Научный педагогический журнал
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

Kosilova A.S. 1
1
Sss

Введение.  Технологическая карта урока представляет собой проект учебного процесса, в котором дано описание деятельности учащихся и учителя от цели до результата, с указанием и описанием приемов достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. В ее структуре имеются три основных компонента современного урока: мотивационно-целевой, содержательно - операциональный и оценочно-рефлексивный. На каждом этапе работы определяется цель, в соответствии с которой организуется деятельность,  даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения. Обучение ведется с применением деятельностного метода,  обучающиеся решают задачи урока и достигают цели в совместной деятельности, организованной учителем. В технологической карте на каждом из этапов урока прописаны формируемые читательские компетенции. 

Цель: презентация собственного опыта.

Материал и методы исследования.  Технологическая карта урока  является современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.  Она представляет  собой таблицу, которая позволяет структурировать урок по выбранным учителем параметрам:  этапы урока,  цели, содержание учебного материала, деятельность учителя и деятельность ученика на уроке. Основным при ее разработке является проектный метод: проектирование педагогического взаимодействия учителя и учащихся от цели до результата.

Результаты исследования и их обсуждение. Данная методическая разработка урока литературы апробирована автором  и коллегами в параллели 5-х классов и позволяет проводить урок в соответствии с современными требованиями в деятельностной парадигме.  

Выводы или заключение. Проведение учебного занятия с использованием технологической карты позволяет эффективно организовать процесс обучения, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта

-  Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

-  Основные понятия: сказка, реальная жизнь  и вымышленное в произведении, характеристика героев, идея произведения.

-  Межпредметные связи: история, русский язык, изобразительное искусство.

-  Наглядно-демонстрационный материал: презентация, карточки для работы в группах, выставка книг К.Г.Паустовского, организованная обучающимися.

-  Продолжительность урок: 45 минут.

-  Современные образовательные технологии: технология проблемного обучения, интегрированного обучения, игровых и информационных технологий.

-  ЧК- читательские компетенции

Виды деятельности учащихся на уроке: участие в постановке темы, целеполагание;  овладение знаниями через  работу с текстом; умение формулировать вопросы для внимательного читателя; размышления над проблемными вопросами и ситуациями; работа в парах и группах; коллективная работа – составление кластера (формула доброты). Деятельность учителя на уроке: направление в целеполагании; направление в овладении знаниями;  контроль над выполнением заданий; стимулирование учебной деятельности.

Предмет: литература

Класс: 5

Тема урока "К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки "

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»; обеспечить правильность ее понимания путем анализа текста и историко-культурных комментариев.

Задачи урока

Обучающие: учить ориентироваться в тексте художественного произведения, содействовать развитию речи и навыков чтения;  умений  анализировать фрагменты художественного текста с точки зрения характеристики поступков  Фильки, бабушки, мельника, используя художественно-изобразительные средства из текста; выявить идею и основную мысль произведения;

Развивающие: обеспечить условия для развития у школьников диалогической и монологической речи, умений общаться, формирования читательских компетенций. Воспитательные: создать условия для  воспитания положительного отношения к процессу познания; использовать содержание произведения для эффективного воздействия на эмоциональную сферу учащихся и стимулировать их интерес к художественной литературе; содействовать воспитанию нравственных качеств: доброта и сострадание.

Планируемые результаты

Предметные:

Расширение и  углубление  представлений  учащихся о личности и творчестве писателя; раскрытие художественное своеобразия сказки К.Г. Паустовского  «Теплый хлеб»; содействие усвоению  и осмысленному пониманию содержания произведения на основе анализа фрагментов  художественного текста;  формирование  умений характеризовать героев, сопоставлять их.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение ставить цель, формулировать её, оценивать результаты учебной деятельности, рефлексировать.

Познавательные УУД: уметь отбирать материал из художественного текста, делать выводы из услышанного, прочитанного.

Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

сотрудничать с классом и учителем.

