Сетевое издание
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Войнах Л.Б. 1
1 МБОУ Кольская СОШ №2
рабочая
адаптированная
программа
география

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 

Содержание

Стр.

I

Пояснительная записка

3

 

1.1.Адресат

3

 

1.2. Нормативно-правовая база.

3

 

1.3. Цели и задачи

3

II

Общая характеристика учебного предмета

 

 

2.1. Учебный предмет в системе  общего образования

3

 

2.2. Специфика учебного предмета

3

III

Место учебного предмета в учебном плане

4

 

3. 1. Предметная область

4

 

3.2. Сроки изучения

4

 

3.3.Недельное, годовое распределение часов

4

IV

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

4

V

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

4

 

5. 1. Личностные результаты

5

 

5.2. Метапредметные результаты

5

 

5.3.Предметные результаты

6

VI

Содержание учебного предмета

6

 

6.1. Основное содержание учебного предмета

6

 

6.2.. Содержание учебного предмета для обучающихся  7 «к» класса

7

VII

Рекомендации к оценке предметных результатов

7

 

7.1. Планируемый уровень подготовки выпускников

7

 

7.2. Система оценки по учебному предмету

7

VIII

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

8

IX

Календарно – тематическое планирование (приложение).

9

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

1.1. Адресат

Программа адресована обучающимся 7«к» с нарушениями интеллектуального развития (умеренная умственная отсталость)

1.2. Нормативно-правовая база.

Рабочая программа составлена на основе примерной  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы/ под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Владос», 2011г, авторской программе А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 1-4 классы общеобразовательной школы,рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

1.3. Цели и задачи

Цель школьного курса географии:   Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

Задачи:

Ø  Дать элементарные научные  и систематические сведения и  представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, ;

Ø  Показать особенности взаимодействия человека и природы

Ø  Упражнять в умении выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;  сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

Ø  Содействовать умению использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Ø  Помочь усвоить правила поведения в природе.

Ø  Содействовать  патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.

Ø  Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

Ø  Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

II Общая характеристика учебного предмета

2.1. Учебный предмет в системе основного общего образования

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных, психофизических особенностей учащихся с умеренной умственной отсталостью

7 класс – «Начальный курс физической географии »;

Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели (68 часов в год,  2 часа в неделю)

В 7 классе («Начальный курс физической географии» ) В 7 классе от плана и карты  в связи со своей местностью,  осуществляется переход к карте полушарий; от наблюдений за Солнцем утром, днем и вечером, осенью и зимой и т.д. к причинам этих изменений на Земле , а затем к разнице в климатах, вызываемой разным нагреванием Земли солнечными лучами (тепловые пояса и их природа). Эти знания базируются на представлениях о форме Земли и том, как люди узнали об этом. Здесь же учащиеся знакомятся с положением России на земном шаре и с физической картой России.

2.2.Специфика    учебного предмета

Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с умеренной умственной отсталостью. Программный материал учебной программы подобран с таким расчётом, чтобы дать обучающимся необходимый минимум знаний и практических навыков, многие из которых  связаны с адаптацией в социуме, в самостоятельной жизни.

   Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

  Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством,  социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение». География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания обучающихся. Приоритетными в содержании образования детей с умеренной степенью умственной отсталости являются социальные и воспитательные цели обучения, выработка адаптивных навыков.

III.      Место учебного предмета в учебном плане

3. 1. Предметная область

Предметная область - обществознание.   Предмет - география. ( относится к обязательной части образовательного процесса)

3.2. Сроки изучения

. На изучение предмета отводится 1 год ( 68 часов в год, 2 часа в неделю).

3.3.Недельное, годовое распределение часов

Программа   конкретизирует содержание предметных тем и дает примерное распределение  учебных часов по разделам курса. Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе Т.Г. Лифановой «География» под редакцией И.М. Бгажноковой для детей с умеренной умственной отсталостью.

