РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
|
Содержание |
Стр. |
I |
Пояснительная записка |
3 |
|
1.1.Адресат |
3 |
|
1.2. Нормативно-правовая база. |
3 |
|
1.3. Цели и задачи |
3 |
II |
Общая характеристика учебного предмета |
|
|
2.1. Учебный предмет в системе общего образования |
3 |
|
2.2. Специфика учебного предмета |
3 |
III |
Место учебного предмета в учебном плане |
4 |
|
3. 1. Предметная область |
4 |
|
3.2. Сроки изучения |
4 |
|
3.3.Недельное, годовое распределение часов |
4 |
IV |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета |
4 |
V |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения |
4 |
|
5. 1. Личностные результаты |
5 |
|
5.2. Метапредметные результаты |
5 |
|
5.3.Предметные результаты |
6 |
VI |
Содержание учебного предмета |
6 |
|
6.1. Основное содержание учебного предмета |
6 |
|
6.2.. Содержание учебного предмета для обучающихся 7 «к» класса |
7 |
VII |
Рекомендации к оценке предметных результатов |
7 |
|
7.1. Планируемый уровень подготовки выпускников |
7 |
|
7.2. Система оценки по учебному предмету |
7 |
VIII |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса |
8 |
IX |
Календарно – тематическое планирование (приложение). |
9 |
I. Пояснительная записка |
|||||||||||||||||||||||
1.1. Адресат |
Программа адресована обучающимся 7«к» с нарушениями интеллектуального развития (умеренная умственная отсталость) |
||||||||||||||||||||||
1.2. Нормативно-правовая база. |
Рабочая программа составлена на основе примерной Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы/ под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Владос», 2011г, авторской программе А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 1-4 классы общеобразовательной школы,рекомендованных Министерством образования и науки РФ. |
||||||||||||||||||||||
1.3. Цели и задачи |
Цель школьного курса географии: Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Задачи: Ø Дать элементарные научные и систематические сведения и представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, ; Ø Показать особенности взаимодействия человека и природы Ø Упражнять в умении выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям; Ø Содействовать умению использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Ø Помочь усвоить правила поведения в природе. Ø Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию. Ø Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Ø Расширять лексический запас. Развивать связную речь. |
||||||||||||||||||||||
II Общая характеристика учебного предмета |
|||||||||||||||||||||||
2.1. Учебный предмет в системе основного общего образования |
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных, психофизических особенностей учащихся с умеренной умственной отсталостью 7 класс – «Начальный курс физической географии »; Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели (68 часов в год, 2 часа в неделю) В 7 классе («Начальный курс физической географии» ) В 7 классе от плана и карты в связи со своей местностью, осуществляется переход к карте полушарий; от наблюдений за Солнцем утром, днем и вечером, осенью и зимой и т.д. к причинам этих изменений на Земле , а затем к разнице в климатах, вызываемой разным нагреванием Земли солнечными лучами (тепловые пояса и их природа). Эти знания базируются на представлениях о форме Земли и том, как люди узнали об этом. Здесь же учащиеся знакомятся с положением России на земном шаре и с физической картой России. |
||||||||||||||||||||||
2.2.Специфика учебного предмета |
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с умеренной умственной отсталостью. Программный материал учебной программы подобран с таким расчётом, чтобы дать обучающимся необходимый минимум знаний и практических навыков, многие из которых связаны с адаптацией в социуме, в самостоятельной жизни. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение». География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания обучающихся. Приоритетными в содержании образования детей с умеренной степенью умственной отсталости являются социальные и воспитательные цели обучения, выработка адаптивных навыков. |
||||||||||||||||||||||
III. Место учебного предмета в учебном плане |
|||||||||||||||||||||||
3. 1. Предметная область |
Предметная область - обществознание. Предмет - география. ( относится к обязательной части образовательного процесса) |
||||||||||||||||||||||
3.2. Сроки изучения |
. На изучение предмета отводится 1 год ( 68 часов в год, 2 часа в неделю). |
||||||||||||||||||||||
3.3.Недельное, годовое распределение часов |
Программа конкретизирует содержание предметных тем и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе Т.Г. Лифановой «География» под редакцией И.М. Бгажноковой для детей с умеренной умственной отсталостью. Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:
|
||||||||||||||||||||||
IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение. Содержание учебного предмета направлено на • формирование основ экологической культуры, природоохранной грамотности, здорового и безопасного образа жизни; • воспитание ценностного отношения к окружающей среде, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; • способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды; • способности и готовности личности к адаптации к условиям проживания на определенной территории; • существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно-эстетическому воспитанию. |
|||||||||||||||||||||||
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения (БУД) Результатами освоения учебного предмета «География» являются личностные, метапредметные и предметные результаты. |
|||||||||||||||||||||||
5. 1. Личностные результаты |
Личностными результатами изучения курса являются: Ø развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии; Ø развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; Ø воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды; Ø развитие мотивации к изучению предмета. Ø бережное отношение к культурно-историческому наследию края и страны Ø соблюдение правил безопасного и бережного поведения в природе и обществе |
||||||||||||||||||||||
5.2. Метапредметные результаты |
Метапредметными результатами изучения курса являются: Познавательные БУД: Ø овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений; Ø формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации, в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание; Ø формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал. Коммуникативные БУД: Ø умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач (общекультурные и коммуникативные компетенции); Ø умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения (информационно-коммуникативные компетенции); Ø умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности (социальные и коммуникативные компетенции); Ø умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию (социальные и коммуникативные компетенции); Ø умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (социальные и коммуникативные компетенции); Ø умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (социальные и коммуникативные компетенции); Ø умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (социальные и коммуникативные компетенции) Регулятивные БУД Ø умение осуществлять учебные действия Ø умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых практических задач Ø умение осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач Ø умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Ø умение осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность |
||||||||||||||||||||||
5.3. Предметные результаты |
Предметные результаты: связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области география и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. 1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; 2) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; 3) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; 4) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету на конец обучения Минимальный уровень: - умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений с помощью учителя; - сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям с помощью учителя; - умения использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф с помощью взрослого. Достаточный уровень: - умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; - умения называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области. |
||||||||||||||||||||||
VI. Содержание предмета |
|||||||||||||||||||||||
6.1. Основное содержание учебного предмета |
Основное содержание обучения в примерной программе представлено разделом «Начальный курс физической географии »; что соответствует авторской программе Т.Г.Лифановой «География 6класс» под редакцией И.М. Бгажноковой для детей с умеренной умственной отсталостью и авторской программе Плешакова А.А. «Мир вокруг нас»( 1-4 классы общеобразовательной школы). М. Просвещение. 1997.
|
||||||||||||||||||||||
6.2. 1. Содержание учебного предмета для обучающихся 7 класса |
Содержание тем учебного предмета. «География» 7 (в) «к» класс (68ч, 2 ч в нед) ( класс для детей с умеренной степенью умственной отсталости).
Повторение курса 6 класса. Сезонные наблюдения за погодой. Изменения природы в зависимости от положения Солнца. Основные географические направления и способы их определения. Использование компаса. План и карта, их значение.
Земная поверхность. Форма Земли. Горизонт. Линия горизонта.. Форма Земли. Представления о форме Земли в древние времена. Глобус- модель Земного шара. Изображение воды и суши на глобусе. Обозначение основных направлений на глобусе. Линии на глобусе (экватор, точки полюсов). Значение линий и точек для определения объектов на земном шаре. Карта полушарий. Части света на карте полушарий. Океаны на глобусе и карте полушарий, сравнительные размеры океанов. Географические путешествия. Открытие частей света и океанов. Значение географических карт. Практические работы: -изготовление модели земного шара из пластилина, обозначение точек полюсов, экватора; -обозначение названий материков и океанов на карте-схеме; -упражнения по нахождению на глобусе и карте полушарий частей света и океанов.
