблюдать их;

5. Подготовить и ознакомить учащихся с памяткой для для учащихся. В памятки должны содержаться рекомендации по работе, полезные ссылки веб-сайты;

При планировании работы над проектом необходимо ответить на вопросы:

3. Третья П: Поиск информации

Этот этап работы называется этапом реализации проекта. Учащиеся ищут информацию в различных источниках. Иногда учащиеся излишне увлекаются поиском информации, а бывает так, что активность некоторых учащихся снижается. Учителю необходимо поддерживать мотивацию учащихся к выполнению проекта.

4. Четвертая П: Продукт

Продуктом труда является запланированный результат. В какой форме будет представлен продукт проекта –зависит от фантазии тех, кто над этим проектом работал. Продукты одного и того же проекта могут быть различны. Например: мультимедийный продукт (видеофильм, видеоролик или веб-сайт), мероприятием (экскурсия, математический вечер, математическая викторина, математический праздник для малышей), альбом или задачник.

5. Пятая П: Презентация.

Этап представления и защиты проекта – это серьёзное испытание для ребят. Чтобы хорошо выступить, нужно составить план выступления, подготовить компьютерную презентацию, сопровождающую выступление, а также составить речь, которую нужно произнести. Как правило, сами участники проекта справиться самостоятельно с этими задачами не могут, поэтому учитель оказывает помощь при подготовке к защите проекта.

6. Шестое П: учебного проекта Портфолио.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки достижений школьников в процессе работы над проектом.

Существуют разные виды классификаций проектов. Так, по доминирующей деятельности выделяют:

- исследовательские,

- творческие,

- практико-ориентированные,

- информационные,

- приключенческие, игровые,

- телекоммуникационные.

Проектной деятельностью я занимаюсь более 15 лет. За это время было выполнено множество проектов, различной направленности и различных по продолжительности. От краткосрочных, выполняемых во время урока, до долгосрочных. Выступали с ребятами на Всероссийском, региональном и муниципальном уровнях. Остановлюсь на некоторых из них.

«От нас зависит будущее»

Проект Эковолонтерство направлен формирование бережного отношения к окружающей среде.

• Этапы проекта: На подготовительном этапе учащиеся узнавали истории рек и водоемов. Этот период длился несколько недель. В процессе исследования была изучена история рек Поволжья: Волги, Ахтубы, Прямой Болды, Бушмы и др. В заключение был проведен классный час, на котором юные исследователи представили свои работы.

• Основной этап. На этом этапе мы очищали берега некоторых рек – Болда, Бушма.

• Агитационный этап. Оформление и распространение агитационных листов.

Творческий этап. Конкурс плакатов, поделок, фотографий, сочинений

Проект «Живое серебро»

Спасение малька - эта важная проблема не только нашей школы и села, но и всей Астраханской области. Мы знаем, что Астраханский край богат рыбными запасами. Из всех отраслей промышленности именно рыбная отрасль занимает 40,7 %. Многие виды рыб нашего края: карась, сазан, лещ, сом, окунь, судак нерестятся в мае - июне и откладывают очень много икринок. Но нерест для рыб в трудное время. Вода уходит, а малек остается в маленьких ериках, старицах и других отшнурованных водоемах. И если его не спасти, то он погибнет.Главная задача отряда "Голубой патруль" изучать и охранять рыбные богатства, следить за чистотой водоемов.

Ежегодно ребята проводят работу по спасению молоди рыб из отшнурованных водоемов. За июнь-июль месяцы в «большую воду» отправляется более 10 млн. штук рыбной молоди.

Исследовательский проект на тему: «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ БУМАГИ»

Цель работы: привлечь внимание людей к тому, что необходимо сдавать макулатуру, дав бумаге вторую жизнь, чтобы сберечь лес.

Гипотеза: считаю, что возрождение сборов макулатуры в школах поможет спасению лесов от вырубки, и что изготовление новой бумаги из макулатуры доступно в домашних условиях даже младшему школьнику.

Значимая ценность работы состоит в том, чтобы научить школьников бережно относиться к природным ресурсам, расширить знания об использовании макулатуры.

Батарейка – источник опасности для окружающей среды.

Актуальность работы заключается в том, что в современных условиях высокого уровня развития общества не все знают, как утилизировать отработанные батарейки и какой вред они могут нанести человеку и окружающей его среде.

Предмет исследования: негативное воздействие вредных веществ, входящих в состав батареек, на экологию и здоровье человека при неправильной утилизации батареек, процесс взаимодействия дисковидной батарейки с мышечной стенкой.

Гипотеза: предполагаю, что использованная и неправильно утилизированная пальчиковая батарейка приносит вред окружающей среде и здоровью человека. Также я предполагаю, что существует проблема с утилизацией батареек.

« Богдинско - Баскунчакский заповедник» Объектом исследования является Государственный природный Богдинско - Баскунчакский заповедник.

Предметом исследования стали отношения, возникающие в процессе функционирования экосистемы заповедника.

Цель работы - исследование особенностей экосистемы Богдинско - Баскунчакский заповедник. Богдинско-Баскунчакский заповедник является самым молодым в России, он был образован в 1997 году для охраны государством уникального объекта природы. В 2022 году заповедник отметил свой 25-ти летний юбилей.

Среди природных феноменов центральное место занимают гора Большое Богдо (по-калмыцки «Святая») и одно из 7-ми чудес ЮФО России - озеро Баскунчак.

Большое Богдо - единственная в Заволжье растущая гора. Она представляет собой соляной купол высотой около 150 м над уровнем моря.

Озеро Баскунчак - жемчужина Прикаспия, крупнейшее озеро Европы и России и самое соленое в мире.

Социально-значимый проект «Бассейн в селе Началово»

Цель проекта:Проанализировать и выявить реальную пользу для жителей села (района) от строительства бассейна.

План работы

1 Подготовительный

1)выбор темы, цели, задачи. актуализация темы. обсуждение плана

2)распределение обязанностей

2 Основной этап

1)поиск информации (библиотека, интернет)

2)встречи, интервью:

-глава Администрации МО «Приволский район»

-глава администрации МО «Началовский сельский совет»

-директор спортивной школы

-учитель физической культуры

-медицинский работник

3)анкетирование, опрос

-учащиеся школы 8-11 кл

-жители села разных возрастов

4)экскурсия в бассейн,

5)выпуск слайдовой презентации

6)создание модели (эскиза) будущего бассейна

Гипотеза:считаем, что бассейн – один из источников вдохновения жителей на отдых и укрепление здоровья.

В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет мне организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии и во внеурочное время, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и  ешать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того, я считаю, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию —умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию.

Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Заметим, что плюсы использования в школе метода проектов очевидны: ребята с удовольствием, поскольку для них это важно, участвуют в проектной деятельности, приобретая и знания, и опыт их применения, и умения общаться.

Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося древнегреческого писателя и философа Плутарха: «Ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь.»

И если нам это удалось, значит мы на своем месте.