Реалии современной жизни ставят все более высокие требования в отношении интеллектуального и социального развития личности. На сегодняшний день, ключевыми факторами для всестороннего личностного развития являются ее внутренняя активность, способность к саморазвитию и освоению различных компетенций. Развитие общества оказывает непосредственное влияние на появление и развитие инновационных образовательных технологий. Учитывая это, перед учителями начальной школы в рамках реализации ФГОС стоит непростая задача по формированию у детей компетенций различного рода, а также, умений ставить цели и решать задачи по их достижению и применять знания на практике.
Творчески работающий учитель понимает, что без современных образовательных технологий не выстроить личностно-ориентированный образовательный процесс [1].
Для педагогов особенно актуальным является инновационный поиск современных подходов к обучению, в системе которых важно ориентироваться на традиционные для обучающего процесса деятельность, групповой характер, игровой аспект, ролевое участие, ориентированность на практику, проблему или рефлексию как основу обучения. Необходимо также применять инновационные технологии, отвечающие запросам современного образовательного процесса.
Инновационное обучение определяется как особый тип овладения знаниями, как продукт сознательной, целенаправленной, научно обоснованной деятельности в учебно-образовательном процессе.
Инновационное обучение - это обучение, стимулирующее инновационные изменения в существующей культуре и социальной среде, выступающее в качестве активного отклика на проявляющиеся проблемные ситуации, как перед отдельным человеком, так и перед обществом.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
- формирование личностных качеств учащихся;
- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
- развитие различных типов мышления;
Данными целями определяются задачи инновационного обучения:
- оптимизация учебно-воспитательного процесса;
- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
- включение учащихся в креативную деятельность;
- тщательный отбор материала и способов его подачи.
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество);
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
Инновационные технологии - это принципиально новые способы, методы взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности [2].
Используя инновационную образовательную технологию, педагог уже не транслирует предметное знание, а передаёт широкий спектр компетенций, открывая в ученике умение, применить практически компетенции, используя опыт и решая разнообразные задачи.
Обучение и его технологичность подразумевает как ключевое условие построение учебного процесса по определенным закономерностям. В инновационных педагогических технологиях решения конкретизированы, нацелены на определённые учебные задачи, применяют эффективную и быструю обратную связь.
Говоря об атрибутах технологии обучения, проявляющих характер приоритетных, перечислим: соответствие таким условиям как научность и системность, эффективность и управляемость.
Используя инновационные педагогические технологии, педагог предопределяет собственную деятельность и осовременивает учебный процесс. Технология важна в большей мере, чем освоение корректности применения, так как в таком случае конкретно указана цель для педагога, занятия и материалы готовятся тщательно и скрупулезно, итоги поддаются объективной оценке, что позволяет провести коррекцию обучающего процесса [3].
Сегодня образовательные технологии сталкиваются с такой проблемой как отсутствие четко обозначенных критериев, дающих возможность отсечь привычный педагогический стандарт от учебно-воспитательной инновации, актуализировать и применить решения, которые создадут наиболее ощутимый стимул для развития ученика как самостоятельно мыслящего последователя в поведении инновационных паттернов. Это позволит не нарушить актуальный для современного образования целевой ракурс тренда сегодняшнего образования. Образовательный процесс требует внедрить современные образовательные технологии в повседневную практику российских педагогов начальной школы. Изучение вопроса показало, что для современного учителя наиболее результативным является метод проектов.
Применяя на уроках проектную деятельность, педагог направляет школьников, задавая выполнение учебно-познавательных действий в той сфере, где они получат результат, разрешая актуальную проблему, используя как практические, так и теоретические механизмы.
Проектная деятельность приносит педагогу внешний результат, поддающийся оценке, осознанию, прикладному применению. Однако не менее важен и внутренний результат каждого ученика, который состоит в его опыте, где в едином целом консолидируется теоретическое и практическое, ценностное и компенсационное начало.
Организуя проектную деятельность, соотносят содержание непосредственно сформулированной проблемы. Знакомство учеников с проектным заданием должно всего дать характеристику проблемной ситуации, где заложены все условия, на которых разовьется построение проектов и поиск решения. Естественно, что ученики не способны в силу возраста или дефицита времени разрешить определенные проблемы, однако проектная деятельность позволяет постигнуть их суть, прочувствовать трагизм проблемы, общественную потребность или историческую необходимость. Следовательно, практически любая проблема пригодна для построения проекта [4].
Работа над проектом позволяет создать конкретные умения в рамках проекта, обучает выполнению упорядоченного технологического действия, соблюдению целостного проектирования каждого шага ученика при выполнении проекта.
Учитель, готовый вести ученика к проектной деятельности, должен отвечать ряду одну условий:
- компетентен в сфере ведения проектов;
- овладел методом проектной деятельности;
- способен применить проект как учебное действие, используя разнообразные формы его организации;
- информирован о потенциале проектной деятельности как эффективном образовательном инструменте.
Завершая проект, важно акцентировать на его результатах, чтобы закрепить итоги в ученическом портфолио через знаковую систему, неформально фиксирующую достижения.
Проектная деятельность, подходя к рубежной оценке, имеет роль инструмента, позволяющего в отношении ученика зафиксировать:
- нарастание позитивного опыта в практике проектирования;
- соответствие задачам и целям итогового продукта проекта;
- становление инициативности и креативного начала;
- устранение проблемных и сложных для личности моментов, которые подлежат самостоятельному разрешению;
- рекомендовать выход из сложных и неоднозначно решаемых задач образовательного процесса [4].