Личностные: самоопределение, включение в учебный процесс,

осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных  ценностей, умение анализировать свои действия, поступки, осознавать себя активным участником процесса учения

 

Оборудование:  Презентация к уроку, толковый словарь,  карточки для работы в группе, листы для оценивания.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся:

Формируемые УУД

ПРЕДЧТЕНИЕ

Подготовка к изучению нового произведения.

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне; мотивация обучающихся на восприятие содержания прочитанного.

Задания, предваряющие изучение нового произведения.  Задание для всех: 1) перед чтением, предположите по названию,  о чем пойдет речь в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»;

2)читая сказку, отметьте в тексте карандашиком непонятные слова, найти их значение в толковом словаре или спросите  у родителей; 3)сформулируйте и запишите в тетрадь два вопроса по содержанию сказки, чтобы их задать соседу по парте.

Индивидуальные задания получают отдельные обучающиеся по желанию или по просьбе учителя:1) сообщение о К.Г.Паустовском (детство и начало литературной деятельности); 2) словарная работа (объяснение значений непонятных слов с использованием толкового словаря); 3)нарисовать иллюстрации к сказке.

 Перед изучением нового произведения дети получили домашнее задание: общее для всех и индивидуальное.

Обучающиеся самостоятельно или с помощью родителей, библиотекаря, с использованием Интернет ресурсов, толкового словаря  и учебника готовятся к изучению нового произведения, читают сказку.

Приносят книги Г.К. Паустовского из домашней библиотеки для организации выставки.

Организуют выставку книг.

 

Коммуникативные: умение взаимодействовать в процессе подготовки домашнего задания

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность

Познавательные: умение использовать приемы смыслового чтения;   находить и извлекать нужную информацию из различных источников.

Личностные: осознание  учебных задач, проявление положительного отношения к познавательной деятельности

 

ЧК: поиск информации и ее интерпретация; овладение навыками смыслового чтения.

МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

1.Организационный момент. Мотивация  учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Приветствие. Организация класса. Создание положительного эмоционального настроя.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем работать над новым произведением.  С ним вы познакомились дома. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнемся друг другу. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. А что вы хотели бы пожелать друг другу и мне?   А что каждый должен сделать для этого?                                                                              -Какие вы молодцы! Успехов вам! 

 Подготовка к уроку. Настрой на работу.

Слушают учителя, участвуют в диа­логе, высказывают пожелания.

- Я хочу пожелать всем успехов! Желаем хорошо потрудиться мальчикам! Желаем всем девочкам получить «пятерки». Очень хотелось бы получить всем хорошие отметки! Узнать что-то новое. Будем рады поработать в группах. Хотелось бы, чтобы наш  учитель был нами доволен!

Размещают учеб­ные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Познавательные: осознание учебно-познавательной за­дачи.

Личностные: самоопределение, включение в учебный процесс. Коммуникативные: умение выстраивать речевые конструкции.

 

 

 

2.  Постановка цели и задач урока

Цель этапа: организация внимания, принятие учебной цели и задач урока, осознание личной и практической значимости учебной деятельности.

 Прием «Постановка вопросов» по модели : Что …? Где …? Какие … ? О чем … ? и т.п.

– Догадайтесь,  что будем изучать на уроке.

Как вы думаете, какова тема урока? Какова главная цель урока? Какие задачи надо выполнить, чтобы достичь цели урока?

 Работу на уроке мы будем  оценивать и фиксировать

в листах оценивания

Лист оценивания

Вид работы

Самооценка, взаимо-оценка

Оценка

Индивид задание

 

 

Работа в паре «Два вопроса товарищу» Ответы на вопросы по дом. заданию

+ +

5

Работа в группах. Задают  самый интересный  и самый трудный вопросы.

+

4

Ответы на вопросы учителя

+- +

4

 

 

3

Итоговая отметка за урок (среднее арифметическое)

 

4

 

Формулируют цель учебной деятельности и задач урока вместе с учителем,  принимают их на себя.

-Мы будем анализировать сказку.

