Научный педагогический журнал
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

Zueva N.N. 1
1

ВВЕДЕНИЕ

В Концепции о правах ребенка обозначено права ребенка на игру. Данные нормативно-правовые документы обуславливают необходимость применения элементов театральной педагогики в учебной деятельности начальной школы как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Проблема исследования заключается в улучшении запоминания учебного материалы и развитие всесторонней личности методом внедрения элементов театральной педагогики в деятельность начальной школы.

Объект исследования – обучение младших школьников методом театральной педагогики

Предмет исследования – элементы театрального творчества в учебной деятельности обучающихся начальной школы.

Цель исследования – применить на практике театральную педагогику в учебное и внеучебное время и выяснить ее эффективность в обучении обучающихся.

Гипотеза исследования: предположу, что элементы театральной педагогики смогут способствовать всестороннему развитию младших школьников и будут вызывать интерес обучения.

Задачи исследования:

1. Познакомиться с документами, отражающими игру, как средство воспитания;

2. Рассмотреть особенности применения воспитание искусством, театральной педагогикой в урочной и внеурочной деятельности начальной школы;

3. Разработать комплекс уроков с применением элементов театральной педагогики для обучающихся начальной школы;

4. Подтвердить эффективность применения экспериментальной работы.

Методы исследования:

- теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы, классификация терминов и понятий.

- эмпирические: наблюдение, беседа, распределение ролей

- практические: репетиция сценария, выступление

База исследования: МБОУ СОШ Горки-Х. Московская обл. В исследовании приняли участие учащиеся 1- 4 класов.

Практическая значимость заключается в разработке уроков с элементами театрального творчества и создание сценариев внеурочной деятельности с применением элементов театральной педагогики в учебной деятельности начальной школы, который может быть использован педагогами, воспитателями, родителями и методистами. Ученик начальных классов, уж так создан Богом – должен постоянно познавать новое, думать, переживать, волноваться, развиваться. Таким образом, воспитание искусством раскроет способности и возможности человека в обществе. А использование театральной педагогики в начальных классах в воспитательных целях способствует выявлению и развитию творческих способностей каждого ученика

Основой программы «Театральная педагогика» является система К.С. Станиславского.

Методологические основания программы базируются на таких сущностных аспектах театра, как:

– игра-моделирование, создание и исследование воображаемой реальности;

– ролевая игра;

– игры с предметом;

– модель сочетания индивидуального и коллективного творчества, со своей строгой организацией и саморегуляцией;

– модель развертывания процесса от замысла до реализации;

– взаимодействие замыслов (или версий) и рождение на их основе нового;

– рассмотрение замысла с разных сторон – из разных языковых пространств (применительно к театру это литература, музыка, архитектура, живопись, хореография.

Применительно к школе – это принцип изучения одного явления во взаимосвязи с различными учебными предметами. Это такие, как знакомство со структурой театра, с его основными профессиями; выбор материала для выступлений, обсуждение, распределение обязанностей, ролей, учитывая пожелание участников, обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения, репетиции. Здесь можно привлечь родителей. Такая работа делает жизнь учеников разнообразнее, содержательнее, интереснее, обогащая новыми познаниями, она теснее сплачивает учителя, учеников и родителей.

В. Силивон предлагает следующие способы применения элементов театральной педагогики на уроках литературного чтения:

- придумывают различные варианты окончания рассказа;

- додумывают события, которые могли бы продолжить рассказ о героях рассказа;

- создают мысленные образы на основе прочитанных текстов;

- вводят в произведение новые события и персонажей [12, с.8-9].

Читая сказку «Рукавичка», дети сами определяют, что слова волка и медведя следует читать грубым, то есть низким голосом. Слова мышат из сказки «Колосок» надо прочесть высоким, писклявым голосом. Умение варьировать голос дети могут продемонстрировать, читая произведения внеклассной чтение. Одно из важных требований выразительного чтения умение интонировать прочитанное. Интонирование произведения зависит от пауз и логического ударения. Уже с 1-го класса дети учатся читать знаки препинания.

