Научный педагогический журнал
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

1
1

Обучение на современном этапе – это реализация в образовательной практике личностно – ориентированных систем, когда учитель становится не только источником знаний, но и организатором собственной познавательной деятельности учащихся. Наряду с этим, концепция ФГОС приводит к пересмотру, изменению самых существенных (социальных, психологических, философских) оснований традиционного педагогического процесса. Изучая различные образовательные модели, педагогические инновации и технологии, я открыла для себя ряд технологий, достаточно, эффективных для реализации тех требований, которые ставит перед нами ФГОС.

Сегодня я расскажу вам о результатах применения в моей практике альтернативных технологий.

Одна из них – это технология мастерских, которую я активно применяю как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Технологическая линия мастерских намечаемая педагогом, обязательно должна включать занятия, на которых ребята учатся работать на этапе восприятия проблемной ситуации, работать с гипотезой, выполнять критический анализ текста, рассуждений, доказательств, формулировать задачу, отбирать материал для экспериментальной деятельности, ставить эксперименты, делать наблюдения, описывать результаты и задавать вопросы. При этом моя позиция – это позиция консультанта и советника, направленная на то, что бы подключить воображение ученика, заинтересовать, создать такую атмосферу, что бы он проявлял себя как исследователь.

Информационно-коммуникационные технологии востребованы практически во всех сферах жизни современного общества, поэтому исследования и эксперименты, проводимые ребятами с применением ИКТ технологий, зачастую выходят за рамки предмета информатика. Очень много проектных работ на стыке таких дисциплин как информатика и математика, информатика и физика, информатика и экономика, информатика и безопасность жизни, робототехника, освоение космоса…Вот некоторые из них.

1. Основная идея проекта «Живые стихи» – оживить литературные произведения средствами мультимедийных технологий и заменить подобными роликами рекламу в транспорте.

demuhk1.tif

2. Результатом проекта «Исследование процесса кибербулига» стала разработка памяток по преодолению различных видов преследования в сети Интернет для учащихся, педагогов и родителей.

3. Проект «Компьютерный скрайбинг» посвящён анализу онлайн сервисов создания скрайб-презентаций и применению этих презентаций в образовательном процессе».

demuhk2.tif

4. Работа над проектом «Первые шаги в робототехнике» познакомила ребят с современным миром роботов. Результат – ребятами создана и запрограммирована на различные действия рука – манипулятор.

5. Изучая современные программные средства составления ментальных карт, ребята создали сайт по подготовке к экзаменам, а также разработали комплект ментальных карт по подготовке к итоговой аттестации для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Итогом проекта по разработке технологии создания функционального сайта для оптимизации логистических процессов предприятия – стал сайт, с помощью которого можно организовать поставку продуктов в места общественного питания.

7. Проекты «Исследование систем стабилизации космического аппарата: создание модели электромагнитной стабилизации спутника» и «Разработка и создание программного обеспечения для модели электромагнитной стабилизации спутника» стали продолжением работы, в которой ребята участвовали в рамках проектной смены образовательного центра Сириус.

Работы ребят проходят предварительное обсуждение и защиту в рамках работы мастерской. Затем представляются на суд жюри школьной научно – практической конференции в рамках недели науки и искусства, выходят на муниципальный, региональный и международный уровни.

demuhk3.tif

Вторая технология, о которой пойдёт речь – это технология продуктивного образования. К этой технологии меня привёл поиск путей организации научно исследовательской деятельности моих воспитанников вне школы. Инструментарий технологии позволяет на основе индивидуальных программ и собственного выбора ученика, наметить пути самореализации и самосовершенствования для получения социально значимого результата. Что даёт возможность моим ученикам в недалёком будущем активно и ответственно участвовать в социальной, культурной, экономической и профессиональной сферах. Траектория работы с детьми творческими (одарёнными) индивидуальна и не выстроена в виде линейной цепочки. Она представляет структуру блоковую, позволяющую сочетать общеразвивающие, интегративные и предметно тематические блоки. Чем наполнить содержание таких блоков мы определяемся совместно с учениками и их родителями. Постоянно список направлений деятельности дополняется олимпиадами, мастер-классами, конкурсами проектных работ, проводимыми ВУЗами, в которые планируют поступать выпускники.

Я обозначила технологии, которые стали для меня незаменимым инструментом мотивирования и организации учащихся к продуктивной научной исследовательской деятельности. А теперь о результатах…

Количество участников, призёров и победителей научно исследовательских конкурсов по информатике различных уровней ежегодно увеличивается.

demuhk4.tif

Ребята с удовольствием участвуют и занимают призовые места в таких известных конкурсах по ИКТ, как «КИТ», «Бобёр», «Инфознайка»,успешно представляют результаты своей исследовательской и экспериментальной деятельности в рамках городской недели творческих открытий, на муниципальном и региональном этапах всероссийской молодёжной научно – практической конференции МИФ Орловского государственного университета имени Тургенева. Ежегодно мои воспитанники принимают активное участие в международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «СТАРТ В НАУКЕ», который проводится Российской Академией Естествознания, занимая призовые места. В 2017 году по результатам участия во Всероссийском конкурсе проектных работ «Большие вызовы» образовательного центра «Сириус» один из моих воспитанников был приглашён на проектную смену в этот образовательный центр. А в 2018 году из 12 учеников Орловской области, ставших победителями конкурса «Большие вызовы» – четверо представляли нашу школу. Все они представляли проекты на отборочных турах под моим руководством.

Ещё одно из направлений научно исследовательской работы моих учеников – написание научных статей. На протяжении нескольких лет такая работа ведётся постоянно. Работы ребят опубликованы в «Международном школьном научном вестнике», в школьном научном журнале «Старт в науку».

Подводя итог, хочется отметить, что постоянный поиск новых идей и методик сделал мою работу увлекательной, открыл новые пути для самообразования и обмена опытом. Я стараюсь быть достойным примером для своих учеников, ведя научно исследовательскую работу, результатами которой делюсь с коллегами на муниципальном, региональном и международном уровнях.