Смена дня и ночи. Времена года. Солнце- источник света на Земле. Вращение Земли вокруг своей оси (вокруг себя). Смена дня и ночи на Земле. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в связи с изменением положения Земли по отношению к Солнцу. Практические работы: -демонстрация смены дня и ночи с помощью проекционного фонаря; -зарисовка схемы «День и ночь на земном шаре»; -сезонные наблюдения за высотой Солнца над горизонтом в разное время года (направление солнечных лучей, количество тепла и света).
Тепловые пояса и их природа. Солнце-источник тепла на Земле. Неравномерное распределение солнечного тепла на поверхности Земли. Климат, его отличие от погоды. Типы климата. Тепловые пояса: жаркий, умеренный, холодный. Изображение на глобусе и карте полушарий. Природа жаркого пояса. Природа умеренных поясов. Природа холодных поясов. Практические работы: -зарисовка схемы движения Земли вокруг Солнца; -«опоясывание» глобуса полосками красного, зеленого и синего цветов; -прикрепление контуров растений и животных к соответствующим тепловым поясам; -оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.
Россия на глобусе и карте полушарий. Положение Росси на глобусе и карте полушарий. Столица России - Москва. Границы России: морские и сухопутные. Океаны и моря на севере и юге страны. Острова и полуострова России. Освоение северных морей. Северный Морской путь, его значение. Моря на западе и юго-западе России. Разнообразие поверхности России: равнины, возвышенности, горы. Полезные ископаемые (уголь, нефть, газ, металлы). Крупнейшие реки России (Волга, Обь, Енисей, Лена). Озера России (Байкал, Ладожское, Онежское). Природа России (обзор). Мурманская область на карте России. Практические работы: -составление карты России из фрагментов; -размещение на карте основных географических объектов на карте России; -изготовление условных знаков полезных ископаемых и размещение их на карте; -показ на карте крупнейших рек, озер России; -путешествия по карте страны.
Повторение.
Уровни усвоения и практические навыки учащихся: Учащиеся должны знать ( иметь первичные представления): - Горизонт, линия горизонта, форма Земли. - Глобус, карта полушарий, части света . - Времена года, смена дня и ночи, солнце. - Климат, типы климата. - Россия, Москва, Мурманская область.
|
||||||||||||||||||||||
VII. Рекомендации к оценке предметных результатов Предметные результаты освоения учебного предмета «География» включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для образовательной области «География» , готовность их применения в практической деятельности. |
|||||||||||||||||||||||
7.1. Планируемый уровень подготовки выпускников |
Учащиеся должны знать ( иметь первичные представления): - Горизонт, линия горизонта, форма Земли. - Глобус, карта полушарий, части света . - Времена года, смена дня и ночи, солнце. - Климат, типы климата. - Россия, Москва, Мурманская область. Учащиеся должны уметь: -определять линию горизонта на местности, на картине; -показывать на карте крупные участки суши и воды на Земле; -соотносить картины видов природы с тепловыми поясами; -показывать Россию на карте полушарий. Дополнительно: -различать условные цвета физической карты, соотносить с географическими объектами; -показывать линию экватора и точки полюсов на глобусе и карте полушарий; -соотносить названия материков с их изображением на географической карте; -устанавливать зависимость смены дня и ночи, времен года на Земле в зависимости от положения Солнца; -составлять устные описания картин природы из разных тепловых поясов;
|
||||||||||||||||||||||
7.2. Система оценки по учебному предмету |
