Сетевое издание
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Луева М.В. 1
1 МБОУ СОШ №1
В статье рассматривается проблема, образа современного учителя средней школы. Представляются разные уровни подготовки педагога и его соответствие требованиям государственных образовательных стандартов. Автор, используя, существующие работы по данной тематике поднимает вопрос, о том каким должен быть современный учитель истории в школе. Анализируется определение «учителя» данное в педагогической энциклопедии. В работе рассматриваются существующие подходы по формированию профессиональных компетенций у молодых специалистов, будущих педагогов. Анализируя существующие представления о деятельности учителя школы, автор соотносит их с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта Основного Общего образования. Особое внимание автор уделяет проблеме разного уровни подготовки детей, изучающих одну и ту же образовательную программу, а также сложности работы учителя с такими детьми. Основываясь на данных социологического опроса, исследователь формирует идеальный образ современного учителя, определяет его критерия и соотносит с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. В работе также поднимается вопрос о том, что необходимо начинающему учителю, для того чтобы стать идеалом в глазах коллег, учащихся и родителей, а также соответствовать критериям ФГОСа.
инновационные технологии
качества личности
стандарты
эмпатия
творческий потенциал
компетенции
1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2008. 527 с.
2. Гришанова, Н. А. Компетентностный подход в обучении: Материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
3. Есипова А.А. Образ современного педагога высшей школы //Сборник материалов научно-практической конференции «Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика и практика». 2015. С.75 - 79
4. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004
5. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. СПб.: РГПу им. а. и. Герцена, 2006.
6. Ложкова, Г. М. Специфика профессиональной педагогической деятельности в системе основного общего образования.// http://www.rusnauka.com/10_DN_2012/Psihologia/8_103848.doc.htm
7. Налиткина, О. В. Компетентностный подход как основа новой парадигмы образования// «Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 94. С. 15 - 27
8. Петровская, Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989
9. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник Института образования человека. М., 2011. № 1. С. 1–13.
10. Anna P. Istomina, Anastasiya S .Samoylova. The Image of a University Teacher in Public Conscience.// Kalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences. 2016. P. 226 – 233
11. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена существующим интересом к возможности рассмотреть личность учителя и ее влияние на педагогическую деятельность субъекта. Важнейшим элементом при рассмотрении данной темы является сам человек и те задачи, требования, которые учитель ставит перед собой и другими. В тоже время мы будем рассматривать личность учителя как элемент развития отдельно взятого общества. Один из компонентов личностного развития, способность такого человека влиять на формирование общественного сознания, развитие новой системы общественных отношений и влияющего на формирование нового типа личности успешного человека. Такой индивид после окончания ВУЗА является вновь оформившимся специалистом, транслирующим свое мировоззрение и опыт в массы.

В ходе написания данной работы, я ставлю перед собой задачу проанализировать существующие представления о личности учителя работающего в школе и составить на основе имеющихся представлений в науке и общественной жизни, портрет личности профессионального человека. Такой специалист должен соответствовать требованиям социума и тем требованиям, которые общество предъявляет к системе образования.

Практическая значимость исследования заключается в потребности общества иметь представление о критериях и тех требованиях, которым должен соответствовать будущий работник школы. В тоже время сформированный образ учителя школы может стать критерием в ходе становления будущего специалиста и наметит ключевые точки, которые необходимо развивать в первую очередь.

В ходе исследования личности педагога работающего в школе, дадим определение термину «преподаватель» и «учитель», есть ли отличие между двумя термина. В педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бим-Бада, термин учитель рассматривается как: «Педагогическая профессия или должность в системе общего и профессионально-технического образования». [1, С.328]

В педагогическом энциклопедическом словаре мы также находим определение термину «учитель». Б.М. Бим-Бад рассматривает учителя как «педагогического работника ведущего уроки в основном общеобразовательном учреждении, его деятельность направлена на реализацию основной общеобразовательной программы». [1, С.452]

Деятельность любого педагогического работника, независимо от того в каком учреждении он работает, будет непрерывно связана с проблемой соотнесения возможностей человека и теми требованиями, которые предъявляет Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) к профессиональным компетенциям педагога.

Идея компетентного подхода широко рассмотрена в трудах российский ученых, среди которых можно выделить работы Н.В. Гришановой, И.А. Зимней, В.А. Козырева, О.В. Налиткиной, И.А. Петровской, П. В. Станкевич. Есть работы и более молодых ученых, таких как А.А. Есиповой, А.Р. Истоминой, А.С. Самойловой. В.А. Козырев определяет термин «профессиональная компетентность» как «способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей». [5, С.37]

В.А. Сластенин рассматривает проблему профессиональной компетентности, характеризуя как готовность человека в реализации практического и теоретического аспекта своей профессиональной деятельности.