- Послушаем сообщение о писателе.

-Будем анализировать поступки главных героев.

-Определим, что хотел сказать нам автор(идею).

- Выясним, что автор скрыл в названии сказки.

- Хотели бы поработать в парах и в группах.

- Получить за урок отметку «5»

 

Слайд 1.  Записывают тему урока в тетради

Личностные: принятие учебных целей

Познавательные: умение прогнозировать учебную ситуацию

Коммуникативные:  умение определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: приобретают умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

                                                                                                    ЧТЕНИЕ

СОДЕРЖАТЕЛЬНО – ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

1. Проверка домашнего задания. Актуализация комплекса знаний  и умений.  

Цель этапа: после текстовые обсуждения с целью получения читательского отклика: что узнали, выяснили, обучающиеся обмениваются мнениями; воспроизведе­ние ранее изу­ченного, уста­новление преем­ственных связей прежних и но­вых знаний и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

1. Проверка домашнего задания.

- Каким было домашнее задание?  Понравилась ли вам произведение К.Г. Паустовского? В каком жанре оно написано?  Как вы это определили?

– Что вы подготовили к уроку?

-Прочитайте эпиграф к уроку:  «Всё хорошее на земле  от доброты людской, от щедрости сердечной…»К.Г.Паустовский

Отвечают на вопросы учителя.  Слушают сообщение о писателе К.Г. Паустовском.

 Участвуют в диалоге.

Представляют выставку книг К.Г. Паустовского

 

Объясняют как понимают слова Паустовского в эпиграфе.

 

Личностные: положительное отношение к познавательной деятельности.

Познавательные: учатся воспроизводить   по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; давать определения  понятиям, строить рассуждения.

Регулятивные:  выполняют учебные действия в умственной форме.

Коммуникативные: приобретают умение взаимодействовать  в  учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками.

1.Сообщение учащихся о писателе К.Г. Паустовском (детские годы и начало творческой деятельности).

Короткое  сообщение учителя об историческом событии

о гражданской войне.

2. Словарная работа. Слайд 4.

3. Работа в парах и группах. Прием «Море вопросов»

1)Задайте вопросы друг другу в парах по содержанию.

- Выберите в паре самый интересный вопрос и самый трудный, чтобы задать их в группе. Оцените работу с выставлением отметки в лист оценивания.

2)Объединитесь в четверки и снова задайте вопросы друг другу в группе. Оцените работу 

Организует работу в парах и в группах. Помогает при необходимости выбрать самый интересный и самый трудный вопросы, оценить ответ.

4. Определение тематики произведения.

1.Слушают сообщения. Кратко фиксируют в тетради основные факты биографии.

2.Озвучивают непонятные слова и получают разъяснение их значений от подготовленного ученика и учителя.

3.Работают в паре, задают вопросы друг другу. Выбирают два лучших вопроса из четырех: самый лучший и самый интересный. Оценивают  ответы и выставляют отметки в лист оценки.

Объединяются в группы по две пары, снова задают по очереди по два вопроса друг другу в группах (самый интересный и самый трудный)

Коллективно выставляют отметки в лист оценивания.

4.Высказывают предположения: о доброте, о дружбе, об ошибках, о труде. Формулируют с учителем «Тема коллективного труда»

 

ЧК: способность к осмыслению художественных текстов и рефлексии на них, способность использовать их содержание для достижения различных целей.

Здоровьесохраняющий этап.

Цель этапа: физическая разминка, снятие статического напряжения

Инструктирование учащихся о действиях в процессе проведения  физкультминутки. Покажите: 1.Как качались деревья во время метели?

2.Как летела сорока, пытаясь спастись от мороза?

3. Как ребята долбили лёд на реке?

4. Как толкались вороны, чтобы обсохнуть, сидя на печных трудах?

5. Как артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой?

6. Как повернулось мельничное колесо и заскрежетали жернова, когда в лоток хлынула вода?

7. Как по дворам кололи звонкие берёзовые дрова?

