Сетевое издание
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Заборная М.М. 1
1 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа
В статье рассматривается одна из актуальнейших проблем современного образования - инновационный подход к исследовательской деятельности учащихся начальной школы. Автором определено позитивное влияние исследовательской деятельности на раскрытие индивидуальных особенностей и способностей детей младшего школьного возраста. Исследовательская деятельность - одна из ведущих в жизни современного человека , и получить навык такой деятельности важно как можно раньше - по ФГОС уже в начальной школе. В настоящее время основной целью организации исследований для школьников младших классов является развитие их исследовательской позиции и навыков аналитического мышления. Отсюда следует, что на каждом этапе исследования необходимо предоставить ученику начальной школы некоторую свободу работы, иногда даже в ущерб формальному протоколу. В противном случае учеба, основной смысл которой - активизация познавательной деятельности учащихся, может постепенно превратиться в последовательность стандартных образовательных уровней, характерных для системы репродуктивного образования. Накопленный с годами опыт учебно-исследовательской деятельности учеников начальных классов стал основой для разработки новых подходов к организации учебного процесса в контексте развития учителей, освоивших инновационные технологии, направленные на совершенствование характера обучения, изменить за счет овладения объемом знаний, навыков и умений поисковой системы, которая мотивирует учащихся к самоопределению.
образовательный процесс
учебно-исследовательская деятельность
творческая деятельность
исследовательское образование
общеобразовательная школа
1. Кулик Е.Н. «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
2. А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников»
3. Федоровская Е.О. «Исследовательская деятельность учащихся как методика развития универсальных учебных умений»
4. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности уча¬щихся // Исследовательская работа школьников. — 2002. — № 1. — С. 24-33.
5. Егорова Т.А. Развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе ком¬муникативной деятельности // Исследовательская работа школьников. — 2004. — № 2. — С. 83-91.
6. Савенков А.И. Исследовательское обучение — возможность преодолеть «образовательный предел» // Директор шко¬лы. — 2003. — № 10. — С. 35-40.
7. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. — 2006.— № 3. — С. 68-74.
8. Кропанева Г.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования // Исследовательская работа школьников. — 2002. — № 1. — С. 118-126.
9. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. — М.: АН СССР, 1988. — 147 с.
10. Афиногенов А.М., Сахарова О.П. Научно-исследовательская и проектная работа школьников // Исследовательская работа школьников. — 2003. — № 1. — С. 48-51.
11. Министерство образования и науки Российской Федерации / Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» / [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/1450

В настоящее время в связи с высокими темпами развития современного общества существует объективная необходимость постоянного поиска педагогических инноваций, для улучшения качества обучения. В документах Национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа», сказано: «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» и «изучать в школах необходимо способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Каждый учащийся должен приобрести опыт самостоятельной деятельности, личной ответственности и уметь использовать их в дальнейшей деятельности т.е. овладеть ключевыми компетентностями, определяющие качество современного образования. В концепции модернизации российского образования на общеобразовательную школу возлагаются задачи формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков»[11].

Основная цель начального образования - развитие ученика на основе ведущей (учебной) деятельности. Учитывая важность начальной школы в современной системе общего образования, формирование специальных знаний не может рассматриваться как основная задача начального образования. Начальная школа больше не закрытый образовательный центр. На этом дети не заканчивают обучение, а продолжают его. Для успешного обучения в средней школе недостаточно приобрести знания и навыки по разным учебным предметам (так называемая функциональная подготовка учащихся). Школьники должны быть компетентны в учебной деятельности, т.е. уметь учиться («я могу научить себя»), познавательные интересы («мне нравится учиться, все интересно»), внутренняя мотивация («я понимаю, почему я учусь») и элементарные рефлексивные качества («Я могу принять оценку учителя и объективно оценить свою деятельность»).

Конечно, формирование знаний и умений необходимо, без них невозможно решить задачу развития и воспитания ребенка, но нельзя приравнивать «знания» и «развитие» и предполагать, что осознанность ребенка является главным элементом. Отсутствие понимания взаимосвязи между содержанием образования и его влиянием на развитие на протяжении десятилетий привело к созданию панацеи для улучшения системы начального образования, которая рассматривается как увеличение объема информации из различных областей образования и расширение диапазона предметов. Кроме того, долгое время единственным результатом обучения было соответствие требованиям программы.

