Сетевое издание
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Кремнева М.И. 1
1 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи»
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования цифровой образовательной среды в учреждении дополнительного образования. В работе рассматриваются преимущества использования в учебном процессе таких цифровых электронных ресурсов, как мультимедийная компьютерная презентация и учебный фильм. Особое внимание уделяется вопросам создания компьютерных презентаций, которые является самым доступным, простым в разработке и распространенным видом электронных ресурсов. Автор отмечает, что при создании учебной презентации необходимо соблюдать санитарные нормы, а также возрастные и психологические особенности обучающихся. В статье выделены условия, определяющие эффективность использования фильмов на занятиях, раскрыты основные дидактические принципы, которых надо придерживаться при разработке учебных презентаций и фильмов. В работе затрагивается важное направление в использовании цифровой образовательной среды – дистанционные проекты, конкурсы, олимпиады. Приведены примеры практического использования электронных ресурсов на занятиях по развитию речи с целью формирования лексической и грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста. В целом, автор приходит к выводу, что использование в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов, оптимизирует учебную деятельность, сокращает время освоения учебного материала, предоставляет дополнительные сведения для повышения уровня развития обучающихся, улучшает качество образовательного процесса.
цифровые образовательные ресурсы
мультимедийная презентация
учебный фильм
учебный процесс
1. Бакланова Г. А. Об использовании цифровых образовательных ресурсов учителями начальной школы // Мир науки, культуры, образования. 2016. №6; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-ispolzovanii-tsifrovyh-obrazovatelnyh-resursov-uchitelyami-nachalnoy-shkoly (дата обращения 05.05.2020)
2. Вренева Е. П. Компьютерные технологии коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста // Педагогическая информатика. 2010. №3.; URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_INFOCOMM20_1000031540/
3. Менг В. А. Учебный фильм в отечественной педагогике: от истоков зарождения к новым возможностям // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012.; URL: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2012-3_p157-161.pdf (дата обращения 03.05.2020)
4. Бизяев А.А., Коннов В.В., Бизяева Н.Д., Кречетов С.А., Поспелов А. Н. Мультимедийная презентация как форма электронного образовательного ресурса в обучающем процессе // Педагогика и образование. 2017.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynaya-prezentatsiya-kak-forma-elektronnogo-obrazovatelnogo-resursa-v-obuchayuschem-protsesse
5. Никифорова Э. В. Основные требования и рекомендации к разработке мультимедийных презентаций. 2020; URL: https://files.scienceforum.ru/pdf/2020/5e01cd7311d90.pdf (дата обращения 02.05.2020)
6. Никифорова Э. В. Цифровые образовательные ресурсы. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/11/08/metodicheskaya-ucheba-dlya-pedagogov (дата обращения 02.05.2020)
7. Островский, С. Л. Как сделать презентацию к уроку. М.: ООО Чистые пруды, 2012. 26 с.
8. Пономарева М. Н. Доступность профессионального образования в условиях цифровой образовательной среды // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. № 3.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dostupnost-professionalnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения 03.05.2020)
9. Пуляевская А. Учебные видеоматериалы: понятие и типология. 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://nitforyou.com/tipologiauchvideo/ (дата обращения 02.05.2020)
10. Ширшова, С. А. Использование компьютерных презентаций в коррекционно-логопедической работе ДОУ. 2009. [Электронный ресурс]. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=29 (дата обращения 03.05.2020)

Введение. Вопросы формирования цифровой образовательной среды в системе дополнительного образования актуальны в настоящее время.

Это обусловлено тем, что информационно-коммуникационные технологии имеют широкую область применения на всех уровнях системы образования. Активное внедрение цифровых образовательных ресурсов направленно на реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания [1].

Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео- , фото- и другую информацию, направленную на реализацию целей и задач современного образования [6].

Цель: исследование возможности применения цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе в условиях дополнительного образования.

В ходе работы использовались следующие методы: теоретические (изучение специальной литературы по проблеме); практические (разработка и использование ЦОР на занятиях).

Основная часть. В настоящее время, исследователями доказаны преимущества использования ЦОР и широкие возможности их применения в образовательном процессе.

Многофункциональные ЦОР оказывают положительное влияние на мотивационную сферу учебного процесса за счет быстрого поиска информации; обеспечивают объективную проверку знаний и умений обучающихся; позволяют наглядно представить различные явления и процессы; дают возможность осуществления индивидуальной самостоятельной познавательной деятельности обучаемых; способствуют оперированию большими объемами учебной информации, представленной в различных видах - визуальной, аудиальной и др. Включение учащихся в различные виды познавательной деятельности с помощью ЦОР, создает благоприятные условия для формирования предметных и метапредметных умений [1].

В рамках дополнительного образования наряду с высокой потребностью в использовании электронных образовательных ресурсов, существует проблема отсутствия готовых компьютерных программ по преподаваемым в дополнительном образовании видам деятельности. Этот факт ставит перед педагогами дополнительного образования задачу создания новых тематических электронных образовательных ресурсов.

