Научный педагогический журнал
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

1 1
1

Важной составляющей здоровьесбережения является учет индивидуально-психологических особенностей кадет в учебном процессе.

Основная задача здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе – приспособление целей, методов, способов, средств обучения, форм организации познавательной деятельности индивидуально-психологическим, гендерным и возрастным особенностям обучающихся. Основными направлениями здоровьесбережения на уроках химии являются:

– учет специфики учебного заведения, режима и занятости кадет;

– учет возрастных и физиологических особенностей;

– учет периодов работоспособности кадет на уроке;

– рациональное распределение учебного времени на уроке и при выполнении домашнего задания;

– смена видов деятельности, способствующих развитию памяти, логического и критического мышления;

– создание благоприятной психологической обстановки, ситуации успеха и наличие эмоциональной разрядки;

– чередование позы с учетом видов деятельности;

– рациональная плотность урока;

– рефлексия психологического и эмоционального состояния кадет.

Преподаватели химии нашего училища тесно сотрудничают с педагогами-психологами, применяя в учебном процессе данные психодиагностических обследований обучающихся для создания комфортных условий обучения. Грамотное использование каналов восприятия кадетами учебного материала, учет стиля мышления и индивидуальный темп работы кадет, позволяет более эффективно решать учебные и воспитательные задачи.

В связи с большим объёмом теоретических знаний и специфики предмета, у обучающихся наблюдается пониженный интерес к изучению химии. Поэтому перед педагогами стоит задача определения индивидуально-психологических особенностей кадет в целях повышения интереса к предмету и учебной мотивации.

Для решения данной задачи, в начале учебного года, педагогом-психологом было проведено психодиагностическое обследование восьмиклассников. Изучались преобладающий тип запоминания и стиль мышления кадет.

Были получены следующие данные: у 32 % кадет – комбинированный тип запоминания, у 29 % – зрительный, у 23 % – слуховой, и у16 – моторно-слуховой.

Учитывая то, что у кадет преобладает комбинированный тип запоминания, при объяснении нового материала перед преподавателем стоит задача: задействовать как можно больше каналов восприятия. Так, речевая информация сопровождается демонстрацией опытов, самостоятельным выполнением кадетами химического эксперимента, составлением опорных конспектов, сравнительных таблиц и т.п. В этом случае кадеты имеют возможность усвоить максимальный объем новой информации.

Преобладающий стиль мышления определялся при помощи индивидуально-типологического опросника (ИТДО) Л. Собчик (детский вариант). Оказалось, что практически у половины кадет (47 %) преобладает вербальный стиль мышления, у 22 % – абстрактно-аналитический стиль, у 20 % – интуитивный стиль и у 11 % – формально-логический синтетический стиль мышления. Таким образом, практически половина обучающихся восьмых классах могут испытывать определенные сложности при изучении химии, так как чаще всего являются гуманитариями и легче воспринимает речевую информацию, а работа с формулами, уравнениями и расчетными задачами вызывает трудности. Данных кадет необходимо обучать систематизировать информацию, используя таблицы, опорные конспекты, позволяющие учебный материал представлять в наглядной и компактной форме с помощью рисунков и условных знаков, расположенных в определённой логической последовательности. При составлении опорного конспекта у кадет формируются умения сводить до минимума буквенные обозначения, подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы. Эта операция активизирует мыслительную деятельность, способствует пониманию и более прочному запоминанию изучаемого материала за счет подключения к произвольной памяти непроизвольной. Разработаны и успешно используются дидактические материалы инструктивного характера: алгоритмы, матрицы, «немые» схемы, позволяющие сформировать систему умственных действий при решении учебных задач с учетом преобладающего стиля мышления.

Кадеты, которым свойственен абстрактно-аналитический стиль мышления, способны отделять главное от второстепенного в большом потоке информации. Они хорошо могут работать только в привычных и стабильных условиях при наличии достаточного времени (цейтнот им противопоказан). Они склонны к философским рассуждениям, подкрепляя их примерами и фактами, не любят ошибаться. Свои способности они проявляют на занятиях кружка «Решение нестандартных задач по химии» в режиме внеурочной деятельности.

Кадеты, у которых преобладает интуитивный стиль мышления, не проводя логического и критического анализа задачи или проблемы, быстро способны назвать выход из неё. Такие кадеты любят проблемные вопросы, часто думают быстро, приходят как к верным, так и ошибочным выводам. Им предлагаем выдвигать гипотезы и проверять полученную интуитивную информацию аналитическим путём, чтобы выбирать максимально верное решение. Кадет же, находясь в подобной ситуации, активно ищет возможное ее разрешение, и, найдя его, испытывает удовлетворение собственной деятельностью.

Кадет с формально-логическим синтетическим стилем мышления сложно переубедить, не опираясь на логику и факты. Они очень внимательны к деталям, поэтому им можно давать задания, повышенного уровня сложности, том числе нестандартные, для выполнения которых где необходима высокая концентрация внимания. Таким кадетам необходима четкая алгоритмизация усвоения новых знаний, новая информация должна подаваться в виде схем, таблиц. Любят проводить мысленные эксперименты, моделировать развитие событий. Именно они занимаются учебно-исследовательской деятельностью по химии, предлагают оригинальные идеи и способы решения проблем; могут выполнять сложную кропотливую работу, где необходима высокая концентрация внимания; способны заранее предвидеть результат и делать прогнозы.

При проверке знаний кадет также используются индивидуально – дифференцированные задания разного уровня сложности; домашнее задание включает несколько уровней: обязательный и по желанию, продвинутый и творческий практико-ориентированного характера или с военной составляющей. Кадеты выбирают задания из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей.

Собственные успехи особенно благоприятно воздействуют на школьников в учебно-познавательном процессе. Успех укрепляет веру кадета в собственные силы и возможности. В таком состоянии возникает желание продолжать начатые дела, преодолевать еще большие трудности. Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Он удовлетворяет важную потребность каждого человека в самоуважении и повышения своего престижа в обществе.

Таким образом, используемые педагогами технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения способствуют снижению напряжения и утомления кадет, бесконфликтному взаимодействию и, как следствие, формированию психологически и физически здоровой личности.