Анализ школьной практики показывает, что современная школа нуждается во внедрении инновационных подходов к обучению, которые отвечали бы современным условиям и  способствовали оптимальному решению образовательных проблем. Инновационный подход к организации обучения — одно из приоритетных направлений образования нового поколения. Одним из таких подходов является организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и  во внеурочное время, обеспечивающих эффективное формирование универсальных учебных действий.

Под исследованиями в основном понимают процесс генерации новых знаний. Это творческий процесс изучения ранее неизвестных явлений и объектов с фиксированной целью, результаты которого заранее неизвестны. Учитывая исследование с позиции философии, его можно проследить до познавательной деятельности, которая демонстрирует признаки научного характера, надежности, объективности и точности.

Учебно-исследовательская деятельность - это специфическая деятельность школьников, направленная на решение творческих задач по изучаемой теме с неизвестным исходом решения. Учащимся необходимо демонстрировать активную познавательную позицию, основанную на поиске ответа в самих себе, выполнении определенных задач и использовании мыслительных процессов. Задачи педагогического исследования означают, что ребенок получает конкретный результат образовательного процесса, который, прежде всего, включает в себя всестороннее развитие личности, активизацию индивидуальных убеждений в образовательном процессе через приобретение субъективно новых знаний, развитие склонности к пытливому мышлению и требует знания реальности окружающего мира. Основная ценность этой деятельности понимается как формирование научного мировоззрения и мировосприятия, включающего в себя элемент творческого мышления школьника.

Основная цель исследовательского образования - сформировать у ученика способность самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы ведения деятельности в любой области человеческой культуры.

Начиная с первого класса, необходимо попытаться привлечь учащихся к мини-исследованиям, чтобы включить этот вид деятельности во все области начального образования.

В связи с этим  в 1 классе основное внимание уделяем развитию умений и навыков исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

В рамках традиционных учебных занятий можно использовать следующие приемы работы:

  • проблемное введение в тему урока;
  • постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
  • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
  • групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
  • выдвижение идеи (мозговой штурм);
  • постановку вопроса (поиск гипотезы);
  • формулировку предположения (гипотезы);
  • обоснованный выбор способа выполнения задания;
  • поиск дополнительной литературы;
  • подготовку сообщения;
  • самоанализ и самооценку, рефлексию;
  • поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

В первом классе проводятся специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Во втором классе при работе над исследованиями чаще используются коллективные и групповые формы работы. Это учит детей работать в команде, сотрудничать, принимать чужую позицию и ставить общие интересы выше собственных.

В третьем и четвертом классах многие ученики уже могут сами выбрать тему исследования по своим интересам и увлечениям, т.к. темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к нему. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Благодаря исследованиям дети учатся работать с книгой, газетой или журналом, что очень важно в наше время, т.к.  дети посвящают всё своё время компьютеру, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир.

В процесс работы над исследованием дети могут вести себя по-разному: одни страстно ищут информацию для своих библиотечных исследований, другие вовлекают в свою работу родителей, но есть и такие, кого нужно принять в качестве «помощников». Ребенок, который чувствует свою важность, старается помочь учителю и начинает участвовать в исследовании.

Проблема вовлечения младшего школьника в учебную и исследовательскую деятельность оказывается очень актуальной, но не всегда успешно решается. По этой причине необходимо активно искать благоприятные условия для организации учебно-исследовательской деятельности школьников в системе начального образования. Я считаю, что данная проблема особенно актуальна для младших школьников, поскольку на данном этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных качеств развивающейся личности. За это время развиваются важнейшие формы мышления, обеспечивающие дальнейшее усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки для самостоятельной ориентации в обучении и повседневной жизни.

Актуальность проблемы обусловлена еще и тем, что изменение структуры начальных ступеней образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение учебного материала из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию и, следовательно, успешную социализацию младшего школьника.