Обучающиеся выполняют  действия, согласно инструкции педагога.

 

Личностные: осознают ценность собственного здоровья.

Регулятивные: выполнение действий по алгоритму.

Познавательные: овладевают рациональными приемами физической разминки.  

 

2. Первичное закрепление знаний и умений в знакомой и измененной ситуациях.

Цель этапа: анализ содержания произведения воспроизведение сущ­ности новых определений, по­нятий.

Работа над содержанием сказки.

Прием «Я предположил»

Перед чтением сказки «Теплый хлеб» вы сделали предположение, о чем пойдет речь в произведении.

-Поделитесь впечатлениями, сбылись ли ваши предположения. Прием: знаю-  хочу узнать – узнал ( З – Х – У)

Дома, читая сказку, вы на полях сделали пометки.

- Что узнали для себя нового?  О чем бы еще хотели узнать?

Обучающиеся делятся предположениями: сбылись или не сбылись их предположения и впечатлениями от прочитанного.

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

Познавательные:

умение аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога.

Коммуникативные: учатся строить логическую цепь рассуждений, формулировать собственное мнение.

Личностные: эмоциональная отзывчивость

 

ЧК: высказывание предположений становится отправной точкой к разговору о произведении, затрагивает личностное восприятие учащихся, создает мотивацию к изучению темы урока, позволяет решить проблему успешности в обучении, т.к. дает возможность ученику высказать свои предположения независимо от сложности рассматриваемого текста.

Характеристика главных героев.

 Прием «Составление кластера»
Карточки - части кластера  учитель предлагает для работы в группах. Задание:  составить письменно характеристики  главных героев: Фильки, бабушки, деда и коня.

В зависимости от подготовленности класса, учитель может для одной из групп подготовить заранее напечатанные фразы и предложить учащимся выбрать только те, которые относятся к заявленному образу.

Прием «Цветопись» Учитель предлагает обучающимся на карточках, где они письменно составляли образы,  раскрасить фразы с положительными качествами героев зеленым цветом, а с отрицательными -  красным.

Отчет групп.  Учитель предлагает у доски составить кластер и прокомментировать фразы, отмеченные красным цветом.

Таким образом  подводит к раскрытию идеи произведения.

Работают в группах, создают коллективно образы героев и записывают их на карточках, (лист А4 каждая карточка с образом – часть кластера) Слайды 6-9.

Представители от групп зачитывают образы вслух, остальные могут дополнить ответы. Осуществляют взаимооценку в группах,и  выставляют отметки в листок  оценивания.  

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, рассуждают.

 

Из заполненных и раскрашенных карточек дети составляют на доске кластер.

    

 

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной и письменной форме, планировать последовательность действий.

Познавательные:  умение  отбирать материал из художественного текста, делать выводы из услышанного, прочитанного, систематизируют собствен­ные знания.

Личностные: участвуют в творческом со­зидательном процессе, применяют правила сотрудничества в группе.

ЧК: овладение умениями делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом; преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации. Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Эвристическая беседа.  Вопросы для обсуждения: 

-«Теплый хлеб» - это сказка?  - Всегда ли добро побеждает зло? Как с ним бороться? - Каких людей больше добрых или  злых?

 Вывод на позицию автора. Вопросы:

-     Что хотел нам сказать автор?

-В чем заключается главная мысль произведения? 

 Если дети затрудняются и не уловили основную мысль, учитель предлагает  готовые фразы (верные и неверные высказывания), используя при этом прием «верно», «неверно», «спорно».  

2) - Какой герой в произведении вам особенно понравился и почему?

- Как бы вы поступили, совершив ошибку или проступок в своем поведении?

-Смогли бы вы подружиться с Филькой? Почему?  3) Работа с пословицами. Вот как об этом говорит народная мудрость

Если позволяет время, высветить на слайде несколько пословиц и предложить прочитать ту, которая подходит к идее произведения, объяснив свой выбор.

Отвечают на вопросы учителя, объясняют и доказывают свое мнение.