В каждом произведении отражена радость или печаль, восторг или удивление. Чтение художественных произведений вызывает у учеников определенные настроения, чувства. Почувствовав их, дети находят соответствующую интонацию для воспроизведения голосом радости или горя, одобрения или осуждения. Порой ученикам необходима помощь учителя. Но она должна заключаться не в подсказке относительно того, весело или грустно, восторженно или задумчиво следует читать текст. Она может быть действительно эффективной только при условии целенаправленного анализа произведения: его содержания, поведения действующих лиц, описанных событий и ситуаций. Размышляя над прочитанным, учащиеся сами приходят к выводу, как следует читать произведение [7].

Ученикам начальной школы хочется разыгрывать сказки, читать их в лицах - быть актерами. При этом не только на уроках чтения, когда они читают в лицах какое-то произведение, или инсценируют его, а и на уроках изобразительного искусства, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, технологии. Такие театральные минутки можно проводить на всех уроках. Когда ребенок выступает перед аудиторией, что-то рассказывает и когда это связано с темой урока – она лучше запоминается.

М.С. Немцева считает, что элементы театральной педагогики необходимо подбирать, исходя из целей и задач урока. О том, что на уроке будет разыгрываться сказка необходимо предупреждать младших школьников заранее. Например, русский язык. Тема. Обобщение знаний о повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. М. Пришвина «Будешь из гнезда выпадать?» [10, с.8-13].

Математика. Тема. Прямоугольник. Задачи на нахождение третьего слагаемого. Нахождение значений буквенных выражений. Календарь. Сказка В. Сухомлинского «Клен вздохнул…».

По мнению О.И. Михалевой именно процесс репетиций является важнейшим в детском творчестве, поскольку в процессе работы над образом, ролью, взаимодействии с другими артистами происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции [9].

Выступление перед учениками школы и родителями.

1. Анализ делаорганизаторами дела (недостатки, что необходимо предусмотреть в следующий раз) и участниками (интересно ли было работать, нужен ли вечер, что будем делать дальше – коллективное планирование следующего дела).

2. Рефлексия.Одно из важных условий в работе с детьми –свобода выбора– это то, к чему мы должны привести ребёнка. В конечном итоге это и станет результатом воспитания, что приобретает для ученика личностный смысл, что вошло бы в структуру его личности и стало бы неотъемлемой частью его духовного мира.

Для выполнения этой задачи сформулированы следующие условия:

В число методов воспитания не включать жесткие меры подавления воли и меры физического воздействия, а опираться на пробуждающиеся чувства и развивающийся разум..В предъявляемых к ребёнку требованиях помогать опираться на чувства и разум, помогать осознавать значения нравственных норм, увлекать их нравственными ценностями.

3.Использовать продуманную и основательную аргументацию запретов, чтобы развивать сферу мотивов ребенка, чтобы он начинал сознательно строить свое поведение и учиться подчинять свои импульсивные желания словам «надо», «нельзя». Яркая, убедительная аргументация помогает переводить внешние мотивы во внутренние.

Детский театр в школе.

«Ради чего существует театр? Ради праздника добрых чувств…» Е.Б.Вахтангов

 

. Виды детских кукольных театров

· Театркартинок. Это простой и доступный способ создания мини-спектакля.

фото 1–театр картинок

· Театригрушек. В этом случае используются объемные игрушки, которыедетиуже имеют.

фото2 –театр игрушек

· Театрпальчиков.

фото 3 -театр«би-ба-бо».

· Театртеней.

SOMBRAS ASOMBROSAS | Campus Educativo

фото4- театр теней

· Театрмарионеток

· Театр драматический фото

5 – драматический театр «У Лукоморья..» из поэмы «Руслан и Людмила

Утренние встречи.

