Одной из проблемных задач школьного литературного образования является обучение учащихся анализу поэтических произведений. Элективный курс «Учимся понимать поэзию» включает разные формы работы с поэтическим текстом и может варьироваться.
Цель программы – развитие у учащихся эстетических чувств, приобщение к красоте поэтического слова и понимание поэтического текста.
Задачи программы: обучать учащихся разным методам анализа поэтического текста; расширять их кругозор, знакомить с поэтическими произведениями XIX-XX веков; развивать устную и письменную речь, ассоциативное мышление, воображение и творческие способности учащихся; «приобщать школьников к пониманию поэтического слова [1]; формировать восприятие поэтического произведения, в котором «все составляющие приобретают свойства образа» [2]; формировать восприятия поэтических текстов в единстве их формы и содержания и в эволюционном развитии.
Материал для изучения расположен хронологически, с постепенным повышением его сложности. Используется и тематический принцип: выделяется образ Родины в творчестве поэтов для формирования патриотических чувств учащихся.
При составлении элективного курса использовалось методическое пособие Софьи Каганович «Обучение анализу поэтического слова» и книга «Разговор о стихах» Ефима Эткинда.
Курс может быть изучен учащимися как в течение одного года (в 10-ом классе), так и в продолжение двух лет (в 10-11 классах), что предпочтительнее.
Календарно-тематическое планирование
10 класс
| 
 № п/п  | 
 Раздел, тема урока, количество часов.  | 
| 
 
  | 
 Введение, 4  | 
| 
 1.  | 
 Лингвистический анализ текста.  | 
| 
 2.  | 
 Литературоведческий анализ текста.  | 
| 
 3.  | 
 Сопоставительный анализ текста.  | 
| 
 4.  | 
 Составление алгоритма анализа.  | 
| 
 
  | 
 Лирика как род литературы, 6  | 
| 
 5.  | 
 Лирика как род литературы  | 
| 
 6.  | 
 Звуковые образные средства русского языка.  | 
| 
 7.  | 
 Рифма.  | 
| 
 8.  | 
 Стихотворный размер.  | 
| 
 9.  | 
 Изобразительно-выразительные средства лексики.  | 
| 
 10.  | 
 Изобразительно-выразительные средства синтаксиса.  | 
| 
 
  | 
 Поэзия 19 века, 25  | 
| 
 
  | 
 А.В. Жуковский  | 
| 
 11.  | 
 «Пейзаж души» (В. А. Жуковский. «Вечер»).  | 
| 
 
  | 
 А.С. Пушкин  | 
| 
 12.  | 
 А.С. Пушкин. «Няне»: роль детали в лирическом тексте.  | 
| 
 13.  | 
 А.С. Пушкин: светлая печаль любви.  | 
| 
 14.  | 
 А.С. Пушкин: от «вольных птиц» к «вольной вышине».  | 
| 
 15.  | 
 А.С. Пушкин: тема Дома («Дорожные жалобы», «Два чувства дивно близки нам…»).  | 
| 
 16.  | 
 Значение поэтического слова в художественном мире А.С. Пушкина.  | 
| 
 17.  | 
 Два художественных мира (А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов.).  | 
| 
 
  | 
 М. Ю. Лермонтова  | 
| 
 18.  | 
 «Одиночество и бунтарство» в поэзии М. Ю. Лермонтова.  | 
| 
 19.  | 
 «Свобода и воля» в поэзии М. Ю. Лермонтова.  | 
| 
 20.  | 
 «Я царь познанья и свободы…» (М. Ю. Лермонтов. «Демон»).  | 
| 
 21.  | 
 Поэма «Демон» - средоточие ключевых мотивов и образов творчества М.Ю. Лермонтова.  | 
| 
 
  | 
 Ф.И. Тютчев  | 
| 
 22.  | 
 Ф.И. Тютчев – певец природы («Ещё земли печален вид…»).  | 
| 
 23.  | 
 Ф.И. Тютчев – поэт-философ («Я помню время золотое…»).  | 
| 
 24.  | 
 Две судьбы – два воспоминания (И.С. Тургенев и Ф.И. Тютчев).  | 
| 
 25.  | 
 «Пылающая бездна» поэзии Ф.И. Тютчева (Стихотворение «Сны»).  | 
| 
 26.  | 
 Художественные миры Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.  | 
| 
 
  | 
 А.А. Фета  | 
| 
 27.  | 
 Гармония и красота бытия в поэзии А.А. Фета («Уснуло озеро…»).  | 
| 
 28.  | 
 Гармония и красота бытия в поэзии А.А. Фета («Шёпот, робкое дыханье…»).  | 
| 
 29.  | 
 Традиции и новаторство в поэзии А.А. Фета.  | 
| 
 30.  | 
 Музыка стиха А.А. Фета.  | 
| 
 31.  | 
 Импрессионизм поэтического языка А.А. Фета.  | 
| 
 
