Сетевое издание
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

СБОРНИК ЗАДАНИЙ «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ» (5 КЛАСС)

Бондаренко Е.В. 1
1 МОУ " Октябрьская СОШ №1"
сборник заданий по функциональной грамотности на уроках истории
1. Арасланова О.В. История Древнего мира.5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера. И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского.- М.: ВАКО, 2020.-284с.
2. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искандерова.-М.: Просвещение. 2021.-303с.
3. Годер Г.И. Всеобщая история Древнего мира: Рабочая тетрадь в 2ч.-М.:Просвещение, 2022.-80с

Введение

Сборник содержит задания, позволяющие организовывать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника, творческими заданиями, с источниками на уроках истории.

Задания составлены с учетом требований ФГОС, задачами которого является формирование общих компетенций при изучении учебной дисциплины, использование активных и интерактивных методов обучения и современных педагогических технологий в учебном процессе.

Цель данного сборника состоит в том, что разработанные задания позволят обучающимся овладеть функциональной грамотностью (читательской, математической и естественнонаучной). Сборник заданий способствуют формированию у учащихся следующих общих компетенций:

-владение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации,

-составление схем и таблиц,

-формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,

-критически анализировать источники,

-устанавливать причинно-следственные связи,

-делать выводы,

-представлять результаты изучения исторического материала в виде таблиц, схем, кластера.

Сборник позволит разнообразить формы работы на уроке и вызвать интерес обучающихся к изучению истории.

«Первобытные собиратели и охотники»

Читательская грамотность

«Десятки тысяч лет назад на обширных просторах нашей Родины паслись бесчисленные стада мамонтов. По сей день в мерзлой земле находят их кости, бивни и целые туши. Еще лет двести назад некоторые жители Сибири даже верили, что мамонты всю свою жизнь проводят под землей, а умирают будто бы оттого, что случайно глотнут губительного для них воздуха. Теперь ученые знают, что мамонты чаще всего погибали при переходах по непрочному льду водоемов или же во время разливов рек, пытаясь спастись на островках. Археологи исследовали стоянки первобытных охотников на Русской равнине и в Сибири. Найдено множество изделий из бивня мамонта - иголки и шилья, браслеты, фигурки зверей и людей, наконечники копий и даже целые копья двухметровой длины.»[1]

Задание:

1. Озаглавьте текст.

2. О чем свидетельствуют находки археологов на стоянках первобытных людей на Русской равнине и в Сибири.

3. Как мамонты помогли первобытным людям выжить в морозы?

Читательская грамотность

Задание: Составьте рассказ по рисунку о занятиях древнейшего человека.

1. Какими умениями овладели первобытные люди?

2. Какие орудия труда они использовали в своих занятиях?[1]

Естественнонаучная грамотность

 

«Схема эволюция человека»

Задание: Используя данную схему, дайте ответы на следующие вопросы:

1. В чем состоит главная идея представленной информации?

2. Назовите два ближайших предка. Дайте объяснение данному факту с точки зрения естественнонаучных знаний.

3. Какие причины способствовали эволюции приматов и их расселению по материкам?[1]

 «Первобытные земледельцы и скотоводы»

Читательская грамотность

Задание: В этом сочинении не менее пяти исторических ошибок. Найдите и объясните их.

«Один ученик был большим фантазером. Он написал сочинение о первых земледельцах и скотоводах. Вот оно:

«Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперед челюстями они напоминали обезьян.

Три женщины устроили состязание — чей сноп будет больше. Победила самая юная — ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.

— Нечестно! — заметил руководитель родовой общины, высокий парень, следивший за работой.— У тебя серп железный, а у них-то медные.

Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке не было — в те времена они еще не стали домашними животными. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного — они растопчут и поле, и хижины. Кто-то из родичей догадался поджечь траву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной».[2]

Читательская грамотность

Задание:

1. Найдите общие и отличительные признаки  в данных рисунках, ответ занесите в таблицу.

2. Объясните, какие факторы способствовали разложению родового стоя и появлению соседской общины.

                  Рис.1                                                                  Рис.2

 

Таблица «Родовая и соседская общины»[2]

Критерии

Родовая община

Соседская община

Владение землёй и угодьями

 

 

Характер труда

 

 

 

Степень обобществления имущества

 

 

 «Счёт лет в истории»

Математическая грамотность

Задание: Заполните «линию времени».

                                            0                                                                 2021

 

 
 
 

1. Отметьте на «линии времени» 100-й год до.н.э. и 100-й год н.э.. Посчитайте, какой год был раньше. Насколько раньше?

2.Отметьте на «линии времени» год основания города Рима- 753-й год до н.э. Подсчитайте, в каком году жители Рима смогут отметить трёхтысячелетие своего города (вычисления делайте письменно)

3. В 612 году до н.э. погибла одна из самых могущественных держав – Ассирийская. Отметьте на «линии времени» этот год.

Подсчитайте, сколько лет исполнилось данному событию в нынешнем году (вычисления делайте письменно).[3]

 «Древний Египет»

Читательская грамотность

Задание 1: Рассмотрите внимательно карту Древнего Египта  и продолжите предложение.

По территории Африки протекает одна из самых больших рек в мире ‑ __________.

Каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству - это __________.

Дельта – это ___________________________________________________.

Среди песков пустыни лишь изредка встречались островки зелени –______________.

Египет – так называется страна, которая располагалась _____________________.[3]

Задание 2.

1. Напишите название реки, протекающей через Египет, и обозначьте на ней 1-й порог.

2. Закрасьте зелёным цветом районы земледелия в Египте.

3. Напишите названия двух морей, ближайших к Египту.

4. Закрасьте кружочек, обозначающий древнюю столицу Египта.[3]

Заключение

Сборник заданий предназначен учителям истории общеобразовательных школ для формирования у обучающихся функциональной грамотности и успешного овладения учебным материалом. Также предложенные задания могут быть использованы для проведения зачётов, контрольных работ, подготовке к олимпиаде и ВПР.

Сборник позволит разнообразить формы работы на уроке, вызвать интерес обучающихся к изучению истории и пополнит методическую копилку.


Библиографическая ссылка

Бондаренко Е.В. СБОРНИК ЗАДАНИЙ «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ» (5 КЛАСС) // Успехи просвещения. – 2022. – № 2. ;
URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=59 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674