Научный педагогический журнал
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

THE USE OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN THE PROJECT AND RESEARCH WORK OF PRIMARY SCHOOL PUPILS IN THE FIELD OF SOCIAL PARTNERSHIP

Sadovnikova O.S. 1
1 Municipal budgetary educational Institution gymnasium No. 7, Chekhov
The article is dedicated to the usage of wide range of opportunities when it comes to integrating multimedia educational technologies in the research work of primary school pupils for the sake of solving current issues independently while working on an educational project, a creative approach to the local history exploration, and the cohesion of intersubject bonds in the learning process. The represented clear-cut methodological guidance is aimed at engaging students in the research process of studying their native region in relation with social partnership, creating the eventual multimedia product developed by the project participants for figuring out the set task. The author comes to the conclusion that it is extremely vital to use multimedia educational technologies in modern schools in order to boost motivation as well as young pupils’ creativity, to acquire a steady desire to learn their homeland and to strive for self-development and self-improvement. Pupils gain an invaluable experience of being completely involved in the theme of their research, get the opportunity to use a great variety of original sources, a diversity of forms for presenting the results of their project work both to the general public of the Internet users and mass media. Thanks to the interactivity and integration of visual information, new opportunities in teaching methods and approaches, in the knowledge acquiring and its expanding, multimedia technologies become an integral part of school education.
development concept
social partnership
continuing education
multimedia technologies
video clip
motivation
self-control
self-improvement
integration
interactivity

Современное общество требует от школы подготовки социально активной творческой личности, способной принимать решения в нестандартных ситуациях, действовать быстро, грамотно, продуктивно. В новых экономических условиях успешно адаптируется выпускник, творчески относящийся к делу, обладающий развитым техническим мышлением.

Именно поэтому возникла потребность в разработке научно-обоснованной Концепции развития нашей гимназии. Основная цель, реализуемой Концепции «Молодое поколение в современном деловом мире», - создание средствами образования условий для обучения, воспитания и развития школьников, имеющих качества образованного, целеустремленного, культурного и делового молодого человека, финансово грамотного, со знанием основ экономики и предпринимательства, умеющего достойно организовать свою жизнь и достичь успеха в профессиональной сфере.

Гимназия с 2004 работает в системе социального партнерства и имеет широкие связи с различными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования: Московским государственным юридическим университетом МФЮА, Финансовым университетом при Правительстве РФ, Московским государственным областным университетом и организациями, поддерживающими научную и творческую инициативу молодежи: Общероссийской общественной организацией «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция», Московским областным отделением Русского географического общества, Московским издательским домом «Первое сентября», учреждениями культуры и спорта городского округа Чехов.

Осуществление качественного непрерывного образования невозможно без построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, которые могут быть реализованы в проектно- исследовательской деятельности и на основе использования средств информационных технологий.

Применение мультимедийных образовательных технологий создаёт возможность для организации эффективного дистанционного процесса обучения, самостоятельного решения актуальных проблем в работе над учебным проектом, творческого подхода к изучаемому предмету. Результатом работы над проектом является создание мультимедийного конечного продукта, который участники проекта разрабатывают для решения поставленных задач. Ещё одной из причин внедрения данных технологий является непосредственная работа с информацией различного характера: текстовой, звуковой, визуальной.

Как известно, прошлый год стал значимым для всех, кто любит литературу, ознаменован юбилеем, 160 лет со дня рождения А.П. Чехова. Наш город носит имя Чехова. Очень важно, чтобы дети и взрослые, живущие в этом месте понимали, за что весь мир называет А.П. Чехова гордостью России. Чехов не только знаменитый писатель, общественный деятель, но и необыкновенно творческий человек. Он сочинил более 500 произведений, которые переведены на 100 языков, написал около 4 с половиной тысяч писем. Многие произведения созданы в Мелихово, усадьбе Чехова близ старой Лопасни (ныне г. Чехов), где писатель провел 7 замечательных лет.

