Научный педагогический журнал
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

DEVELOPING LEARNING MOTIVATION THROUGH BINARY ENGLISH AND SOCIAL STUDIES LESSONS IN PRIMARY SCHOOL

Denisenkova N.N. 1 Kaganskaya N.V. 1
1
educational motivation
stimulating cognitive activity
binary lessons
interdisciplinary connections
case method
creating a situation of success

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2) определяет обучение как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [6]. Таким образом, формирование мотивации — это необходимый компонент обучения, прописанный в федеральном законе.

Формирование мотивации обучения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ученые полагают, что результаты деятельности человека на 30 % зависят от интеллекта и на 70 % — от его мотивов. В нашей школе существует проблема снижения учебной мотивации обучающихся, что подтверждается мониторингом показателей качества и степени обученности учащихся, за последние годы наблюдается снижение мотивации к обучению, начиная с шестого класса. Результаты анкетирования обучающихся 6–9 классов показали, что низкую мотивацию имеет 20 % опрошенных, среднюю — 74 %, высокую — 6 %.

Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» [5].

Мотивация — это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности [2]. На практике формирование мотивов учения — это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Одной из форм стимулирования познавательной активности обучающихся могут служить бинарные уроки, которые позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Цель бинарного урока — создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать ребятам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение. Урок иностранного языка предоставляют педагогу большие возможности для осуществления межпредметных связей. Это происходит, с одной стороны, потому что иностранный язык не дает человеку непосредственных знаний об окружающей среде, то есть является «беспредметным». С другой стороны, он имеет много общего с другими школьными предметами, являясь «полипредметным». Предмет обществознание также содержит в себе базовые знания общественных наук, что позволяет этим школьным предметам найти огромное количество точек соприкосновения.

Бинарный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:

- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);

- организация целенаправленной работы по развитию soft skills;

- показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

В нашей школе сложилась традиция проведения бинарных уроков обществознания и английского языка с 2018 года. Тогда был проведен урок «Глобальные проблемы человечества» в 8 классе. Целью данного урока являлось формирование понятия о сущности глобальных природных и социальных проблем человечества и путях их решения, совершенствование коммуникативной компетенции учащихся, положительная мотивация на всех этапах урока. В процессе урока были решены следующие задачи:

обучающие:

- закрепление во всех видах речевой деятельности лексических единиц по теме «Глобальные проблемы человечества»;

- развитие навыков работы с текстом (научных и научно-популярных статей о стихийных и природных катаклизмах, проблемах охраны окружающей среды, погоде, животном мире, проблемах детского труда), а также неподготовленной устной речи (презентация сообщений и плаката на тему «Глобальные проблемы человечества»).

развивающие:

- развитие универсальных учебных действий (УУД) во всех видах речевой деятельности, в том числе умения общения и взаимодействия, умение работать в парах/группе, умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развитие исследовательских, творческих способностей, развитие умения извлекать информацию из английского текста.

- развитие познавательных учебных действий (УУД);

- развитие регулятивных УУД (целеполагания, планирования, самоконтроля, самооценки и т.д.).

воспитательные:

- развитие мотивации к изучению иностранного языка и обществознания;

- формирование умения социально-значимой деятельности (участие в решении экологических проблем).

В процессе работы на уроке были использованы следующие технологии: ИКТ, работа в группе, кейс-метод, технология сотрудничества и проблемного обучения. Неограниченные возможности имеет использование кейс-метода при проведении бинарных уроков.

Кейс-метод — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Учащимся предлагается случай, ситуация или проблема, затем они получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. Кейсовая технология (метод) обучения — это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей [4].

Отличительными особенностями кейс-метода являются:

- описание реальной проблемной ситуации;

- альтернативность решения проблемной ситуации;

- единая цель и коллективная работа по выработке решения;

- групповое оценивание принимаемых решений.

Пример одного из кейсов, который был использован на данном уроке: был предложен диалог (можно на русском, на английском языке, его можно прочитать, прослушать, посмотреть видео), группа обучающихся должна определить проблему, ее причины и предложить пути решения данной проблемы.

Кейс 1

- Вчера вечером я посмотрел документальный фильм, он действительно открыл мне глаза на ситуацию в развивающихся странах.

- Правда?

- Да, и это было шокирующе. Например, ты знал, что половина людей в мире живет менее чем на два доллара в день? Это примерно три миллиарда людей!

- Боже мой! Это чудовищно!

- Это так! Более того, около 30 тысяч детей умирают в мире каждый день из-за отсутствия еды, дома и медицинского обслуживания.

- Это ужасно! [1]

Обучающиеся определяют проблему, находят пути ее решения, оформляют свою работу в виде mind map (см. рисунок). Затем выступающий от команды презентует свою работу классу. Остальные группы выступают со своими кейсами, в конце урока делается вывод о том, что глобальные проблемы требуют понимания неминуемости последствий для всего мира в случае отсутствия солидарности и взаимодействия всех без исключения стран. Разговор может происходить как на английском, так и на русском языке с повторением английской лексике по теме. Выбор языка зависит от уровня подготовки класса. Самое главное — это возможность каждого обучающегося почувствовать себя причастным к общему делу, успешным.

Рисунок Mind map 1

Создание ситуации успеха является одним из основных методов эмоционального стимулирования познавательной активности, создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно и преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

За три года было проведено несколько бинарных уроков обществознания и английского языка по темам: «Политическая система России и англоязычных стран», «Культура», «Экология», «Великие умы». Нами был проведен опрос среди учащихся школы, задавая вопрос: «Что вам понравилось больше традиционный или бинарный урок?» По итогам опроса среди учащихся 7–9 классов были получены следующие результаты: 85 % учащихся ответили, что предпочитают бинарные уроки. Отвечая на вопрос, чем вам понравились такие уроки, обучающиеся отметили, что такие уроки являются более интересными, в них больше возможности выразить себя.

Урок — это часть жизни ребенка, и мы должны сделать так, чтобы дети работали легко и с интересом усваивали обширный по объему материал. Такую возможность дают бинарные уроки. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Бинарные уроки способствуют развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем. Естественно, что бинарные уроки требуют гораздо большего времени для подготовки, но, несмотря на это, они представляют огромный интерес, как для учащихся, так и для учителей. Они развивают творческие способности учащихся, самостоятельность, умение работать в сотрудничестве с одноклассниками, повышают мотивацию учебной деятельности, а это именно то, чего мы хотим добиться. Используя бинарные уроки, мы создаем учащимся ситуацию успеха, пробуждаем внутренние мотивы к учению, стимулируем развитие мотивационной сферы учащихся.