Сетевое издание
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

АКТИВНАЯ СРЕДА – КОМАНДА «ДИВО» (ДЕТСКИЙ ИНСТИТУТ ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ) КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Бакланова Н.С. 1
1 МБОУ ООШ № 269
1. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 29 ноября 2014 года N 2403-р. http://docs.cntd.ru/document/420237592.
2. Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация. Указ Президента РФ № 536 от 29 октября 2015 года. https://рдш.рф/uploads/22/272dbd5ee763de45f5fe6a967e95ce.pdf?t=1537971495.
3. Выготский Л.С. Проблема возраста // Л.С. Выготский. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4 – М.: Педагогика, 1984. – С. 24-25.
4. Закон РФ «Об общественных объединениях» (19 мая 1995 г. № 82-ФЗ) (ред. от 20.12.2017).

В статье представлена практика организации внеурочной деятельности учащихся в образовательном учреждении на примере ДОО «ДИВО». Детские общественные объединения и организации служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. В целях духовно- нравственного воспитания, повышения интереса к научно- практической и исследовательской деятельности учащихся с повышенными образовательными потребностями, формирования навыков коллективной деятельности в рамках школьного научного общества в МБОУ ООШ № 269 создана детская общественная организация «ДИВО». Опыт работы может быть полезен для других участников образовательного процесса.

Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой образования и правом каждого на развитие своих способностей.

В настоящее время определены и представлены «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденные распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р)» [1]. Настоящий документ определяет систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих реализацию государственной молодежной политики.

Председатель РДШ, Герой России, летчик-космонавт Сергей Рязанский подчеркнул, что «Российское движение школьников призвано объединить под своим крылом все лучшие практики в области воспитания подрастающего поколения, это возможность для каждого участника проявить себя в любом из направлений деятельности организации, развить свои способности, а также обменяться опытом и поделиться новыми знаниями со школьниками из любого уголка страны» [2]. Детская общественная организация «ДИВО» (создана- Приказ № 297 от 26.10.2018г.). Создание детской общественной организации и ее деятельность регламентируется Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. №82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) « [4, c. 21]. Детская общественная организация обладает следующими важнейшими признаками: 1. Наличие добровольного, официально оформленного членства. 2. Участие членов организации в управлении ее делами: выборы руководящих органов, контроль за их деятельностью, выработка плана деятельности организации. 3. Организационно-структурная самостоятельность. ДОО – добровольное, закрепленное формальным членством объединение детей и подростков, построенное на принципах самоуправления, самодеятельности и организационной самостоятельности.

Команда «ДИВО» – это Детский Институт Великих Открытий, в структуре которого представлены кафедры (рисунок): «Проектирование», «Реализация», кафедра « Культура России», кафедра « Прикладного искусства», «МХК» и кафедра КРОДНРК «Светская этика». Заведующие кафедрами – опытные учащиеся, которые не раз представляли свои научно- исследовательские работы и проекты, являются победителями олимпиад различного уровня. Они передают свой опыт новичкам. У команды есть свои символы и атрибутика: герб, флаг, гимн, девиз, эмблемы и галстуки.

bakl1.tif

Структура ДОО «ДИВО»

Процесс организации работы команды представлен следующим образом:

1. Представление (Что я знаю о команде «ДИВО»?).

2. «Посвящение» – набор новых участников команды.

3. Определение «роли» и маршрута обучения и самореализации (новички, наставники – опытные ребята).

4. Обучение, самореализация на кафедре.

5. Представление опыта и результатов работы в команде на конференциях различного уровня, олимпиадах, выставках и других образовательных платформах.

6. Рефлексия, самоанализ о проделанной работе.

7. Выпускники команды «ДИВО» (встречи, обмен опытом, выбор дальнейшего образовательного маршрута).

Каждый участник команды выбирает определенную «роль». Он может быть: «Олимпийцем» (готовиться к олимпиаде по МХК), «Художником» (участвовать в конкурсах рисунков различного уровня), «Помощником-оформителем» (помогать оформлять школу к тематическим выставкам, готовить иллюстративный материал), «Исследователем» ( научно- исследовательские работы). Важным в работе является определение зоны актуального и ближайшего развития каждого участника команды.

«Выясняя возможности ребенка при работе в сотрудничестве, мы определяем тем самым область созревающих интеллектуальных функций, которые в ближайшей стадии развития должны принести плоды и, следовательно, переместиться на уровень реального умственного развития ребенка. Таким образом, исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня» [3, с. 25], – писал Л.С. Выготский.

Например, как проходит обучение, самореализация на кафедре:

1. Выявление способностей учащихся, знаний и умений в предметных областях.

2. Определение зоны актуального и ближайшего развития (что я уже умею делать, каким действиям должен научиться и как я буду к этому стремиться,как я добьюсь предполагаемых результатов). Например, не умею оформлять библиографические источники – научусь (помощь тех ребят, которые умеют уже это делать); не обладаю достаточной компьютерной грамотностью (создание таблиц, рисунков, диаграмм в различных программах, презентаций); испытываю затруднения при публичной защите работы (треннинги).

3. Пробую выполнять работу, рефлексия, анализ, что получилось, что нет и почему, как достичь лучших результатов.

Каждый ребенок набирается опыта, учиться сопоставлять свои успехи каждого для (составляется портфолио и рейтинг учащегося). И самое главное, они знают, чтобы добиться результатов необходимо упорство, сотрудничество и огромная работа!

Возможности «пробных» выступлений ребята получают при организации межсетевого взаимодействия. Примером является сотрудничество с детским садом № 7 «Пингвиненок», на базе которого в рамках объединения «Золотое зернышко» и ШНО « ЮНИС» команды «ДИВО» ребята рассказывают о своем проекте и на практике с помощью игры представляют работу.

Команда «ДИВО» охватывает значительное число её участников (около 50 человек). Конечно, такой объем работы не посилен только одному руководителю. Сотрудничество и помощь родителей является приоритетной задачей и способом организации образовательного пространства. Родители могут: вместе с ребенком выбрать литературу по теме исследования, подготовить наброски и иллюстративный материал, фотографии, научить начальным навыкам компьютерной грамотности, провести несложные опыты, осуществлять психологическую поддержку в трудном процессе продвижения к знаниям и открытиям своего ребенка.

Мероприятия, традиции, которые объединяют всю школу: « Открытие активного учебного сезона», «Посвящение в команду «ДИВО»», «Чествование участников и победителей Муниципальной и Региональной научно-практической конференции», «8 февраля – День российской науки», научно-практическая школьная конференция «Взгляд молодых», «Закрытие активного учебного сезона».

Благодаря творческим, активным педагогам, которые работают, объединившись в одну команду, помогая и обогащая друг друга идеями и опытом, возможна реализация работы с одаренными детьми! Здесь каждый и педагог и учащийся школы найдет для себя полезное творческое дело и сможет реализовать свой интеллектуальный потенциал!


Библиографическая ссылка

Бакланова Н.С. АКТИВНАЯ СРЕДА – КОМАНДА «ДИВО» (ДЕТСКИЙ ИНСТИТУТ ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ) КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ // Успехи просвещения. – 2019. – № 1. – С. 2-4;
URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=1 (дата обращения: 25.09.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074