Как показывает опыт организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях различного типа, учебно-исследовательская деятельность способствует:

  • развитие интереса, расширение и обновление знаний по предметам учебной программы, развитие идей посредством междисциплинарных связей;
  • развитие интеллектуальной инициативы обучающихся при освоении основных и дополнительных образовательных программ;
  • создание условий для развития научного мировоззрения;
  • мастерство творческого подхода к любому виду деятельности;
  • формирование сферы содержательного профессионального общения в детском коллективе между учениками, педагогами, учеными и специалистами;
  • обучение информационным технологиям и коммуникациям;
  • создание развивающей образовательной среды для ребенка;
  • профессиональное самоопределение детей;
  • грамотная организация детского досуга;
  • формирование научного и образовательного сообщества детей, учителей, ученых и специалистов, реализующих различные программы образовательной и исследовательской деятельности.

Под исследовательской деятельностью школьников, таким образом, понимается деятельность, связанная с поиском решения творческой исследовательской проблемы с ранее неизвестным решением и принятием основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. А метод исследования характеризуется как самостоятельные (без пошагового руководства преподавателя) обучающиеся, которые решают новую для себя задачу, используя такие элементы научного исследования, как наблюдение и независимый анализ фактов, гипотез и их проверка, а также формулирование выводов.

Научно-исследовательская деятельность обучающихся во многих учреждениях становится средством интеграции образовательных программ общего, среднего и дополнительного образования, позволяя объединить преимущества образовательных программ этих двух типов: приведение общего среднего образования в соответствие с государственным и социальным заказом страны. Соответствовать обществу воспроизводства квалифицированных рабочих кадров - кадровый потенциал и направленность дополнительного образования на свободный выбор ребенком и его семьей видов и форм деятельности, формирование собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации, навыков и задатков. Такой путь интеграции позволяет создать особую развивающуюся образовательную среду, комфортную как для ребенка, так и для учителя, основанную на взаимодействии детей и учителя в процессе содержательной деятельности, фактическом авторитете наставника и дружелюбие, и уважительное отношение субъектов этой деятельности друг к другу.

При организации учебной и исследовательской деятельности педагог должен руководствоваться средними показателями продуктивности памяти: объемом, точностью, продолжительностью.

В современной школе роль мышления возрастает еще больше. При современном обучении ученик должен не только приобретать знания, навыки и умения, но и овладевать творческим подходом к их реализации, развивать устойчивые познавательные интересы и учебные мотивы, потребность в постоянном самообразовании.

Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования творческого мышления учащихся.

Согласно основному принципу современной психологии, развитие психики происходит в деятельности.

Детская независимость возникает из постоянного разрешения противоречий между стремлением ребенка к совместной деятельности со взрослыми и склонностью взрослых учить свободе выбора, независимости в действиях и суждениях - ответственности взрослого, инициативе детей, постоянно находящихся в кадре стандартов. Чтобы организовать исследовательскую деятельность ученика, учитель должен уметь изолировать эту деятельность от ряда других познавательных действий.

Необходимо проводить различие между двумя формами образовательного участия в исследовательской деятельности обучающихся, которые могут использоваться в классе, а также при организации внеурочных познавательных мероприятий.

Первое направление (не принятое нами) связано с непосредственным развитием творческого мышления и индивидуальных навыков, которые служат исследовательской деятельности, без первоначальной постановки цели.

Второе направление - это актуализация познавательного интереса и процесса управления поиском. Это означает, что исследовательские компетенции не изолированы от цели, а законно сформированы как средство решения исследовательской проблемы. Ведущую роль в этом направлении играет умение преподавателя активизировать исследовательский интерес ученика, а затем поддерживать его, чтобы помочь ученику найти необходимые средства для его реализации.

Исследование требует определенного уровня знаний в изучаемой области. Однако было бы ошибкой начинать с подробного изучения предмета, несмотря на то, что многие авторы учебных материалов дают именно этот совет.

Углубленное знакомство с областью исследования обычно начинается после формирования научного интереса, исследовательской проблемы или хотя бы ее предшественницы в виде интуитивного предвидения.

В идеале каждая фаза должна начинаться с любопытства, с потребности учиться, с удивления по поводу чего-то непонятного, тогда учеба становится осмысленной (принцип деятельности или учебная деятельность по В.В. Давыдову) и предвзятой, но в то же время становится необязательной, строгий цикл исследований.

