Научный педагогический журнал
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

USING REMOTE TECHNOLOGIES TO PREPARE FOR THE OGE AND EGE

Kuzubova I.I. 1, 2 Milostivaya N.Y. 1 Khosroeva E.Y. 3
1 MBOU SOSH №6, Vladikavkaz
2 The North Ossetian state pedagogical University
3 GBPOU "Vladikavkaz trade and economic college", Vladikavkaz
In this article, the authors reveal the features of preparing students of schools and vocational schools for the state final certification. The article identifies the conditions that contribute to improving the effectiveness of preparation for the OGE and EGE, reveals the essence of distance education as a specific form of education in modern educational organizations in the aggregate of its principles, forms of work with students. The authors note both the features of distance learning and its advantages. The author substantiates the idea that self-training of students plays an important role in the system of preparation for final exams. This article explains the use of a large number of online tests, media materials, workshops, and educational sites. This contributes to a deeper immersion in the subject being studied. This direction of distance learning is also supplemented by the consideration of interaction between graduates and teachers at a distance using information technologies. As a result, four educational platforms ("YaKlass", ZOOM, "Yurayt", "Uchi.ru") are identified and characterized, which are aimed at forming a complex of knowledge, skills, abilities, and qualities for graduates to successfully perform tasks of control measuring materials in exams. In the final part of the article, the authors pay attention to the wide tools provided for the creation and verification of students' work.
distance education
distance technologies
educational platform
preparation for final certification

1. Введение

Стремительное развитие дистанционного образования вызвано многими причинами: желанием освоить новые программы, пройти курсы, хорошо подготовиться к итоговой аттестации. К тому же настали времена конкуренции: востребованы обучающиеся, с удовольствием осваивающие новые инструменты и технологии, способные получить информацию в короткие сроки, отработать на практике теоретический материал, полученный на уроке. Во время дистанционного обучения обучающийся занимается самостоятельно по разработанной программе, просматривает записи вебинаров, выполняет домашние задания, знакомится с демонстрационными материалами контрольных измерительных материалов, решает тесты, получает консультации учителя и периодически отдает ему на проверку свои работы [4].

По мнению Е.С. Полат, «дистанционное обучение – это специфичная форма обучения, поскольку она предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем, она может и должна выходить за рамки базового образования, включая дополнительное образование и все, что с этим связано» [3].

Стоит отметить, что дистанционное обучение помогает обучающимся взаимодействовать с учителями на расстоянии с помощью информационных технологий [1], а также имеет некоторые преимущества, на которых мы остановимся.

  1. Обучающийся может самостоятельно выбирать время выполнения заданий. Отчёт о проделанной работе он может отправить как в общем чате, так в и закрытом разделе сайта.
  2. Обучение может происходить в любом месте.
  3. Возможности для обмена информацией между учащимися того или иного класса, поскольку чаще всего при организации дистанционного учебного процесса создается общий чат или другое пространство для общения между учащимися.

Кроме того, дистанционное обучение даёт возможность получить образование детям с ограниченными физическими способностями.

Но также стоит обратить внимание на недостатки дистанционного обучения:

  1. Плохое качество связи или отсутствие интернета.
  2. Перенасыщенность информацией.
  3. Недостаток живого общения.
  4. Неумение самостоятельно организовать учебный процесс.

Учителям и преподавателям легче следить за успехами каждого ученика. Потому что образовательные платформы предлагают для этого удобные тесты и статистику. Важно, чтобы каждый учитель использовал различные методы удерживания внимания учеников.

Таким образом, дистанционное обучение позволяет добиться высокой эффективности при условии, что обучающийся умеет работать с информацией, умеет себя организовать для работы с презентациями, видео, использует возможность многократно пересматривать урок.

Однако многим обучающимся может не хватать личного контакта с учителем и другими учениками. Чтобы разобраться с материалами и заданиям во время дистанционного обучения, потребуется больше времени, самостоятельности и желания.

2. Цель исследования

В данной работе рассматривается способ подготовки к итоговой аттестации – использование ресурсов различных образовательных платформ. Для эффективной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Подготовленность к итоговой аттестации понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять задания контрольных измерительных материалов на экзаменах.

При подготовке к государственной итоговой аттестации обучающиеся используют образовательные платформы, где имеется большое количество онлайн-тестов, медиаматериалов, практикумов, а также образовательные сайты: www.fipi.ru, www.ege.edu.ru, www.obrnadzor.gov.ru и другие. Ребята выполняют задания и сразу получают оценку «независимого» эксперта. Преимущество компьютерного тестирования неоспоримо: тестовые программы позволяют оценить результат работы, дать объективную оценку знаний и умений, точно определить темы, в которых наблюдаются пробелы в знаниях.

3. Анализ ресурсов образовательных платформ: применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В связи с массовым переходом российских школ, колледжей, техникумов в период пандемии на онлайн-обучение хочется обратить внимание на особенности и преимущества использования некоторых платформ в образовательном процессе.