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:

п/п

Класс

Название  раздела

Количество часов

в неделю

в год

1

7к класс

Начальный курс физической географии

2 часа

68 часов

 

IV.       Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение.

Содержание учебного предмета направлено на  

•          формирование основ экологической культуры, природоохранной грамотности, здорового и безопасного образа жизни;  

•          воспитание ценностного отношения к окружающей среде, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

•          способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды;

•          способности и готовности личности к  адаптации к условиям проживания на определенной территории;  

•          существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно-эстетическому воспитанию.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения (БУД)

Результатами освоения учебного предмета «География» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

5. 1. Личностные результаты

Личностными результатами изучения курса являются: 

Ø   развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;

Ø   развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Ø   воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

Ø   развитие мотивации к изучению предмета.

Ø   бережное  отношение  к  культурно-историческому наследию края и страны

Ø   соблюдение правил безопасного и бережного поведения в природе и обществе                   

5.2. Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения курса являются:

Познавательные БУД:

Ø    овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью   учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

Ø    формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации, в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;

Ø    формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.

Коммуникативные  БУД:

Ø    умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач (общекультурные и коммуникативные компетенции);

Ø    умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения (информационно-коммуникативные компетенции);

Ø    умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности (социальные и коммуникативные компетенции);

Ø    умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию (социальные и коммуникативные компетенции);

Ø    умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (социальные и коммуникативные компетенции);

Ø    умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (социальные и коммуникативные компетенции);

Ø    умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (социальные и коммуникативные компетенции)

Регулятивные БУД

Ø    умение осуществлять  учебные действия

Ø    умение принимать и сохранять цели и задачи решения  типовых практических задач

Ø    умение осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач

Ø    умение осуществлять       взаимный        контроль         в совместной  деятельности,      адекватно оценивать собственное  поведение           и поведение окружающих     

Ø    умение      осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать  на  внешний  контроль  и  оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

5.3. Предметные результаты

Предметные результаты:  связаны с овладением обучающимися содержанием  образовательной области география и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

    3) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня  безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  4) формирование  представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по  учебному предмету  на конец обучения

Минимальный уровень:

-        умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений с помощью учителя;

-        сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям с помощью учителя;

-        умения использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф с помощью взрослого.

Достаточный уровень:

-        умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;

-        умения называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области.

VI. Содержание предмета

6.1. Основное содержание учебного предмета

Основное содержание обучения в примерной программе представлено  разделом «Начальный курс физической географии »;

 что соответствует авторской программе Т.Г.Лифановой «География 6класс» под редакцией И.М. Бгажноковой для детей с умеренной умственной отсталостью и авторской программе Плешакова А.А. «Мир вокруг нас»( 1-4 классы общеобразовательной школы). М. Просвещение. 1997.

 

6.2. 1.

Содержание учебного предмета для обучающихся 7 класса

Содержание тем учебного предмета.

«География»

7 (в) «к» класс (68ч, 2 ч в нед)                                                                 

 ( класс для детей с умеренной степенью умственной отсталости).

 

№ п/п

Название тем

Количество часов

  1.  

Повторение.

 6 часов.

2.

Земная поверхность. Форма Земли.

12 часов.

3.

Смена дня и ночи. Времена года.

8 часов.

4.

Тепловые пояса и их природа.

 14 часов.

5.

Россия на глобусе и карте полушарий.

20 часов

6.

Повторение. Итоговые уроки.

Итого:

8  часов.

68 часов.

 

 

Повторение курса 6 класса.

Сезонные наблюдения за погодой. Изменения природы в зависимости от положения Солнца. Основные географические направления и способы их определения. Использование компаса. План и карта, их значение.

 

Земная поверхность. Форма Земли.