Критерии оценки знаний, умений, навыков по географии Оценка знаний, умений, навыков предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Учёт знаний, умений и навыков учащихся с интеллектуальной недостаточностью по курсу «География» включает разные варианты поурочного контроля (тесты, опросы, работа в рабочей тетради, практические работы) и тематический контроль (повторительно-обобщающие уроки и зачеты).Выбор формы контроля зависит от психофизических особенностей учащихся. При оценке ответов принимается во внимание: Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов. Самостоятельность ответа. Умение практически применять свои знания. Речевую грамотность и логическую последовательность ответа. оценка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важных географических событиях. оценка «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводов, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя. оценка «3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но неточно определяет понятия и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе. оценка «2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала; не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой. Оценка умения работать с картой и другими источниками географических знаний оценка «5» - самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы. оценка «4» - допускаются неточности в использование карт и других источников знаний, в оформлении результатов. оценка «3» - неправильное использование источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов, неаккуратное оформление результатов. оценка «2» - допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов. При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся, учитель может снижать уровень требований к отдельным учащимся по наиболее сложным темам |
||||||||||||||||||||||
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета «География» Учебно-методический комплекс: Учебники: 5 класс - Природоведение, 5кл., О. А. И.В. Романов, Р. А. Петросова, Москва. Дрофа, 2010 6 класс – «Начальный курс физической географии: 6 класс» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение,2013.. + Приложение Рабочие тетради к курсу географии – учебное пособие для учащихся старших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, / Т.М. Лифанова. - М.; Просвещение. Материально-техническое обеспечение : печатные пособия: таблицы (ориентирование на местности, богатство морей России, воды суши, животный мир материков и др.); портреты путешественников, мореплавателей и др.; таблицы (календарь наблюдений за погодой; климат России и др.); географические карты; альбомы демонстрационного и раздаточного материала; информационно-коммуникативные средства: мультимедийные обучающие программы; библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии; технические средства обучения; экранно – звуковые пособия: видеофильмы и видеофрагменты; слайды (диапозитивы); учебно-практическое оборудование: теллурий; компас ученический; школьная метеостанция (термометр учебный, гигрометр волосяной учебный, аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер); набор условных знаков для учебных топографических карт; модели: модель Солнечной системы; глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000); глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000);
глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50 000 000); модель вулкана; натуральные объекты: коллекция горных пород и минералов; коллекция полезных ископаемых различных типов; гербарий растений природных зон России; гербарий основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых в России; гербарий основных сельскохозяйственных культур мира. |
|||||||||||||||||||||||
Список литературы
- Мурманская область: география и история освоения. Под редакцией Богдановой И.Н., Смеловой Г.Ф. Мурманск. 1996.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. М. Просвещение. 1997.
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы УШ вида, 5-9 классы. Под редакцией Воронковой В.В. М. Владос. 2001.
- Узорова О.В., Нефедова О.В. Окружающий мир. М. Астрель. 2003.
- Федорова В.Н., Якунов С.З. Методика обучения природоведению в 4 классе. М. Просвещение. 1983.
- Хлебосолова О.А., Ерошина Г.Ю. Природоведение. 5 класс. М. Владос. 2004.
Приложение
Календарно-тематическое планирование
«География»
7«к» класс 68 ч в год, 2 ч. в нед.