Создание учебных презентаций и фильмов – важные направления в формировании цифровой образовательной среды.

Самым доступным, простым в разработке и распространенным видом программного средства электронного ресурса является компьютерная мультимедийная презентация [4].

«Презентация» - переводится с английского как «представление». Учебные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ (Microsoft PowerPoint и др.) Мультимедиа презентация может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику [5].

Компьютерная презентация имеет ряд преимуществ перед другими электронными образовательными ресурсами.

Информационная емкость. Основное различие между презентациями и другими методами представления информации заключается в их особом содержании контента и способности помещать достаточное количество графической, текстовой и звуковой информации в мультимедийную презентацию.

Компактность. Различные типы жестких дисков, карты USB можно использовать в качестве носителя для мультимедийных презентаций. Независимо от формы и емкости, все эти типы носителей компактны и их легко хранить [5].

Доступность. Достоинства презентации в том, что ее просто сделать. Технология создания презентаций в программе Microsoft PowerPoint не требует углубленных знаний в области компьютерных технологий и навыков программирования, поэтому доступна педагогам [2].

Наглядность и эмоциональная привлекательность. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде подготовленную информацию. Наглядность - это важное достоинство мультимедийных презентаций. Хорошо известно, что человек воспринимает информацию с помощью органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. По данным исследований более 90 % информации поступает к нам через зрительный и слуховой анализаторы. Чем ярче и разнообразнее будет представление информации, тем эффективней будет процесс ее запоминания.

Мобильность. Все, что нужно для демонстрации - это носитель и компьютер [5].

Интерактивность. Важнейшей особенностью мультимедийных технологий является их интерактивность, т. е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя [10].

Многофункциональность. Возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, модификации.

Кроме того, презентация позволяет педагогу составлять учебные материалы на основе их характеристик для конкретной группы, темы, предмета, что позволяет выстроить занятие для достижения максимального образовательного эффекта [5].

Создавая презентации необходимо учитывать санитарно-эпидемиологические требования, а также возрастные и психологические особенности детей. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное их использование помогает удерживать внимание ребенка на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение [2].

При создании презентаций можно воспользоваться рекомендациями С. Л. Островского, Д. Ю. Усенкова из пособия «Как сделать презентацию к уроку?»[7].

Мы успешно используем компьютерные презентации на занятиях по развитию речи в творческом объединении «Слово на ладошке» с целью развития лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного возраста.

Презентация «В мире часов» создана с целью развития временных представлений и активизации словарного запаса обучающихся по лексической теме «Часы». С помощью презентации дети знакомятся с историей возникновения часов, узнают о различных видах часов, о принципе их работы и о роли в жизни человека.

Презентация позволяет значительно расширить словарь предметов и признаков за счет слов, обозначающих названия различных видов часов (солнечные; цветочные; водяные; песочные; механические; электронные и т. д.). Дети получают практические навыки в словообразовании (имен прилагательных) и согласовании прилагательных с существительными.

Презентация «Хвойные красавицы лесного Царства» знакомит дошкольников с хвойными деревьями (елью и сосной), способствует обогащению лексикона словами разных частей речи: существительными, прилагательными, глаголами.

Из презентации ребята узнают много интересных сведений о ели и сосне, приобретают навыки наблюдения за деревьями в природе, получают возможность найти ответы на многие вопросы:

  • Почему ель и сосну называют хвойными деревьями?
  • Кто дружит с елью и сосной?
  • Какую пользу приносят деревья лесным обитателям и человеку? и др.

Презентация «Полосатая ягода» разработана при работе над лексической темой «Ягоды» и знакомит дошкольников с самой большой ягодой в мире – арбузом.

Учебный фильм является цифровым образовательным ресурсом, который, в настоящее время, часто используется при обучении.

По мнению специалистов, под учебным фильмом следует понимать фильм, созданный преподавателем или обучающимся в целях освоения учебной программы [3].

Видеоматериалы используются в следующих случаях:

  • Объяснения сложных тем или вопросов курса (когда другие форматы менее информативны и понятны).
  • Демонстрации того, что недоступно глазу (внутреннее устройство, объекты микромира и т.п.).
  • Придания большей реалистичности и усиления эмоционального воздействия.
  • Создания эффекта присутствия преподавателя.

При работе с видеоматериалами важно не забывать о методических приемах. Фильм необходимо грамотно ввести в структуру занятия, объяснить детям, с какой целью проводится показ, что они должны уяснить себе в процессе просмотра. Учебный фильм нужно не просто просмотреть, но и проанализировать. Поэтому, одна из важных задач педагога - научить детей аналитической работе с видеоматериалом.

После окончания демонстрации следует узнать, как обучающиеся восприняли содержание, выяснить, достигнута ли цель показа. Иными словами, видеозапись не должна быть изолированной частью занятия. Ее содержание должно работать на методическую цель.