Проблема формирования интереса к истории родного края младших школьников обусловлена потребностью общества в воспитании человека, способного осознавать многообразие и сложность социальных и природных ситуаций, готового адекватно реагировать на изменения в жизни. Для того чтобы научить детей и взрослых городиться природным и культурным богатством Отчизны, нужно знать свой родной край, его историю, культуру, людей. Для создания проекта о ценности наследия писателя совместно с родителями была разработана программа мероприятий [1] по вовлечению обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность в рамках социального партнерства с Государственным музеем-заповедником А.П. Чехова «Мелихово».

Учитывая возрастные особенности младших школьников, образовательная деятельность предполагала, как изучение теоретического материала, так и тематические уроки с сотрудниками музея, обзорные экскурсии, интерактивные занятия, мастер-классы, что поддерживало устойчивый интерес учащихся и познавательное отношение к краеведческому материалу.

Программа мероприятий социального партнёрства

с Государственным музеем-заповедником А.П. Чехова «Мелихово»

Форма

Тема

Обзорные экскурсии

1) изучение экспозиций и архитектурных сооружений музея–заповедника А.П. Чехова «Мелихово»;

2) путешествие по окрестностям села «Мелихово;

3) экскурсия в музей Писем, Почтово-телеграфное отделение станции Лопасня;

4) «А.П. Чехов – врач», посещение «Амбулатории» музея–заповедника А.П. Чехова «Мелихово».

Уроки с сотрудниками музея

1) урок литературного чтения «Викторина по произведениям А.П. Чехова», музей Писем, филиал музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово»;

2) урок окружающего мира по теме «Птицы- наши друзья» в усадьбе А.П. Чехова «Мелихово»;

3) урок окружающего мира по теме «Метеопост. Наблюдение за погодой»;

4) урок литературного чтения по теме «Изучаем творчество великого писателя», музей–заповедник А.П. Чехова «Мелихово»;

5) урок окружающего мира по теме «Лесная птица –дятел».

Интерактивные занятия

1) «Бал в дворянской усадьбе» в музее-усадьбе «Лопасня-Зачатьевское", (филиал музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово»);

2) «Путешествие открытки», музей-усадьба «Лопасня-Зачатьевское" (филиал музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово»);

3) «Метеопост – традиции метеонаблюдений в усадьбе»; знакомство с приборами для определения количества осадков, направления ветра, влажности.

Мастер-классы

1) «Дети, в школу собирайтесь!»; уроки грамматики и арифметики в Земской школе;

2) интерактивная экспозиция «Кухня писателя», как работал писатель Чехов, творческое сочинение собственного рассказа по-чеховски;

3) познавательная игра «Путешествуем вместе с А.П Чеховым», создание собственных игр.

Развлекательные программы

1) «Веселись, честной народ», празднование Масленицы в усадьбе;

2) «Встреча Нового года», новогодние традиции в семье Чеховых;

3) знакомство с школой театрального искусства Мелиховского театра «Чеховская студия», просмотр спектакля «Чижик-пыжик, где ты был»?»

Волонтерская деятельность

Участие в ежегодных акциях «Музеи-детям».

1. Программа мероприятий.

Как известно, реализация любого проекта начинается с планирования действий и определения вида конечного конкретного продукта. Поэтому в этом году было решено отойти от привычной формы презентации выполненной работы, возникла идея реализовать проект в форме коротких передач об А.П. Чехове. Интересно посмотреть небольшие видеофильмы, рассказывающие об удивительных фактах из жизни великого писателя. Достаточно указать на ту реальность, что примерно 90% современных детей уже к 2 годам умеют пользоваться планшетами, а каждый пятый имеет личный гаджет в 3-4 года. А недавнее официальное исследование показало, что детские ролики на канале ЮТЬЮБ занимают первые строчки всех рейтингов.