Строят  речевые высказывания.

Соотносят по­ставленные зада­чи с текстом произведения.

В сотрудни­честве с учителем и одноклассника­ми делают выводы.

Восприни­мают информацию  на слух, осваивают литературоведческие термины: идея, основная мысль, позиция автора, образ литературного героя.

 

 

 

Выбирают пословицу, читают выразительно, обосновывают свое мнение.

 

Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Глупый учится на своих ошибках, а умный на чужих.

Ошибку можно простить – ложь никогда.

Слайд 12.

 Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, участвуют в диалоге. 

Познавательные: приобретают  умение переносить имеющиеся знания в жизненное пространство.

Личностные: осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных

ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.

 

 

ЧК: стремление оценивать  смысл и значение произведения, излагать свои мысли о прочитанном, размышлять над его содержанием; использовать полученную из текста информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений.

ПОСЛЕЧТЕНИЕ

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Цель этапа: закрепление новых способов учебной и умст­венной деятель­ности учащихся; обобщение и систематизация изучаемого и усвоенного . 

1. Анализ финальной части сказки, названия.

-Почему же сказка о Фильке и о коне называется
"Тёплый хлеб"?

Чтение сцены  «Филька просит прощение у коня»

-Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?

- Подумайте, в чем смысл названия сказки?

Обобщает сказанное.

-Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, – это своего рода  искупление вины мальчика. Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу «замёрзнуть» от жестокости и зла.)

2. Написание синквейна. Алгоритм написания синквейна.

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.(Герой)

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы) Слово -1 существительное (или словосочетание). (Вывод)

3. Обобщение. Приемы: «Анализ кластера» и  «Выведение формулы доброты». Обратимся к нашему кластеру.(4 листочка с характеристиками героев размещены на доске под именами героев сказки) Как часто вы использовали красный цвет, указывая на отрицательные качества персонажей. Почему красного так мало? О чем это говорит?

Учитель подводит детей к мысли, что все герои в сказке – положительные. Почему возникает вопрос о добре и зле? Чем опасно зло?

Слово учителя: - Хлеб на Руси был превыше всего. Нельзя было отказать никому в хлебе. Хлеб стал причиной ссоры не только Фильки с конем, но и бед всей деревни. Хлеб же стал и символом примирения Хлеб – путь к прощению и примирению.

- Научиться быть по-настоящему добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. - Давайте выведем формулу доброты.

Участвуют в диалоге, отвечая на вопросы, доказывают свое мнение. Паустовский неслучайно называет сказку «Теплый хлеб». Теплый – значит, добрый, сделанный с любовью.

 

Составляют синквейн:

Филька

Маленький, смышленый.

 Обидел, раскаялся, помирился.

Главное - понять и исправить ошибку. Молодец.

Бабушка

Добрая, мудрая.

Понимает, учит, воспитывает.

Радуется за своего внука. Волшебница.

Мельник

Трудолюбивый, добрый.

Слушает, советует, помогает.

Ошибся – исправляйся! Мудрец

Конь

Раненый, общественный.

Работает, попрошайничает, обижается.

Помощник человека. Друг.

 

Размышляют  над проблемными вопросами и ситуациями. Отвечают на вопросы.

Слушают мнения других, соглашаются или опровергают.

 

 

Высказывания обучающихся:

 - Как хорошо, что у Фильки получилось задуматься над легендой, которую ему рассказа бабушка. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой проступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька.

Выводят формулу доброты: слова + поступки.

Слайд 15.

Коммуникативные: применяют приемы смыслового чтения, обосновывают свой выбор.

Познавательные: приобре­тают умения использовать полученные знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни.      

Регулятивные: контроли­руют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно ис­пользуют его в решении учебной задачи.  

 

Личностные: приобретают новые знания, умения, со­вершенствуют имеющиеся

 

ЧК: приобретают навыки размышления над прочитанным и осознают нравственные проблемы  человека; учатся откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;

оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте.