  | 
 Н.А. Некрасов  | 
| 
 32.  | 
 Н.А. Некрасов: романтическое двоемирие и реалистический образ.  | 
| 
 33.  | 
 Драматическое начало в лирике Н.А. Некрасова.  | 
| 
 34.  | 
 «Стиль, отвечающий теме…»  | 
| 
 35.  | 
 Движение русского поэтического слова к многозначности.  | 
Календарно-тематическое планирование
11 класс
| 
 № п/п  | 
 Раздел, тема урока, количество часов.  | 
| 
 
  | 
 Введение, 4  | 
| 
 1.  | 
 Лингвистический анализ текста.  | 
| 
 2.  | 
 Литературоведческий анализ текста.  | 
| 
 3.  | 
 Сопоставительный анализ текста.  | 
| 
 4.  | 
 Составление алгоритма анализа.  | 
| 
 
  | 
 Лирика как род литературы, 6  | 
| 
 5.  | 
 Лирика как род литературы  | 
| 
 6.  | 
 Звуковые образные средства русского языка.  | 
| 
 7.  | 
 Рифма.  | 
| 
 8.  | 
 Стихотворный размер.  | 
| 
 9.  | 
 Изобразительно-выразительные средства лексики.  | 
| 
 10.  | 
 Изобразительно-выразительные средства синтаксиса.  | 
| 
 
  | 
 Поэзия XX века, 24  | 
| 
 
  | 
 Cлово и образ в поэзии Серебряного века, 1  | 
| 
 11.  | 
 Специфика символического образа.  | 
| 
 
  | 
 К.Д. Бальмонт, 2  | 
| 
 12.  | 
 К.Д. Бальмонт. «Придорожные травы» - «классика» символизма.  | 
| 
 13.  | 
 Сопоставительный анализ стихотворений «На железной дороге» А.А. Блока» и «Придорожные травы» К.Д. Бальмонта.  | 
| 
 
  | 
 Н. С. Гумилёв, 3  | 
| 
 14.  | 
 Романтический мир Н.С. Гумилёва.  | 
| 
 15.  | 
 Образ звезды в стихотворении «Путь конквистадора».  | 
| 
 16.  | 
 Сложность образной системы в стихотворении «Заблудившийся трамвай».  | 
| 
 
  | 
 Многозначность образа Родины в творчестве русских поэтов XX века  | 
| 
 
  | 
 М.И. Цветаева, 3  | 
| 
 17.  | 
 Хронотоп образа Родины у М.И. Цветаевой («Родина»)  | 
| 
 18.  | 
 Противоречивость образа («Стихи к сыну», «Страна»).  | 
| 
 19.  | 
 Роль синтаксиса М.И. Цветаевой в интерпретации текста.  | 
| 
 
  | 
 С.А. Есенин, 2  | 
| 
 20.  | 
 Образ Родины в поэзии С.А. Есенина («Неуютная жидкая лунность…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»).  | 
| 
 21.  | 
 Звук и цвет в структуре образа Родины у С.А. Есенина.  | 
| 
 
  | 
 Н.М. Рубцов, 2  | 
| 
 22.  | 
 Гармония человека и мира в поэзии Н.М. Рубцова.  | 
| 
 23.  | 
 Многозначность образа в стихотворении «Звезда полей».  | 
| 
 
  | 
 Типология поэтики XX века  | 
| 
 
  | 
 Б.Л. Пастернак, 3  | 
| 
 24.  | 
 В глубины смыслов Б.Л. Пастернака («Девочка»).  | 
| 
 25.  | 
 Контекст цикла (стихотворение «Плачущий сад») и творчества М.Ю. Лермонтова («Утёс»).  | 
| 
 26.  | 
 Роль названия и эпиграфа в постижении смысла.  | 
| 
 
  | 
 О.Э. Мандельштам, 2  | 
| 
 27.  | 
 Ассоциативность стиха как основа поэтики О. Э. Мандельштама.  | 
| 
 28.  | 
 Расшифровка стихотворения «В игольчатых чумных бокалах».  | 
| 
 
  | 
 И.А. Бродский, 3  | 
| 
 29.  | 
 Жизнь и судьба И.А. Бродского.  | 
| 
 30.  | 
 «Земля» и «небо» в стихотворении «24 декабря 1971 года».  | 
| 
 31.  | 
 Смешение высокого и низкого в образной системе и стиле стихотворения.  | 
| 
 
  | 
 Современная поэзия постмодернизма  | 
| 
 
  | 
 И.Ф. Жданов, 2  | 
| 
 32.  | 
 Стихотворение «Птица» как образец поэтики постмодернизма.  | 
| 
 33.  | 
 Игра образов и смысла в стихотворении «Мелкий дождь идёт на нет».  | 
| 
 
  | 
 Заключение, 1  | 
| 
 34.  | 
 От классицизма к постмодернизму.  | 
Библиографическая ссылка
Халтурина С.В. УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ПОЭЗИЮ (ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ) // Успехи просвещения. 2023. № 2. ;URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=63 (дата обращения: 04.11.2025).