Горизонт. Линия горизонта.. Форма Земли. Представления о форме Земли в древние времена. Глобус- модель Земного шара. Изображение воды и суши на глобусе. Обозначение основных направлений на глобусе. Линии на глобусе (экватор, точки полюсов). Значение линий и точек для определения объектов на земном шаре. Карта полушарий. Части света на карте полушарий. Океаны на глобусе и карте полушарий, сравнительные размеры океанов. Географические путешествия. Открытие частей света и океанов. Значение географических карт.

Практические работы:

-изготовление модели земного шара из пластилина, обозначение точек полюсов, экватора;

-обозначение названий материков и океанов на карте-схеме;

-упражнения по нахождению на глобусе и карте полушарий частей света и океанов.

 

Смена дня и ночи. Времена года.

Солнце- источник света на Земле. Вращение Земли вокруг своей оси (вокруг себя). Смена дня и ночи на Земле. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в связи с изменением положения Земли по отношению к Солнцу.

Практические работы:

-демонстрация смены дня и ночи с помощью проекционного фонаря;

-зарисовка схемы «День и ночь на земном шаре»;

-сезонные наблюдения за высотой Солнца над горизонтом в разное время года (направление солнечных лучей, количество тепла и света).

 

Тепловые пояса и их природа.

Солнце-источник тепла на Земле. Неравномерное распределение солнечного тепла на поверхности Земли. Климат, его отличие от погоды. Типы климата. Тепловые пояса: жаркий, умеренный, холодный. Изображение на глобусе и карте полушарий. Природа жаркого пояса. Природа умеренных поясов. Природа холодных поясов.

Практические работы:

-зарисовка схемы движения Земли вокруг Солнца;

-«опоясывание» глобуса полосками красного, зеленого и синего цветов;

-прикрепление контуров растений и животных к соответствующим тепловым поясам;

-оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.

 

Россия на глобусе и карте полушарий.

Положение Росси на глобусе и карте полушарий. Столица России - Москва. Границы России: морские и сухопутные. Океаны и моря на севере и юге страны. Острова и полуострова России. Освоение северных морей. Северный Морской путь, его значение. Моря на западе и юго-западе России. Разнообразие поверхности России: равнины, возвышенности, горы. Полезные ископаемые (уголь, нефть, газ, металлы). Крупнейшие реки России (Волга, Обь, Енисей, Лена). Озера России (Байкал, Ладожское, Онежское). Природа России (обзор).

Мурманская область на карте России.

Практические работы:

-составление карты России из фрагментов;

-размещение на карте основных географических объектов на карте России;

-изготовление условных знаков полезных ископаемых и размещение их на карте;

-показ на карте крупнейших рек, озер России; -путешествия по карте страны.

 

Повторение.

 

Уровни усвоения и практические навыки учащихся:

Учащиеся должны знать ( иметь первичные представления):

- Горизонт, линия горизонта, форма Земли.

- Глобус, карта полушарий, части света .

- Времена года, смена дня и ночи, солнце.

- Климат, типы климата.

- Россия, Москва, Мурманская область.

 

VII.  Рекомендации к оценке предметных результатов

Предметные результаты освоения учебного предмета «География»  включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для  образовательной области «География» , готовность их применения в практической деятельности.

7.1. Планируемый уровень подготовки выпускников

Учащиеся должны знать ( иметь первичные представления):

- Горизонт, линия горизонта, форма Земли.

- Глобус, карта полушарий, части света .

- Времена года, смена дня и ночи, солнце.

- Климат, типы климата.

- Россия, Москва, Мурманская область.

Учащиеся должны уметь:

-определять линию горизонта на местности, на картине;

-показывать на карте крупные участки суши и воды на Земле;

-соотносить  картины видов природы с тепловыми поясами;

-показывать  Россию на карте полушарий.

