Сетевое издание
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В СООТВЕТСТВИИ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Воротилкина Т.П. 1
1 МОУ «Канашевская СОШ», Канашево
1. https://infourok.ru/statya-na-temu-trebovaniya-fgos-k-sovremennomu-uchitelyu-555967.html
2. https://www.uchportal.ru

Личный опыт, посещение уроков других педагогов, изучение теоретического материала позволяет мне использовать в работе различные методики обучения и технологии. Существует десятки традиционных и десятки новых, но хочется отметить те, которые используются в системе:

Информационно-коммуникационные технологии позволяют осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании». Внедрение компьютерных технологий является из одним основных направлений модернизации системы географического образования. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

В последние годы система образования в нашей школе направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

– повышает мотивацию учащихся к обучению;

– активизирует познавательную деятельность;

– развивает мышление и творческие способности ребёнка;

– формирует активную жизненную позицию в современном обществе. [1]

На моих уроках использую три основные формы работы с ИКТ:

1. Во-первых, непосредственное применение в учебном процессе.

2. Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии, краеведению, астрономии вне школьных занятий.

3. В-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.

В зависимости от дидактических целей можно выделить виды компьютерных программ: учебные, тренажеры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники.

Эта необычная форма подачи учебного материала помогает учащимся прочно усвоить новые знания. В ходе своих уроков стараюсь использовать все виды компьютерных технологий на разных этапах учебного процесса. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучение нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений. Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал. Образованные программы имеют в своём составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. На уроке закрепления использую программу – контролёр (тесты), позволяющую осуществить контроль за усвоением изученного материала. Такие уроки всегда интересны для детей: стараюсь дать игровые задания, тренажеры для закрепления навыков работы с картой на уроках географии; пользуюсь тестами и географическими диктантами для проверки знаний; играми-знайками для закрепления знаний по пройденной теме. На уроках физической географии есть возможность наглядно показать, как образуются природные явления. Использую в учебном процессе аудио-, видеоматериалы, компьютер для представления образовательных электронных ресурсов.

В современном процессе обучения компьютерные технологии играют особое место – как инструмент активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках географии и мощнейший из существующих в настоящее время источников информации. Вызывают интерес учащихся благодаря мультимедийным технологиям, позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учащихся. Многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения, позволяют вести экстренную коррекцию (результат – сразу), являются будущим для поиска и сбора информации. [2]

Мои направления использования компьютерной техники в учебном процессе:

1. Обязательное изучение компьютерных и информационных технологий, профессиональная подготовка.

2. Использование обучающих программ на предметах (география, краеведение и астрономия), планируя уроки-практических работ (работа с контурной картой, выявление влияния климатических условий на жизнь и деятельность человека, характеристика природных зон и др.), проблемные, деловые игры (подготовка презентаций, оценка рекреационных ресурсов района, региона, страны и т. д.), уроки-семинары, урок изучения нового материала, уроки краеведения, уроки повторения, обобщения и систематизации знаний.

3. Использование учениками материалов, опубликованных в Internet для подготовки докладов и рефератов.

4. Компьютерное тестирование и контроль знаний (результат – сразу, быстрая обратная связь).

5. Издание методических разработок.

6. Пользование электронными текстами учебников образовательной коллекции по географии 5-11 класс.

Основные задачи учителя на уроке с использованием электронного текста учебника:

1. Мотивировать учащихся на организацию самостоятельной работы.

2. Способствовать успешной реализации учащимися поставленных задач.

3. Содействовать в выработке учащимися оптимальных решений.

4. Руководить организацией и подведением итогов урока.

В школе составлен каталог медиатеки электронных пособий по курсу географии.

План урока с использованием электронного учебника:

Введение 5 мин

Самостоятельная деятельность учащихся 30 мин

1. Работа по поставленным вопросам в группах (по некоторым темам можно использовать контрольные вопросы диска).