Количество часов |
||||||
Класс |
В неделю |
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Год |
6 (в)к |
2 ч |
18 ч |
14 ч |
20 ч |
16 ч |
68ч |
№ |
Тема урока |
Кол-во ч. |
Дата провед |
Практическая работа |
|
Повторение. |
6ч |
|
|
1. |
Повторение. Что изучает география? |
1 |
|
Ознакомление с понятием География. Охрана природы. |
2. |
Солнце – источник тепла и света на Земле. Изменения природы в зависимости от положения Солнца. |
1 |
|
наблюдения за сменой погоды (календарь погоды), зарисовки |
3. |
Основные географические направления. Способы определения основных географических направлений |
1 |
|
Зарисовка основных направлений горизонта упражнения в определении основных направлений |
4. |
Использование компаса |
1 |
|
Пользование компасом ,упражнения в определении основных направлений |
5. |
План и карта, их значение. |
1 |
|
Рассказ по плану |
6. |
Изменения природы в зависимости от положения Солнца. Основные географические направления. |
1 |
|
КМС |
|
Земная поверхность. Форма Земли. |
12ч |
|
|
7. |
Горизонт. Линия горизонта |
1 |
|
Нахождение линии горизонта на иллюстрациях Зарисовка горизонта, линии горизонта |
8. |
Форма Земли. Представления о форме Земли в древние времена. |
1 |
|
Работа с картинками |
9. |
Глобус- модель Земного шара. Изображение воды и суши на глобусе. |
1 |
|
Упражнения по нахождению на глобусе воды и суши. |
10. |
Обозначение основных направлений на глобусе. Линии на глобусе (экватор, точки полюсов). |
1 |
|
изготовление модели земного шара из пластилина, обозначение точек полюсов, экватора; |
11. |
Физическая карта полушарий. |
1 |
|
Находить и показывать два полушария – западное и восточное, Северный и Южный полюса, экватор, материки, океаны. |
12. |
Основные направления на карте. Масштаб карты. |
1 |
|
Упражнения в определении направлений на карте |
13. |
Условные цвета физической карты. |
1 |
|
Определение формы поверхности земли при помощи цвета |
14. |
Условные знаки физической карты. |
1 |
|
Легенда карты. Практическая работа: чтение карты по условным обозначениям |
15. |
Материки на карте полушарий |
1 |
|
обозначение названий материков и на карте-схеме; -упражнения по нахождению на глобусе и карте полушарий частей света |
16. |
Океаны на глобусе и карте полушарий, сравнительные размеры океанов. |
1 |
|
обозначение названий океанов на карте-схеме; -упражнения по нахождению на глобусе и карте океанов. |
17. |
Основные формы поверхности Земли. |
1 |
|
КМС |
18. |
Первые кругосветные путешествия |
1 |
|
Составление рассказа по плану |
|
Всего за I четверть – 18ч |
1 |
|
|
|
Смена дня и ночи. Времена года. |
8ч |
|
|
19. |
Солнце- источник света на Земле |
1 |
|
Устный опрос |
20. |
Сезонные наблюдения за высотой солнца над горизонтом. |
1 |
|
Экскурсия Наблюдать как меняется высота Солнца в течении дня и в разное время года. |
21. |
Влияние солнца на изменения в природе. |
1 |
|
разбор и обработка материалов экскурсии (направление солнечных лучей, количество тепла и света). |
22. |
Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. |
1 |
|
демонстрация смены дня и ночи с помощью проекционного фонаря; Работа со схемой, рассказывание «Почему происходит смена дня и ночи» |
23. |
Зарисовка схемы «День и ночь на Земле» Практическая работа |
1 |
|
; Работа со схемой, рассказывание «Почему происходит смена дня и ночи» |
24. |
Движение Земли вокруг Солнца. Смена времён года |
1 |
|
Работа со схемой, рассказывание «Почему происходит смена времён года»» |
25. |
Зарисовка схемы «Смена времён года» Практическая работа |
1 |
|
Работа со схемой, рассказывание «Почему происходит смена времён года»» |
26. |
Смена дня и ночи. Времена года |
1 |
|
КМС |
|
Тепловые пояса и их природа. |
14ч |
|
|
27. |
Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности.Солнце источник тепла. |
1 |
|
Отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи, количество тепла, зарисовки |
28. |
Климат, его отличие от погоды. |
1 |
|
Рассказ «Отличие климата от погоды» |
29. |
Типы климата |
1 |
|
Показ на карте типов климата |
30. |
Тепловые пояса: жаркий, умеренный, холодный. |
1 |
|
Вычерч. в тетради схемы расположения поясов освещённости. |
31. |
Опоясывание» глобуса полосками красного, зеленого и синего цветов. Практическая работа |
1 |
|
. показ на карте: жаркий пояс, умеренный пояс, холодный (полярный пояс |
32. |
Природа жаркого пояса. |
1 |
|
Работа с иллюстрациями .Составление рассказа по картинке. |
|
Всего за II четверть – 14ч |
|
|
|
33 |
Природа жаркого пояса |
1 |
|
Работа с иллюстрациями .Составление рассказа по картинке |
34-35 |
Природа умеренного пояса |
2 |
|
Работа с иллюстрациями .Составление рассказа по картинке |
36-37. |
Природа полярного пояса |
2 |
|
Работа с иллюстрациями .Составление рассказа по картинке. |
38. |
Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим тепловым поясам. Практическая работа |
1 |
|
Практическая работа |
39. |
Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. Практическая работа. |
1 |
|
Практическая работа |
40. |
Тепловые пояса |
1 |
|
КМС |
|
Россия на глобусе и карте полушарий.