«ЯКласс» – одна из первых электронных образовательных платформ. Регистрация на образовательной платформе «ЯКласс» проста и удобна. Огромное количество возможностей у педагога: от использования готовых заданий до создания учебных курсов с доступным и гибким функционалом. Здесь можно использовать блок по созданию учебных предметов и различных проверочных работ. Функция выдачи и проверки заданий хорошо продумана. Также обращает на себя внимание возможность создавать пояснения и подсказки для правильного выполнения проверочных работ. Вызывают интерес обучающихся рубрики: «ЯКлассный тест», «ВЗЛ: Вопросы замечательных людей». В одном из вопросов «Назовите произведения русских авторов» необходимо отметить все названия произведений Ф. Достоевского, которые изображены на картинке [2]. Презентация раздела «Проверочные работы» пошагово знакомит с управлением «проверочными, тестовыми и домашними работами – в едином разделе». Тренажёры для тематической подготовки к ОГЭ и ЕГЭ доступны в разделе «Как подготовиться к экзаменам с ЯКласс». Преподаватель через личный кабинет может узнать, сколько заданий на данный момент выполнили ученики, какие задания и темы вызывали наибольшие затруднения.

Для учителей довольно часто проводятся вебинары: «Цифровые ресурсы в работе учителя информатики: система программирования КуМир и сайт «ЯКласс», Вебинар «Подготовка к ЕГЭ с ЯКласс», «ЕГЭ по русскому 2020: советы от эксперта». Это способствует личностному росту учителя, развитию его компетенций.

Платформа Zoom позволяет проводить качественные видео- и аудиоуроки, используя удалённую конференцсвязь. Для проведения онлайн-занятий необходимо обучающимся отправить ссылку. Данная программа поддерживает различные мобильные платформы, поэтому зайти на конференцию можно и с компьютера, и с мобильного телефона. Организатор мероприятия может демонстрировать рабочий стол, поэтому материалы, созданные преподавателем, позволяют более глубоко осветить какой-либо теоретический вопрос, помогают обучающимся вникнуть детально в процесс повторения. Возможность вести переписку в приватном чате позволяет общаться с каждым учеником в отдельности и обращать внимание на вопросы, сложные для понимания конкретного обучающегося, т.е. индивидуализировать образовательный процесс [2]. Например, при выполнении задания №9 ЕГЭ по русскому языку на правописание безударных гласных в корне обучающихся можно разбить на три группы. Первая группа получит материал, проверяющий знание орфограммы «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». Вторая группа будет работать с материалом «Написание безударных гласных в корне слова, которые не могут быть проверены ударением». Третья группа будет выполнять задания, направленные на знание орфограммы о правописании корней с чередованием гласных. Затем обучающиеся выполняют задания других групп. При проверке учитель может общаться в приватном чате.

Если урок был пропущен, его можно посмотреть в записи в любое удобное время. Бесплатная версия рассчитана на 40 минут.

Образовательная платформа «Юрайт» – электронная библиотека и интернет-магазин образовательной литературы, где собран материал высокого уровня. Но не только сайтом электронной библиотеки для преподавателей, обучающихся школ, а также студентов интересна платформа. В разделе «Школа преподавателей» можно пройти курс вебинаров, обязательно получить сертификат и доступ к методической литературе. В разделе «Юрайт. Академия» преподавателям будут интересны онлайн-курсы, посвященные актуальным вопросам дистанционного образования в колледжах. Различные тесты и практикумы по предметам с максимальной эффективностью помогут подготовиться к контролю в онлайн-формате. В разделе «Гибкий курс» можно создать курс подготовки к ЕГЭ. Программа сама предложит каталог учебников. Для выполнения задания № 4 ЕГЭ по русскому языку необходимо выбрать интересующий учебник, например: «Современный русский язык в 3 т. Том 1. Фонетика. Орфография. Лексикология. Словообразование». В главе «Орфоэпия» можно найти теорию подготовки к вопросу, затем решить практикум: выполнить задания для размышления, задания для самостоятельной работы, познакомиться со списком дополнительной литературы [2].

В педагогической деятельности подготовки к заданиям № 23-24 ЕГЭ по истории преподавателю может понадобиться «История отечественного государства и права. Учебник и практикум для СПО (Калина В. Ф., Курскова Г. Ю.)». В качестве ключевых преимуществ платформы можно назвать возможность работать с глоссарием, отвечать на вопросы и задания для самоконтроля, выполнять практические задания и решать тесты. В процессе подготовки к занятиям преподавателя, очевидно, заинтересуют функции: «Выделить для цитат», «Создать закладку» [2].

Интерактивная образовательная платформа «Учи.ру» позволяет индивидуализировать процесс подготовки к итоговой аттестации в школах. Занятия, доступные для всех педагогов, учащихся, родителей, проходят бесплатно. Учитель может заранее ознакомиться со всеми интерактивными заданиями по предметам. Платформа «Учи.ру» учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок. Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности. В школе работать с платформой «Учи. ру» можно как на уроках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, так и во внеурочное время. При этом учитель может видеть в личном кабинете результаты обучающихся и время, затраченное на выполнение задания. Это позволяет увидеть пробелы в знаниях учащихся, вовремя устранить их и подготовить учеников к итоговой аттестации. Например, для тренировки выполнения заданий № 12, 14, 22, 23, 25 обучающемуся можно рекомендовать участие в «Олимпиаде Учи.ру по программированию» [2]. Данная олимпиада включает в себя задачи, развивающие алгоритмическое мышление. Выполняя задания, ученик научится искать наиболее рациональное решение, систематизировать информацию, раскладывать задачу на элементы и выявлять среди них ключевые.

Заключение

При тематическом предэкзаменационном обобщении учителю требуется систематически повторять с обучающимися решение заданий ОГЭ или ЕГЭ. Но время урока ограничено. Поэтому следует использовать любую возможность для организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся. На приведённых выше образовательных платформах учителю предоставлены широкие инструменты для создания и проверки работ обучающихся.