Чтобы дети быстрее адаптировались к новому учебному дню, день начинался с утренней встречи, девизом которой являются слова «Мы очень рады, что ты с нами, а мы – с тобой!». Такие встречи дают возможность учителю и ученикам: создать позитивный настрой, атмосферу благоприятного психологического комфорта; осознать, что в совместной работе важен вклад каждого; научиться заботиться о себе и других; освоить важные учебные умения, в частности, слушать, говорить, выделять информацию, решать проблемы, придерживаться указаний, принимать решения. Очень важным в проведении таких утренних встреч являются: атмосфера доверия; чувство принадлежности к коллективу; привлечение всех к принятию решений; - доброта и поощрение со стороны одноклассников; справедливость и равноправие в сотрудничестве; искренность и непредвзятость позиции учителя; четкость ожиданий в отношении результатов обучения.

. Этапы театральной педагогики:

1. Включение театральных миниатюр в уроки: литературное чтение, окружающий мир, русский язык и другие

2. Изготовление масок для выступлений

3. Приготовление костюмов

4. Репетиции

5. Выступления

Предпосылки театральной педагогики, которые помогут у обучающихся начальной школы развивать:

- предпосылки для многостороннего развития личности ребенка;

- развивать внимание, мышление, память, самостоятельность;

- расширять знания детей;

- оттачивать их язык, развивать связную речь;

- прививать любовь к литературе;

- повышать общую культуру детей;

- порождать атмосферу радостного творчества;

- научит видеть прекрасное

-анализировать поступки героев

- быть добрее

Театрализованные уроки в начальной школе

А) Уроки обучения грамоте

добукварный период - инсценирование русских народных сказок:

«Репка»-выделение звука «а»;

«Лиса и волк» -выделение звука «о»;

«Лиса и журавль» - выделение звука «и»

«Курочка Ряба» - выделение звука «у»

Букварный период

«Теремок» -звуки «т, к»

Б) Уроки литературного чтения:

1. Басни И.А. Крылова

2. Произведения А.С.Пушкина (сказки и отрывок «У Лукоморья..» из поэмы «Руслан и Людмила»)

В) Уроки русского языка и математики

Г) Внеурочная деятельность

Д) Календарные праздники

Результаты исследования:

1) 1. Проблема многих малышей — речь. Кто-то не выговаривает звуки, кто-то — не умеет строить фразы, у кого-то проблемы со словами- паразитами. Во всех этих ситуациях помогла школа актёрского мастерства.

2) На театрализованных уроках совсем немного отводится времени ораторскому искусству: дети читают скороговорки, учатся правильно дышать, делают артикуляционную гимнастику, но какую огромную пользу приносят эти театральные элементы! У детей формируется правильная речь!

3) Ученик, участвуя на уроке в театральной постановке, учится преодолевать страх.

4) Считается, что страх публичных выступлений — один из самых распространенных в мире. Дети тоже подвержены ему и чем старше становится ребенок, тем больше дискомфорта он может испытывать во время выступления перед публикой. Театральные уроки для детей решают эту проблему. У ребенка появляется опыт и инструменты для публичных выступлений. И он перестает бояться выступать перед публикой.

Заключение

1. Применение элементов театральной педагогики в учебной деятельности начальной школы будет способствовать развитию у младших школьников интереса к обучению, познавательной самостоятельности.

2. В каждом ребёнке дремлет талантливый актёр, и этот талант надо развивать как можно раньше.

3.Театрализованные уроки в начальных классах позволяют детям проявить себя с разных сторон, раскрыть себя всесторонне, развивать творческий потенциал.

4.Дети знакомятся с великими произведениями искусства, заучивают наизусть отрывки рассказов, пьес, сказки и т д

5.Воспитание искусством поможет создать условия для дружеского коллектива учителя и обучающихся и, конечно, поможет наладить партнерские отношения учителя с родителями