Умение формируется в том случае, если ученики действуют как индивидуально, так и совместно, консолидируя усилия и действия между собой и педагогом. Если учитель организовал в ходе проекта разнообразность взаимодействия, ученик выступает в роли активного субъекта, осваивающего умения и знания, тогда как его совместная работа позволяет эффективно и целостно оценивать условия и задачу, собственные компетенции или действия других субъектов образовательного процесса, решающих проект.
Разберем подробнее, как проектная деятельность способствует формированию универсальных учебных действий и развитию компетенций.
- Формирование целеполагания. Ученики учатся под руководством учителя ставить цель на этапе запуска проекта и, удерживая ее на протяжении всего периода работы, достигать необходимого результата.
- Развитие способности к планированию. После постановки цели, дети учатся составлять план своей работы, определяют необходимое время на выполнение работы и показа результатов. Кроме того, дети учатся правильно распределить обязанности между всеми участниками, работая в команде.
- Формирование способности к прогнозированию. Дети учатся прогнозировать результаты своей деятельности, представлять продукт работы учеников над проектом (Что составит цель поиска, изобретения, познания? На что будет похож созданный результат?), выбирая различные способы решения проблемы проекта.
- Формирование действия контроля. По завершению своей работы, учащиеся получают готовый продукт и могут самостоятельно проверить правильность его выполнения в соответствии с целями и задачами. Таким образом, у школьников формируется умение контролировать и оценивать свои действия и действия своих товарищей в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Формирование действия коррекции. Увидев ошибки или недочеты в своей работе, ученик может внести изменения на любом этапе реализации проекта.
- Развитие способности к оценке. Оценивание работы представляет собой умение, через которое ошибки воспринимаются через рефлексивную оценку. Так, например, с помощью схем, подготовленного списка вопросов учащиеся оценивают свою работу и работу своих товарищей, анализируют и вносят необходимые изменения в свои работы. В проектной деятельности дети оценивают не только готовый продукт, но и ее процесс, что помогает понять причины своих успехов и трудностей, способствует прогрессу пошагового самоконтроля. В ходе самооценки после презентации своей работы члены проектной группы могут обсудить: уровень и динамику изменения знаний в ходе проекта по предмету и их соответствие требованиям проектной работы; соответствие работ определенным требованиям; достижения и затруднения в работе; что осталось сделать. Для оценки можно использовать опросники, анкеты, оценочные листы, дневник рефлексивной самооценки и др. В ходе данной работы дети учатся правильно, критично оценивать результаты своей и чужой работы [1].
- Развитие саморегуляции. Проектная деятельность требует от ученика большого терпения. Для исправления ошибок, поиска новых способов решения проблемы ученику необходимо приложить волевые качества. При общении с товарищами по заданию детям нужен самоконтроль, так как в процессе выполнения проекта у учащихся могут быть разные мнения. Дети учатся находить верное решение, не создавая конфликтов, выходить из конфликтной ситуации, учатся сотрудничать как со взрослыми, таки со сверстниками.
Резюмируем, что роль проектной деятельности как инновационной технологии в системе современных подходов к обучению является первостепенной из-за соответствия духу времени и явного проявления приоритетности данного тренда для образовательного процесса.
Для педагогов проектная деятельность является особо значимой:
- направлена на реальные действия, в которых ребёнок раскрывает деятельностное начало, взаимодействуя с окружающим миром и приобретая жизненный опыт;
- подчёркивает значимость ребенка как субъекта, но не объекта для педагога;
- рассматривает интересы и потребности ребёнка, учитывая возраст и индивидуальность, даёт стимул к самостоятельности, превалирующей в детском сознании;
- направляет педагогический процесс вне мира, в котором существует образовательное учреждение, акцентируя внимание ребенка на связи знаний с природой, обществом, производством [5].
Ключевые компетенции невозможно выстроить, не опираясь на базу реальных знаний, который дает жизнь. Только живые проблемы, возникающие в естественной жизненной ситуации, позволяют в процессе проектной деятельности привлечь ребенка к исследованию, развить умение мыслить продуктивно, использовать и эвристику, начиная научный эксперимент, подвергнуться воспитательному воздействию и начать самовоспитательный процесс, войти в коммуникацию и приступить к продуктивному сотрудничеству. Учебный процесс позиционирует проектную деятельность с авторской точки зрения, из-за чего личность всегда обладает собственной позицией, а в проектировании присутствует явно выраженный социальный компонент.
Исходя из сказанного выше, приходим к умозаключению, что проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению в начальной школе сближает практическое начало и обучающий процесс, из-за чего ученик даже на стадии школы начинает подготовку к интеграции в профессиональную сферу. Данное обстоятельство является сильной стороной, которая отсутствует в традиционных методах обучения, где ученики длительно накапливают знания, но нередко утрачивают их, прежде чем включиться в работу как самостоятельное специалисты.
Готовя проект, учащиеся вынуждены без посторонней помощи наметить цель, провести поиск, сформировать базу данных, что позволяет освоить новые знания творчески, креативно, по сродному ребёнку алгоритму.
Сегодня образовательный процесс, отвечая на запрос общества модернизировать выпускника образовательного учреждения любого уровня, активно применяет инновации. Среди подобных новшеств как уникальная зарекомендовала себя проектная деятельность, её использование следует проводить так, чтобы не нарушить создавшуюся гармонию образовательного процесса, уравновешивая разнообразными, как традиционными, так и классическими методами, формами, технологиями указанное новшество. Участвуя в проектной деятельности, обучающийся обретает навык мыслить самостоятельно, перенимает паттерны инновационного поведения, формируясь именно как такой профессионал, над созданием которого по запросу сегодняшнего общества работает вся современная сфера российского образования.