Дополнительно:

-различать условные цвета физической карты, соотносить с географическими объектами;

-показывать линию экватора и точки полюсов на глобусе и карте полушарий;

-соотносить  названия материков с их изображением на географической карте;

-устанавливать зависимость смены дня и ночи, времен года на Земле в зависимости от положения Солнца;

-составлять  устные описания картин природы из разных тепловых поясов;

 

7.2. Система оценки по учебному предмету

                                                                        Критерии оценки знаний, умений, навыков

по географии

Оценка знаний, умений, навыков предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.     

Учёт знаний, умений и навыков учащихся с интеллектуальной недостаточностью по курсу «География» включает разные варианты  поурочного контроля (тесты,  опросы, работа в рабочей тетради, практические работы) и тематический контроль (повторительно-обобщающие  уроки и зачеты).Выбор формы контроля зависит от психофизических особенностей учащихся. При оценке ответов  принимается во внимание:    

 Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

 Самостоятельность ответа.

Умение практически применять свои знания.

Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

оценка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важных географических событиях.

оценка «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического  материала или выводов, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

оценка «3» -  ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но неточно определяет понятия и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

оценка «2» -  ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала; не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Оценка умения работать с картой и другими источниками географических знаний

 оценка «5» -    самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

оценка «4» -   допускаются неточности в использование карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

оценка «3» - неправильное использование источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов, неаккуратное оформление результатов.

оценка «2» -  допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся, учитель может снижать уровень требований к отдельным учащимся по наиболее сложным темам

VIII.    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета «География»

Учебно-методический комплекс:

Учебники:

5 класс - Природоведение, 5кл., О. А. И.В. Романов, Р. А. Петросова,  Москва. Дрофа, 2010

6 класс – «Начальный курс физической географии: 6 класс» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение,2013..  + Приложение 

Рабочие тетради к курсу географии – учебное пособие для учащихся старших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, / Т.М. Лифанова. - М.; Просвещение.

Материально-техническое обеспечение :

печатные пособия: таблицы (ориентирование на местности, богатство морей России, воды суши, животный мир материков и др.);

 портреты путешественников, мореплавателей и др.;

 таблицы (календарь наблюдений за погодой; климат России и др.);

географические карты; альбомы демонстрационного и раздаточного материала;

информационно-коммуникативные средства: мультимедийные обучающие программы; библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии;

технические средства обучения;

экранно – звуковые пособия: видеофильмы и видеофрагменты; слайды (диапозитивы);

учебно-практическое   оборудование:   теллурий;   компас   ученический;   школьная метеостанция (термометр учебный, гигрометр волосяной учебный, аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер); набор условных знаков для учебных топографических карт;

модели: модель Солнечной системы; глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000); глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000);

 

глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50 000 000); модель вулкана;

натуральные объекты: коллекция горных пород и минералов; коллекция полезных ископаемых различных типов; гербарий растений природных зон России; гербарий основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых в России; гербарий основных сельскохозяйственных культур мира.

     

Список литературы

  1. Мурманская область: география и история освоения. Под редакцией Богдановой И.Н., Смеловой Г.Ф. Мурманск. 1996.
  2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. М. Просвещение. 1997.
  3. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы УШ вида, 5-9 классы. Под редакцией Воронковой В.В. М. Владос. 2001.
  4. Узорова О.В., Нефедова О.В. Окружающий мир. М. Астрель. 2003.
  5. Федорова В.Н., Якунов С.З. Методика обучения природоведению в 4 классе. М. Просвещение. 1983.
  6. Хлебосолова О.А., Ерошина Г.Ю. Природоведение. 5 класс. М. Владос. 2004.

Приложение

Календарно-тематическое планирование

 «География»

  7«к» класс 68 ч в год, 2 ч. в нед.

Количество часов

Класс

В неделю

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

6 (в)к

2 ч

18 ч

14 ч

20 ч

16 ч

68ч

 

Тема урока

Кол-во ч.

Дата

провед

Практическая работа

 

Повторение.

 

 

1.        

Повторение. Что изучает

география?

1

 

Ознакомление с понятием     География. Охрана

природы.