Необходимо помочь ребенку правильно выстроить индивидуальный путь познания, тогда его знания будут иметь более целостный характер, в этой системе ребенку будет легче формировать аналогии, связи, смыслы. Никто не будет требовать от школьных исследований революционных открытий - они вообще очень редки и требуют серьезной подготовки со стороны исследователя, а точнее - гения.

Современные исследователи также отмечают необходимость учитывать уровень сложности исследовательской проблемы. В этом отношении тестирование является наиболее распространенным типом исследований, проводимых для выявления характеристик конкретного проявления принятой теории или для максимальной проверки текущей теории. В том, что А. Н. Поддяков называет нормальной наукой (в отличие от необычной, революционной), раскрываются как положения, требующие проверки, так и сами методы проверки.

Можно сказать, что большинство проблем на этом научном уровне являются интерпретирующими или описательными при описании и объяснении нового элемента или нового еще не описанного явления или нового явления с использованием известной теории.

Именно этот уровень исследовательской деятельности наиболее предпочтителен для общеобразовательной школы, хотя сам по себе достаточно сложен и требует особого менталитета со стороны ученика.

Использование исследовательского метода в практике обучения и организации учебного процесса младшего школьника имеет большое значение, поскольку поиск ориентации обучающихся на творческое развитие личности позволяет аккумулировать достоверные конкретно-образные представления об окружающей действительности. Фактические знания, которые составляют основу для их дальнейшего понимания, их обогащения, раскрытия причин и отношений в окружающем мире детей. Во время реализации метода исследования в классе ученики овладевают рядом практических навыков и умений и определяют природу и свойства объектов окружающей среды на основе их признаков и свойств. В условиях правильной организации исследования дети незаметно усваивают определенные моральные нормы, усваивают моральные требования, развивают нравственные чувства, устанавливаются определенные модели поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, независимость, предприимчивость - вот черты личности, которые ученики приобретают благодаря участию в исследованиях. Групповые исследования дают возможность как сильным, так и слабым детям развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет учиться более успешно. Какую радость испытывает ученик, когда проводит исследование вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой детских мыслей, иногда направляя их по пути познания, а иногда просто не беспокоить, своевременно отойдя в сторону, чтобы дети могли наслаждаться радостью своего открытия.

В каждой области познавательной деятельности можно найти тему для будущих исследований. Материалом для обсуждения может быть жизненный опыт, отношения, образовательные интересы, хобби, личные проблемы и т. д. Из такого разговора должны появиться первые контуры будущей работы, ее неявно сформулированная цель. Часто учителя предлагают детям готовые темы и даже названия. Это может сработать для образовательных исследований. Хорошо, если такая тема действительно интересует школьника. Однако, когда этого не происходит, все исследования становятся сложной задачей, а иногда и долгой. В этом случае мы можем не только добиться развития познавательного потенциала, но и отбить желание заниматься исследованиями в целом. При этом следует учитывать, что для учителя метод исследования - довольно утомительная технология. Поэтому не рекомендуется предлагать детям готовые темы для исследований. Лучше предложить задачу в целом и дать детям возможность обсудить и поразмышлять над проблемой, возможно, перефразируя или даже самостоятельно выбирая, над какой из них они хотят работать.

Для учителя главный результат обучения и исследований - это не просто красивый, подробный предмет, сообщение, созданное ребенком, «технический рисунок» или приклеенная на бумагу модель. Прежде всего, педагогический результат - это бесценный педагогический опыт с независимыми, творческими исследованиями и умственным возрождением, который отличает настоящего творца от простого исполнителя, новые знания, навыки и способности.

Следовательно, качество организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников неразрывно связано со знанием учителем основных особенностей познавательных процессов младших школьников.

Выше изложенная информация позволяет сделать вывод: исследовательская деятельность создает благоприятные условия для самореализации и саморазвития личности школьника, формирования универсальных учебных действий. Как результат — повышение качества образования, решение проблемы формирования мотивации достижения успеха, определение ребёнком своего места в жизни. Исследовательская деятельность позволяет детям раскрыть свои индивидуальные особенности, реализовать имеющиеся знания в ходе учебного исследования и показать публично достигнутый результат.


Библиографическая ссылка

Заборная М.М. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Успехи просвещения. – 2020. – № 2. – С. 2-2;
URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=35 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674