«Меня будут помнить от силы лет семь, семь с половиной, а потом забудут», - писал Чехов в своем письме брату. В начале работы над проектом было проведено анкетирование, в опросе приняли участие 82 человека, возраст 8-10 лет.

Вопросы для анкетирования:

1) назовите одно произведение А.П. Чехова;

2) вспомните крылатую фразу писателя, известную вам;

3) как звали отца А.П. Чехова;

4) в каком месяце родился великий писатель;

5) как называется усадьба А.П. Чехова, которая находится рядом с городом Чехов.

Результаты представлены на диаграмме в процентах [2] .100% правильных ответов нет ни на один вопрос, это послужило стимулом к изучению наследия великого писателя и врача. Тема проекта стала актуальной и общественно значимой для гимназистов, жителей городского округа Чехов.

 
 

Диаграмма 2. Что вы знаете о Чехове?

Название проекта: «А.П. Чехов с нами - навсегда!»

Цель: разработать сценарий цикла коротких передач о писателе и снять видеоролики в Государственном музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово».

Цикл передач мы составили по плану:

• Антон Павлович Чехов. Интервью с сотрудником музея «Мелихово».

• Детские увлечения Антона Павловича. Завтраки.

• Чехов и медицина. Любимое блюдо Чехова.

• Этикет за столом в чеховское время. Обед в доме писателя.

• Земская школа. Новогодняя традиция в доме писателя.

Работа над сценарием для каждой передачи началась со сбора материала, поиска интересных фактов из жизни писателя, его увлечениях. Было решено остановиться на формате, сочетающим в себе портретно-личностную зарисовку, интервью и ток-шоу. При этом каждая из программ должна была включать дегустацию блюда из книги рецептов мамы писателя, Евгении Яковлевны, ведь хлебосольство и радушие, с которым Чеховы принимали гостей, отмечали все, кто когда-либо приходил или приезжал к этой удивительной семье. Кухня, кстати, интересовала Чехова всегда, в семье писателя особое внимание уделяли еде. «Кто не придает должного значения питанию, не может считаться по-настоящему интеллигентным человеком», - это говорил сам Антон Павлович.

Первая программа - интервью с сотрудником музея об усадьбе, которую писатель приобрел в 1892 году. Здесь прожил всего 7 лет, однако его знаменитые «Чайка», «Дядя Ваня», «Палата №6» написаны именно в Мелихово. Только после приобретения усадьбы Чехов по-настоящему занялся врачебной деятельностью.

Вторую программу ученики запомнили особенно: она вводила в мир детских увлечений писателя. По воспоминаниям, маленький Антоша в играх был горазд на выдумки, а развлечения того времени несомненно отличались от современных. Это были и ловля тарантулов, и запускание воздушных шаров, и охота на щеглов во дворе дома. А как он любил рыбалку, даже изобретал специальные поплавки, изображающие человечков, у которых руки поднимались и опускались во время поклевки, что указывало, какого размера рыба попалась на крючок. Оказывается, А.П. Чехов был в детстве, как и все дети, любознательным, шаловливым, находчивым.

Третья программа рассказывала о традициях обеда в семье писателя, какие любимые блюда подавали к столу, как проводили время после обеда. Наверное, немногие знают, что любимым блюдом Антона Чехова были караси в сметане. Их писатель ел с удовольствием и даже упоминал во многих своих произведениях. Попробовали испечь и знаменитые блины пшеничные со взбитыми сливками, приготовленные по особому рецепту, которые ели Чеховы на Масленицу всегда в одно и то же время, в 9 утра. К юбилею писателя был создан информационный буклет с рецептами любимых блюд.

В четвёртой программе представлен материал о врачебной практике писателя. В усадьбе на протяжении семи лет Антон Павлович практически ежедневно принимал по нескольку больных, лечил их бесплатно. Приходили, привозили больных в телегах и далеко увозили самого писателя к больным. С самого раннего утра перед его домом уже стояли женщины, дети и ждали от него врачебной помощи. Он выходил, диагностировал, выслушивал и никого не отпускал без лекарства. В процессе работы учащимися была составлена и выпущена брошюра с уникальными рецептами врача.