2.        

Солнце – источник тепла и света на Земле. Изменения природы в зависимости от положения Солнца.

1

 

наблюдения за сменой погоды (календарь погоды), зарисовки

3.        

Основные географические направления. Способы определения основных географических направлений

1

 

Зарисовка основных направлений горизонта

упражнения в определении основных направлений

4.        

Использование компаса

1

 

Пользование компасом ,упражнения в определении основных направлений

5.        

План и карта, их значение.

1

 

Рассказ по плану

6.        

  Изменения природы в зависимости от положения

Солнца. Основные географические направления.

1

 

КМС

 

Земная поверхность. Форма Земли.

12ч

 

 

7.        

Горизонт. Линия горизонта

1

 

Нахождение линии горизонта на иллюстрациях Зарисовка горизонта, линии горизонта

8.        

Форма Земли. Представления о форме Земли в древние времена.

1

 

Работа с картинками

9.        

Глобус- модель Земного шара. Изображение воды и суши на глобусе.

1

 

Упражнения по нахождению на глобусе воды и суши.

10.    

Обозначение основных направлений на глобусе. Линии на глобусе (экватор, точки полюсов).

1

 

изготовление модели земного шара из пластилина, обозначение точек полюсов, экватора;

11.    

Физическая карта полушарий.

1

 

Находить и показывать два полушария – западное и восточное, Северный и Южный полюса, экватор, материки, океаны.

12.    

Основные направления на карте. Масштаб карты.

1

 

Упражнения в определении направлений на карте

13.    

Условные цвета физической карты.

1

 

Определение формы поверхности земли при помощи цвета

14.    

Условные знаки физической карты.

1

 

Легенда карты. Практическая работа: чтение карты по условным обозначениям

15.    

Материки на карте полушарий

1

 

обозначение названий материков и на карте-схеме;

-упражнения по нахождению на глобусе и карте полушарий частей света

16.    

Океаны на глобусе и карте полушарий, сравнительные размеры океанов.

1

 

обозначение названий океанов на карте-схеме;

-упражнения по нахождению на глобусе и карте  океанов.

17.    

Основные формы поверхности Земли.

1

 

КМС

18.    

Первые кругосветные путешествия

1

 

Составление рассказа по плану

 

Всего за I четверть – 18ч

1

 

 

 

Смена дня и ночи. Времена года.

 

 

19.    

Солнце- источник света  на Земле

1

 

Устный опрос

20.    

Сезонные наблюдения за высотой солнца над горизонтом.

1

 

Экскурсия  Наблюдать как меняется высота Солнца в течении дня и в разное время года.

21.    

Влияние солнца на изменения в природе.

1

 

разбор и обработка материалов экскурсии (направление солнечных лучей, количество тепла и света).

22.    

Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи

на Земле.

1

 

демонстрация смены дня и ночи с помощью проекционного фонаря; Работа со схемой, рассказывание  «Почему происходит смена дня и ночи»

23.    

Зарисовка схемы «День и ночь на Земле» Практическая работа

1

 

; Работа со схемой, рассказывание  «Почему происходит смена дня и ночи»

24.    

Движение Земли вокруг Солнца. Смена времён года

1

 

Работа со схемой, рассказывание  «Почему происходит смена времён года»»

25.    

Зарисовка схемы «Смена времён года» Практическая работа

1

 

Работа со схемой, рассказывание  «Почему происходит смена времён года»»

26.    

Смена дня и ночи. Времена года

1

 

КМС

 

Тепловые пояса и их природа.

14ч

 

 

27.    

Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности.Солнце источник тепла.

1

 

Отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи, количество тепла, зарисовки

28.    

Климат, его отличие от погоды.

1

 

Рассказ «Отличие климата от погоды»

29.    

Типы климата

1

 

Показ на карте типов климата

30.    

Тепловые пояса: жаркий, умеренный, холодный.