Специалистами выделены основные условия, определяющие эффективность использования учебных фильмов на занятиях:

  • Видеоматериал должен быть понятен, доступен, интересен обучающимся. Соответствовать их возрастным особенностям.
  • Дозированная подача видеоматериала.
  • Систематическое применение видеоматериалов в течение всего учебного года.
  • Демонстрация учебного фильма на занятии должна восприниматься детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой, серьезной аналитической работы, зачастую выполняемой ими самостоятельно.
  • Педагог должен методически грамотно вводить видеоматериал в структуру занятия [9].

Учебные фильмы «Один день: от рассвета до заката» и «Дикая природа при свете луны» созданы с помощью родителей (Поварницыной С. А.) при работе над коллективным проектом «В царстве Времени» средствами программы Pinnacle Studio.

Учебный фильм «Один день: от рассвета до заката» знакомит детей с частями суток. В фильме отражены изменения в природе и животном мире в определенное время суток, рассматривается деятельность детей и взрослых, которая характерна для того или иного отрезка времени.

В ходе просмотра видеоматериала, словарный запас дошкольников пополнится словами, которые обозначают: части суток (утро, день, вечер, ночь); явления природы (восход, закат, роса, туман, сумерки); деятельность взрослых и детей (работают, учатся, обедают, читают, рисуют и т. д.); поведение животных (спят, охотятся и т.д.).

С помощью фильма «Дикая природа при свете луны» дети совершают виртуальное путешествие в ночной лес, узнают названия многих животных, птиц, насекомых, которые ведут ночной образ жизни. У детей значительно обогащается словарь по лексическим темам: «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые».

Демонстрация фильмов сопровождается музыкой, записями голосов птиц и зверей, закадровым текстом. Такая форма подачи материала вызывает у детей повышенный интерес и эмоциональный отклик, а информация легче усваивается.

При разработке презентаций и учебных фильмов следует придерживаться основных дидактических принципов:

  • Принцип научности – ребенок должен получать достоверные сведения об окружающем мире. Например, яркие картинки не должны противоречить реальным фактам. Недопустимо добиваться красочности, изменяя масштабы изображений в ущерб научной достоверности.
  • Принцип доступности – материал подбираются в соответствии с возрастом и уровнем подготовки обучающихся, с учетом зоны их актуального и ближайшего развития.
  • Принцип последовательности и систематичности – при создании образовательного ресурса задания выстраиваются от простого к сложному. Занятия с использование компьютера проводятся регулярно, однако, с частотой, не превышающей санитарных норм.
  • Принцип наглядности – формат презентаций и фильмов позволяет пояснить с помощью наглядности значение неизвестных ребенку слов и понятий. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать фотографии плохого качества.
  • Принцип индивидуального подхода – презентации достаточно мобильны, их содержание можно быстро менять в соответствии с уровнем развития детей и их индивидуальными особенностями.
  • Принцип системного подхода. Содержание учебного материала должно быть такой структуры, которая бы способствовала усвоению знаний в целостной системе [2].

Еще одним важным направлением использования цифровой образовательной среды является дистанционные проекты, конкурсы, олимпиады [8].

Преимущества дистанционных конкурсов и олимпиад в том, что они позволяют обучающимся раскрыть свой творческий потенциал, узнать и попробовать что-то новое, представить миру свои таланты и получить признание. Это доступность; экономия времени; участие не только одаренных, но и слабоуспевающих детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья; участие в любое время, в любом месте; возможность пополнения своего портфолио [8].

В 2019, 2020 г. обучающиеся творческого объединения «Почемучка» принимали участие в VIII и IX Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по предметам: окружающий мир, биология, химия, технология. На конкурс были представлены следующие исследовательские работы:

  1. «Цветы-часы» (диплом победителя III степени);
  2. «В царстве бабочек» (диплом победителя III степени);
  3. «Первоцветы» (диплом победителя II степени);
  4. «Тайны витамина «С» (диплом победителя III степени);
  5. «Создание кукольного театра» (диплом победителя I степени)

Заочный этап конкурса проходил в дистанционной форме. Для участия в мероприятии необходимо было зарегистрировать участников; материалы, оформленные в соответствии с требованиями организаторов, отправить на конкурс в электронном виде через систему «Личный портфель» или по электронной почте. Исследовательские работы размещались на официальном сайте конкурса. После подведения итогов ребята были награждены специальными дипломами Международной ассоциации ученых, преподавателей и специалистов - Российской Академии Естествознания. А руководитель работ участников конкурса получил сертификат о ведении инновационной педагогической деятельности.

Участие в дистанционных конкурсах - это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию.

Выводы. Таким образом, в условиях дополнительного образования, есть возможности широкого использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. ЦОР оптимизируют учебную деятельность, сокращают время освоения учебного материала, предоставляют дополнительные сведения для повышения уровня развития обучающихся [4].

Однако следует отметить, что применение информационных компьютерных технологий не заменяет традиционных технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации и наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребенка, тем самым улучшает качество образовательного процесса.


Библиографическая ссылка

Кремнева М.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ // Успехи просвещения. – 2020. – № 1. – С. 5-5;
URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=31 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674