А.А. Есипова определяет профессиональные компетенции как систему компетенций включающие мировоззренческие, познавательные и ценностные ориентации влияющие на качество решения профессиональных задач. [3, C.76]

Профессиональная компетентность отражается в функциях, которые выполняет педагог помогающий учащемуся освоить основную общеобразовательную программу. Т.М. Ложкова выделяет следующее: обучающая, воспитывающая, научно-исследовательская, организующая.[6, C.121]

Требования к профессиональным компетенциям и их реализации, регламентируются правовыми нормами, отраженными в Федеральном Законе «Об образовании» и во ФГОС. Исследуя профессиональные компетенции педагога на основании нормативно-правовой документации их условно можно разделить на профессиональные и личностные качества. Они составят целостный образ современного педагога. В основе формирования индивидуальных черт школьного учителя лежит гуманистический характер образования отраженный в Федеральном Законе «Об образовании» и других нормативно-правовых актах. Гуманистический подход предполагает приоритет жизни и здоровья человека, соблюдение его прав и свобод. Главной задачей образования является свободное развитие личности воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры.

Исследуя ФГОС основного общего образования по вопросу профессиональных компетенций школьного учителя, необходимо обратить внимание на системность основного общего образования. Универсальные, учебные действия развиваемые учителем предметником отражают системность обучения, переходя от простого к сложному, но в тоже время, развивая необходимый набор УУД, на каждом этапе обучения.

Учитель, который осуществляет педагогическую деятельность, обязан соответствовать тем критериям, которые определяет ФЗ «Об образовании». В тоже время при реализации педагогической практики, учитель сталкивается с ситуацией, когда вынужден организовывать деятельность учащихся на разных уровнях подготовки. Это связано с тем, что в классе присутствуют дети с разными способностями и особенностями в физическом и психическом здоровью. Такой порядок вещей может вызвать противоречие между необходимым уровнем развития среди учащихся соответствующих УУД и качеств, которыми обладает конкретный учитель. В педагогической практике встречаются ситуации, когда учитель с низким профессиональным уровнем ведет занятия среди обучающихся с высоким уровнем познавательных способностей. И наоборот, когда требования и потенциал учителя не соответствуют зоне ближайшего развития обучающихся. Следовательно, можно говорить о необходимости разделения учителя-предметника со средними способностями и учителя, чьи методы отличаются от стандартизированных и ориентированы на одаренных, мотивированных детей.

Так первым критерием современного педагога является уровень его профессиональных компетенций в преподавательской области. Соответствие заявленного уровня учителя тем требованиям, которые предлагает образовательная программа для учащихся основного общего образования.

В тоже время, учитель предметник обязан не только заниматься преподавательской деятельностью, но и вести методическую, проектную работу, а следовательно уметь организовывать и проводить исследовательскую деятельность.

Таким образом, в профессиональном облике учителя средней школы можно выделить такие компетенции как:

- соответствие профессиональных компетенций преподавателя требованиям образовательной программы основного общего образования.

- наличие стремления к саморазвитию и самосовершенствованию в своей области и смежных дисциплинах

- стремление к организации научно-исследовательской деятельности, не выделяя ее в отдельное направление, однако влияющие не только на развитие личности самого преподавателя, но и состояние российской науки

Дополнением к развитию профессиональных компетенций преподавателя, являются его личные компетенции. Исследованиями личных компетенций занимались В.Н. Беспалько, А.В. Хуторской, В. А. Крутицкий. А.В. Хуторской рассматривает личностные компетенции как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов необходимых для качественной продуктивной деятельности, по отношению к ним».[9, С. 2]

Исследуя работы педагогических деятелей можно выделить следующе личные компетенции учителя средней школы: общая направленность личности; организаторские и коммуникативные качества; перцептивно-гностические и экспрессивные. Было проведено большое количество исследований по изучению личных компетенций педагога. А.А. Есипова в ходе проведения социологического опроса отмечала, что респонденты представляли современного преподавателя как эмоционального интеллигентного оптимиста. [3, C. 22]. Наиболее важными качествами личности студенты и родители определили:

- способность интересно и доступно подавать информацию аудитории

- умение организовать живой диалог между учителем и учеником

- разнообразие видов учебной деятельности

Исследования А.П. Истоминой показали, что идеальным преподавателем высшей школы является наставник, дающий знания не только по предмету, но и опыт который пригодится в жизни. Такую позицию выделили 43% опрошенных. Еще 32% определили педагога школы, как профессионала, осуществляющего подготовку молодежи к профессиональной деятельности.

Критерии, выделенные респондентами, подтверждают ранее сформированные представления о личных качествах, которыми должен обладать преподаватель высшей школы.

Таким образом, современный учитель, это человек, обладающий следующими профессиональными и личностными компетенциями:

- иметь и постоянно пополнять существующий объем знаний по научной тематике преподаваемых дисциплин

- вести непрерывную-научно-исследовательскую деятельность, не только по узкой направленности, но и расширить область исследования в зависимости от потребностей общества на данный момент

- уметь представлять полученные результаты исследования доступным, понятным для большинства населения языком

- развивать творческие способности по организации занятия со студентами, с целью заинтересовать своим предметом большую часть аудитории

- овладение возможностями цифровых технологий на высшем уровне и их использование при проведении занятия

- демонстрировать эмпатию и чувственность на фоне креативного подхода в организации занятия со студентами

- владение грамотной и понятной для большинства слушателей речью по проблеме лекционного занятия

- способность к распределению внимания одновременно на несколько объектов исследования значимых в рамках конкретного занятия.


Библиографическая ссылка

Луева М.В. ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ // Успехи просвещения. – 2021. – № 1. – С. 3-3;
URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=38 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674