РЕФЛЕКСИВНО – ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

6. Этап контроля и самоконтроля. Подведение итогов урока.

Цель этапа: самооценка и  взаимооценка  деятельности.

Учитель подводит итог урока и просит обучающихся выставить отметки в «Листы оценивания».

-Кто из обучающихся сегодня очень хорошо работал? Чем понравилась вам их работа?

Высказываются, отвечая на вопрос: - Как бы я оценил свои успехи в течение урока? Оценивают работу (свою и одноклассников). Выставляют отметки в «Листы оценивания» за все виды работы на уроке. Называют среднее арифметическое учителю для выставления отметки в журнал.

Регулятивные:  оценка и осознание работы на уроке.

Личностные: учатся адекватно оценивать собственную учебную деятельность.            

7. Домашнее задание.

Цель этапа: проведение инструктажа к выполнению домашнего задания.

1.Перечитать сказку К.Г, Паустовского «Теплый хлеб», выписать в тетрадь вымышленное и реалистичное в сказке.

2.По желанию нарисовать иллюстрации к сказке.

Учащиеся задают уточняющие вопросы, записывают задание в дневники.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нуж­ную информацию, а также самостоятельно находят ее в учебнике.

Регулятивные: выполняют необходи­мые действия, операции.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель этапа: оценка эффективности урока в логике: цель-средство-результат.

Предложение учащимся осуществить рефлексию своей деятельности.

Вернемся к цели и задачам урока.

- Чему научились?

- Что из урока возьмете для себя?

Обучающиеся отвечают на вопросы, оценивают процесс и результат деятельности:

- Каковы мои главные результаты, что я понял, узнал, чему научился, работая над темой?

- Какие задания вызвали наибольший интерес, почему?

- Какие задания вызвали затруднение? В чем причина моих неудач? Как я их преодолевал?

- Какие выводы я сделал? Над чем мне ещё надо поработать? Какие умения необходимо приобрести?

Личностные: получают мотивация к изучению литературы.

Познавательные:  структурирование полученных в течение урока знаний.

Регулятивные:  оценка и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания

 

ЧК: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической формой речи.

           

Приложение 1.

Сообщение о писателе

К.Г. Паустовский  родился  в  1892  г.  в  Москве,  в  семье железнодорожного  служащего.  Детство  прошло  на  Украине,  в  деревне,

потом в Киеве. Заслушивался рассказами о Запорожской Сечи, песнями,  историями.  Его  окружали  в  детстве  и  юности  добрые,  талантливые  люди. Гимназия, затем Киевский университет, переход в Московский, но закончить  его  не  удалось.  Началась  первая  мировая  война  в  1914  г. Затем гражданская война, участвовал в боях с петлюровскими бандами, потом  был  матросом,  потом  стал  журналистом.  Известен  своими рассказами о природе и сказками: «Заячьи  лапы»,  «Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Растрёпанный воробей»

Приложение 2.

Вопросы, составленные обучающимися для работы в парах и группах (домашнее задание)

- Когда и где происходит действие? – Кто является героями сказки? ( Мальчик Филька, бабка Фильки, Конь Мальчик, мельник Панкрат, ребята из деревни, старики, сорока и летний ветер).

- Кто из них главный герой и почему? (Филька).

- Как конь появился в деревне? Как его звали? (Его раненого оставили кавалеристы. Коня звали Мальчик)

- У кого остался жить раненый конь? (У Панкрата).

- Кем был по профессии Панкрат? (Мельник).

- Кто жил в сенях у Панкрата? (Сорока)

- Как Филька обидел коня? (Бросил заплесневелый хлеб в снег и обозвал его.

- Когда Филька понял, что совершил злой поступок? (Когда услышал рассказ бабки).

- От чего случился в Бережках такой лютый мороз? (Знать завёлся в деревне “дурной” человек, обидчик и сотворил злое дело. Оттого и мороз).

- Что бабка Фильки считала причиной лютого мороза? (Злобу людскую).

- К кому первому обратился за помощью Филька, когда понял, что от мороза могут умереть все в деревне?