Пятая программа знакомит с земской школой, которую открыл А.П. Чехов на территории усадьбы для крестьянских детей. Сколько было восторга у современных гимназистов, когда они сами попробовали мелом на индивидуальных деревянных дощечках записать решение задачи, а на переменке поиграть в весёлую познавательную игру «Почтальон». А домашних заданий, тогда не задавали, ведь ребятам нужно было в первую очередь родителям по хозяйству помогать.

В результате работы над проектом получилось 5 мини-программ. За первые 6 часов после размещения в Инстаграм «Чехов Сегодня» первый ролик набрал 1600 просмотров. Известное чеховское информагентство «Чехов Сегодня» поддержали идею, проект привлек внимание Портала Туристический Чехов. Программы с видеороликами размещены на сайте музея - усадьба Мелихово, их с интересом смотрят дети дошкольного возраста, школьного и, конечно, взрослые.

Продолжением работы по изучению культурного и исторического наследия родного края стало создание собственной настольной игры «Жизнь великих людей. А.П. Чехов», которую четвероклассники разработали на основе полученных знаний о жизни и творчестве писателя. Материал игры рассчитан преимущественно на обучающихся начальных классов, но в ходе апробации был интересен обучающимся 5 и 6 классов.

Цель: систематизировать и расширить знания обучающихся о вкладе А.П. Чехова в развитие Лопасненского края.

Игровое поле разбито на 5 секторов по темам: «Мудрые мысли», «Биография писателя», «Литературная мастерская», «Любопытно знать», «Вопросы от одноклассников». К каждому вопросу предлагаются четыре варианта ответов, один из которых правильный. Большинством голосов решили, что выигрывает тот, кто набирает большее количество баллов. Для того чтобы расширить количество участников, создана виртуальная версия игры в формате веб-квеста с использованием ресурсов сети Интернет. Познавательный квест «Жизнь великих людей. А.П. Чехов» построен по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут. По итогам прохождения заданий участники награждаются дипломами и сертификатами.

Данный веб-квест обладает особой ценностью, позволяет создавать исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность на основе сотрудничества и предоставляет возможность поиска дополнительной информации по теме. Особую значимость эта работа обрела во время дистанционного обучения.

Краеведческие проекты характеризуются оригинальностью идей, творческим подходом к исследованию, использованием широкого спектра первоисточников. У обучающихся появились возможности для изучения материалов, выходящих за пределы учебной программы, используя наиболее полную информацию как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), из сети Интернет, так и бесценную информацию, полученную от сотрудников музея-заповедника «Мелихово». Материалы могут быть представлены в качестве демонстрационно-обучающего учебного материала в урочной и внеурочной деятельности, помогут обучающимся других школ узнать новое о писателе А.П. Чехове.

Изучение краеведения формирует у школьников устойчивое желание изучать традиции и обычаи малой родины, познавать свои корни, сохранять и преумножать историческое и культурное наследие своего края, обогащает знаниям и практическими умениями. Как показала практика, данная форма реализации учебных проектов заслуживает особого внимания в мире современных образовательных технологий. Обучающиеся получили бесценный опыт полного интерактивного погружения в тему, смогли глубоко изучить различные аспекты жизни А.П. Чехова, рассказать их широкому кругу пользователей Инстаграма, Ютьюба, ВКонтакте.

Мультимедийные проекты вызывают повышенный интерес у школьников, способствуют развитию творческого мышления, воображения, фантазии, познавательной активности, расширяют кругозор, формируют стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Благодаря интерактивности и интеграции наглядной информации, новым возможностям в методике образования, в освоении знаний и их усовершенствовании мультимедийные технологии становятся неотъемлемой частью обучения в школе.