1

 

Вычерч. в тетради схемы расположения поясов освещённости.

31.    

Опоясывание» глобуса полосками красного, зеленого и синего цветов. Практическая работа

1

 

. показ  на карте: жаркий пояс, умеренный пояс, холодный (полярный пояс

32.    

Природа жаркого пояса.

1

 

Работа с иллюстрациями .Составление рассказа по картинке.

 

Всего за II четверть – 14ч

 

 

 

33

Природа жаркого пояса

1

 

Работа с иллюстрациями .Составление рассказа по картинке

34-35

Природа умеренного пояса

2

 

Работа с иллюстрациями .Составление рассказа по картинке

36-37.

Природа полярного пояса

2

 

Работа с иллюстрациями .Составление рассказа по картинке.

      38.

Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим тепловым поясам. Практическая работа

1

 

Практическая работа

39.

Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. Практическая работа.

1

 

Практическая работа

40.

Тепловые пояса

1

 

КМС

 

Россия на глобусе и карте полушарий.

 

20ч

 

 

41.

Положение России  на глобусе и карте полушарий.

1

 

Работа с картой и глобусом.

42.

Составление карты России из фрагментов. Практическая работа.

1

 

 

43.

Столица России - Москва.

1

 

Составление рассказа, показ на карте

44.

Границы России:  сухопутные.

1

 

Работа с картой

45.

Границы России: морские

1

 

Работа с картой

46.

Океаны и моря на севере страны

1

 

Показ на карте. Нанесение на схему-карту

47.

Океаны и моря на  юге страны

1

 

Показ на карте. Нанесение на схему-карту

48.

Океаны и моря на западе страны

1

 

Показ на карте. Нанесение на схему-карту

49

Океаны и моря на востоке страны

 

 

Показ на карте. Нанесение на схему-карту

50

Острова России

1

 

Зарисовка, показ на карте Презентация -тренажёр

51

. Полуострова России

1

 

Зарисовка, показ на карте Презентация -тренажёр

52

Освоение северных морей. Северный Морской путь, его значение

1

 

Показ на карте СМП, составление рассказа

 

Всего за III четверть  20 ч

 

 

 

53

Рельеф России. Низменности, возвышенности, плоскогорья

1

 

Работа с картой. Условные цвета на карте. Восточно-Европейская равнина, Среднерусская, Валдайская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность

54.

Рельеф России. Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны

1

 

Работа с картой. Условные цвета на карте. находить и показывать горы на физической карте России 

55.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых(уголь, нефть, газ, металлы).

1

 

Работа с картой

56.

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к карте. Практическая работа.

1

 

 

57.

Крупнейшие реки России (Волга, Обь, Енисей, Лена).

1

 

Показ на карте. Составление рассказа.

58.

Озера России ( Ладожское, Онежское).

1

 

Показ на карте. Составление рассказа

59.

Озера России (Байкал).

1

 

Показ на карте. Составление рассказа

60.

Природа России

1

 

КМС.

61.

Путешествие по карте России. Практическая работа.

1

 

Практическая работа.

 

Мурманская область на карте России

 

 

 

62.

Положение Мурманской области на карте России

1

 

Работа с картой ,географическое положение

63.

Реки и озёра Мурманской области

1

 

Работа с картой, презентация

64.

Природа Мурманской области

1

 

Презентация, работа с картой – факторы, определяющие климат и природу области.

65.

Мой край. Обобщающий урок.

1

 

Составление рассказа

66.

Контрольная работа. Мир природы.

1

 

 Игры-викторины

67.

Занимательный урок «Будь природе другом»

1

 

Игры-викторины

68.

Занимательный урок «Земной шар»

1

 

Игры-викторины

 

Всего за IV четверть 16 ч

 

 

 

 

Всего за год

68ч

 

 


Библиографическая ссылка

Войнах Л.Б. РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Успехи просвещения. – 2022. – № 2. ;
URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=57 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674