2. Ответы групп, учащихся по поставленным вопросам, сопровождаемые просмотром фото, фильмов, моделей, карт, формулирование выводов по вопросу.

3. Закрепление полученных знаний при выполнении практических заданий мультимедиа учебника, контрольных вопросов.

4. Контроль уровня усвоения знаний при выполнении тестов

Обсуждение итогов работы и выводы. Разбор домашнего задания.10 мин

7. Пользование электронными текстами. Использование электронных энциклопедий (Кирилл и Мефодий, предметные энциклопедии «Страны мира», «Россия на рубеже 3-его тысячелетия»).

8. Использование ресурсов компьютера для создания и размножения заданий, инструктивных карточек, оформления кабинета, что значительно облегчает мою работу как учителя.

9. Участие в конкурсах и научно-практических конференциях.

10. Организация внеурочной деятельности.

В последнее время появилась возможность проведение уроков с использованием интерактивной доски и мобильного компьютерного класса, что дает дополнительные возможности работы на уроках с географическими картами и номенклатурой. В связи с этим стоит задача дальнейшего изучения методов и приемов их использования.

С прошлого 2017-2018 учебного года учителя и обучающиеся школы могут пользоваться и материалами электронной библиотеки.

Благодаря успешной реализации национального проекта образования все указанные методы использования компьютерной техники, теперь для меня не являются фантастикой. Модернизация процессов обучения и воспитания на основе компьютеризации и внедрения информационно-коммуникативных технологий является основной целью достижения нового уровня развития Канашевской средней школы. А при создании в нашей школе локальной сети значительно расширились возможности применения компьютерной техники в географическом и биологическом учебном процессе.

Этапы работы над проектом

Этапы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организационно-

подготовительный

Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп.

Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах.

Поисковый

Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.

Итоговый

Оформление проекта, подготовка к защите.

Подготовка выступающих, помощь в оформлении проекта.

Рефлексия

Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»

Оценивание каждого участника проекта.

Возможности ИКТ применяются мной и во внеурочной деятельности. Мы часто проводим классные часы, литературные композиции, занятия по интересам (кружки) с использованием современных технологий.

Я думаю, что использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным и интересным.

В настоящее время информационную технологию обучения все больше связывают с деятельностным подходом к усвоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.

Метод проекта – это одна из информационно-личностно ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве. Создание творческих проектов сочетается с последующим использованием их на уроках географии, краеведения и астрономии. Оформление результатов исследований, наблюдений в виде рефератов и творческих работ в программе презентаций PowerPoint.

Работая над своими проектами, дети научились работать в группе, в парах; проводить исследования; искать в справочниках нужный материал, готовя выступление; выделять из общего главное; защищать свои проекты.

Здоровьесберегающие технологии – технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Главная ценность – человек и его здоровье. На уроках использую индивидуальное дозирование и распределение учебной нагрузки. Взаимодействую с учеником в реальной атмосфере сотрудничества. Создаю на уроках благоприятный психологический климат, используя личностно-значимые способы учебной работы, индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуальный темп работы и выбор видов учебной деятельности. Эти методы раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях, снижают тревожность и психическое напряжение учащихся. При разработке урока уделяю особое внимание отдыху детей. Систематически применяю на уроках методику Базарного В.Ф., в 5-6 классах различные формы физкультминуток, включаю физические и динамические паузы, смену поз. На уроках практических работ провожу физкультурные минутки на расслабление кистей рук; упражнения по предупреждения утомления глаз. Дыхательная гимнастика повышает активность коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках. Отдых снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам. Применение физкультминуток дает возможность использовать время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

Существует достаточное количество традиционных и инновационных технологий обучения. Для получения желаемых результатов надо использовать технологии в комплексе с учетом всех факторов обучения.

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»

Конфуций.


Библиографическая ссылка

Воротилкина Т.П. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В СООТВЕТСТВИИ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ // Успехи просвещения. – 2019. – № 1. – С. 10-13;
URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=4 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674