|
20ч |
|
|
41. |
Положение России на глобусе и карте полушарий. |
1 |
|
Работа с картой и глобусом. |
42. |
Составление карты России из фрагментов. Практическая работа. |
1 |
|
|
43. |
Столица России - Москва. |
1 |
|
Составление рассказа, показ на карте |
44. |
Границы России: сухопутные. |
1 |
|
Работа с картой |
45. |
Границы России: морские |
1 |
|
Работа с картой |
46. |
Океаны и моря на севере страны |
1 |
|
Показ на карте. Нанесение на схему-карту |
47. |
Океаны и моря на юге страны |
1 |
|
Показ на карте. Нанесение на схему-карту |
48. |
Океаны и моря на западе страны |
1 |
|
Показ на карте. Нанесение на схему-карту |
49 |
Океаны и моря на востоке страны |
|
|
Показ на карте. Нанесение на схему-карту |
50 |
Острова России |
1 |
|
Зарисовка, показ на карте Презентация -тренажёр |
51 |
. Полуострова России |
1 |
|
Зарисовка, показ на карте Презентация -тренажёр |
52 |
Освоение северных морей. Северный Морской путь, его значение |
1 |
|
Показ на карте СМП, составление рассказа |
|
Всего за III четверть 20 ч |
|
|
|
53 |
Рельеф России. Низменности, возвышенности, плоскогорья |
1 |
|
Работа с картой. Условные цвета на карте. Восточно-Европейская равнина, Среднерусская, Валдайская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность |
54. |
Рельеф России. Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны |
1 |
|
Работа с картой. Условные цвета на карте. находить и показывать горы на физической карте России |
55. |
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых(уголь, нефть, газ, металлы). |
1 |
|
Работа с картой |
56. |
Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к карте. Практическая работа. |
1 |
|
|
57. |
Крупнейшие реки России (Волга, Обь, Енисей, Лена). |
1 |
|
Показ на карте. Составление рассказа. |
58. |
Озера России ( Ладожское, Онежское). |
1 |
|
Показ на карте. Составление рассказа |
59. |
Озера России (Байкал). |
1 |
|
Показ на карте. Составление рассказа |
60. |
Природа России |
1 |
|
КМС. |
61. |
Путешествие по карте России. Практическая работа. |
1 |
|
Практическая работа. |
|
Мурманская область на карте России |
|
|
|
62. |
Положение Мурманской области на карте России |
1 |
|
Работа с картой ,географическое положение |
63. |
Реки и озёра Мурманской области |
1 |
|
Работа с картой, презентация |
64. |
Природа Мурманской области |
1 |
|
Презентация, работа с картой – факторы, определяющие климат и природу области. |
65. |
Мой край. Обобщающий урок. |
1 |
|
Составление рассказа |
66. |
Контрольная работа. Мир природы. |
1 |
|
Игры-викторины |
67. |
Занимательный урок «Будь природе другом» |
1 |
|
Игры-викторины |
68. |
Занимательный урок «Земной шар» |
1 |
|
Игры-викторины |
|
Всего за IV четверть 16 ч |
|
|
|
|
Всего за год |
68ч |
|
|
Библиографическая ссылка
Войнах Л.Б. РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Успехи просвещения. – 2022. – № 2. ;URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=57 (дата обращения: 04.10.2024).