- Что является спасением для деревни? (совместный труд ее жителей).

- Как произошло примирение Фильки с конем?  ( Ребята дали коню хлеба с солью в знак примирения и извинения за злой поступок Фильки)

- Что придумал Филька, чтобы добыть воду для мельницы? (Расколоть лед на реке у мельницы, пока не покажется вода)

От чего помер мужик в истории, рассказанной бабкой? (От охлаждения сердца).

- Почему? Каким он был? (Злым, крикливым).

- Как вы понимаете выражение «охлаждение сердца»?

- Как старая сорока помогла Фильке? (Позвала теплый ветер)

- Кто еще помог Фильке исправить свою вину? (жители деревни, ребята, сорока).

- Как изменился ли Филька в конце сказки?

Приложение 3.

Карточки для составления характеристик главных героев.

Работа в группах.  Основные правила работы в группе: чётко формулировать свои мысли; высказывать свою точку зрения; не перебивать друг друга; активно участвовать в обсуждении; высказывания подтверждать текстом.

1 группа Филька.

– Кто такой Филька, дайте ему характеристику.

Филька - мальчик, который проживает со своей бабушкой, он невежа, эгоист, по прозвищу «Ну тебя!»,  молчаливый, недоверчивый, отвечал сердитым басом… Бабка выговаривала ему за грубость, он же отворачивался и что-то бормотал. Филька совершает зло - прогоняет со двора коня, просившего у него хлеба. Из-за такого проступка всю округу сковывает лютый мороз. После чего мальчик раскаивается и старается исправить свою вину.  Ночью слез с печи, запахнул тулупчик, выскочил и побежал; плача, рассказал Панкрату, как он обидел коня.      Принял решение:  «Соберу со всей деревни ребят, будем лёд у лотка около мельницы рубить… Будет и мука, и вода, и всеобщее спасение…

Филька помирился с конем: разломил буханку, посолил хлеб и протянул коню. Филька понял и исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный  человек, у него хватило сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил. 

2 группа  Бабушка Фильки

- Прочитайте легенду, рассказанную бабушкой.

- Какой была бабушка?

Добрая, мудрая, хотела помочь Фильке исправить ошибку. Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и  направила Фильку к мельнику Панкрату.

3  группа  Мельник Панкрат.

– Кто такой мельник Панкрат и чем он помог Фильке?

Панкрат был скорый на работу, сердитый старик; ребята считали его колдуном. …мучная пыль навеки въелась в Панкрата; из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника;     Панкрат вылечил коня,… починил мельницу и собирался молоть зерно.

     Дед Панкрат был мудрым, …он старик хитрый, учёный… Заставил мальчика думать и придумать, как освободить воду из-подо льда, заставить  работать мельницу, спасти людей от голода. Посоветовал Фильке:   «Изобрести спасение от стужи, тогда перед людьми не будет твоей вины; и перед раненой лошадью тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит…

  Сказал коню:  …Филька не злой человек. Зачем его обижать? Бери хлеб, мирись!

4 группа  Конь Мальчик.

– Расскажите историю появления раненого коня в деревне?

– Какова его жизнь?

Раненый в ногу вороной конь, его взял мельник Панкрат.   …общественный, ничей конь, пострадал от врага.

Конь остался при мельнице терпеливо возил глину, навоз и жерди – помогал чинить плотину; … начал ходить по дворам, побираться; постоит, пофыркает, постучит мордой о калитку, и, глядишь, вынесут ему свекольной ботвы или чёрствого хлеба, или даже сладкую морковку.

    Раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке; переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу; Филька наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой» …слеза скатилась су коня с глаз, конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом и тотчас завыл ветер… ; … в сарае заржал и забил копытом раненый конь…

    … Конь вышел, вытянул голову, заржал…, но хлеба не взял, начал медленно перебирать ногами, попятился…

      Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и, наконец, взял хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку…Конь жевал хлеб, фыркал… положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.