Сетевое издание
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С ДЕТСКИМ САДОМ И ВУЗАМИ ГОРОДА

Шацких М.А. 1
1 ВКК МБОУ «СОШ № 102», Воронеж
1. Баженова О.П. Экологическое право: М.: Юристъ, 2007. – 356 с.
2. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 223 с.
3. На пути к устойчивому развитию России. 2007. № 38; Яблоков, А. Россия: здоровье природы и людей. М.: Яблоко, 2007.
4. https://studfiles.net/preview/1721979/page:22/
5. ФГОС ООО с изменениями и дополнениями 2017 г.

Проблема взаимоотношений человека и природы в настоящее время стала одной из самых актуальных. Причина тому – резкое ухудшение качества природной среды: ее деградация, а в некоторых регионах мира и разрушение. На нашей планете происходят масштабные, быстрые и часто необратимые изменения окружающей среды. Они наблюдаются как на локальном, региональном, так и на глобальном уровне и затрагивают все оболочки Земли. Причина деградации среды – люди. Если не изменить наших нынешних взаимоотношений со средой, человечеству отпущено несколько десятков лет до самоуничтожения.

Из всего выше сказанного вытекает необходимость формирования новых гармоничных отношений с природой. Решается проблема путем формирования нового экологического сознания, воспитания потребности в разумном природопользовании, приобретения соответствующих компетентностей. Все это делается в рамках экологического образования и воспитания.

В современном обществе экологические проблемы и противоречия во взаимоотношениях человека и природы вызывают необходимость в формировании экологического мировоззрения школьников. Как сказал А.А. Плешаков: «Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…». [2, 3]

Экологическое воспитание – это система регулярного педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической воспитанности и образованности у учащихся, а также на развитие знаний, умений и навыков относительно деятельности в природе.

Цель экологического воспитания – формирование целостности экологических знаний, мышления, воли, экологической культуры.

17 мая 2012 г. приказом Министерства образования и науки РФ утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, который направлен на обеспечение развития системы образования в соответствии с реальными условиями. Одно из них – это создание условий «для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся». [5]

Преподавание основ экологической науки осуществляется, согласно ч. 1 ст. 72 ФЗ об охране окружающей среды, в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм. Важность и постоянное изменение экологической ситуации, развитие средств научно-технического прогресса предполагают непрерывность преподавания экологических знаний.

Система всеобщего и комплексного экологического образования включает в себя дошкольное и общее образование; среднее профессиональное и высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование; профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов.

Главный акцент экологического образования должен быть сделан на общеобразовательной школе – обязательном социальном институте, через который проходит все население России, и не только дети, но и их родители, бабушки, дедушки. [1, 3]

К сожалению, в большинстве школ нет предмета экологии. Поэтому экологическое образование и воспитание осуществляется через систему внеурочной деятельности, элективных курсов и курсов по выбору, а также через кружковую работу. В нашей школе для обучающихся 6-8 классов предлагаются курсы по выбору «Экология живых организмов» (6-7 класс), «Культура здоровья человека» (8 класс), а также занятия в школьном экологическом объединении «Родник». Для школьников 9 классов элективные курсы «Лес и человек», «Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека». Все курсы и занятия кружка предусматривают выполнение практикума с основами экологического проектирования, что отражает требования ФГОС ООО.

Школа может стать не только главным звеном экологического образования учащихся, но и центром распространения экологической информации среди горожан. Например, в этом учебном году мы провели два танцевальных флешмоба и несколько экологических акций, с целью привлечения внимания общественности к разнообразным экологическим проблемам. Флешмоб «Голубая лента» прошел в 22 марта в День воды, в котором приняли участие не только обучающиеся 5-8 классов, но и ребята начальной школы. Всех их объединило желание донести до жителей города важность охраны водных ресурсов. Ребята раздавали голубые ленточки в защиту водоемов от пагубного воздействия человека.

В нашей школе создан экологический театр, где ребята ставят экологические спектакли, чаще всего сказки. Такие сказки познавательны и интересны не только для школьников, но и воспитанников детского сада. Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.

Сейчас мы с ребятами разрабатываем программу «Эколошка», в которую войдет серия экологических уроков для дошкольников и младших школьников. Здесь будут и экологические сказки, и опыты, и обязательно экологические игры. У нас уже есть первый опыт. Для воспитанников детского сада № 199 города Воронежа мы провели экологический урок о воде. Сначала мы рассказали ребятам о важности чистоты воды, показали опыт, как происходит загрязнение водоемов по вине человека. Затем воспитанники детского сада с интересом посмотрели сказку «Девочка и река», которая поднимала сразу несколько экологических проблем: замусоривание побережий водоемов и раздельный сбор отходов. Даже самые юные зрители усвоили главные правила бережного отношения к природе, активно отвечая на вопросы школьников. А закончился такой необычный урок экологической подвижной игрой, в которую с удовольствием играли и дошкольники, и школьники.

Для обучающихся, интересующихся проблемами экологии очень важно общение с единомышленниками. Такую возможность дают различные конференции, проводимые в нашей Воронежской области и в городе Воронеж. Особенно представляют интерес конференции, проводимые на базе ВУЗов города, так как здесь ребята могут пообщаться со студентами, которые решили связать свою жизнь с экологией, биологией, химией, почвоведением и др. естественными науками, выбрав соответствующую специальность. Многие студенты на таких конференциях помогают организаторам или являются членами жюри и поэтому активно общаются со школьниками, отвечают на их вопросы. Совместное участие в различных экологических акциях школьников и студентов является важным звеном в экологическом воспитании подрастающего поколения. Таким образом, у ребят происходит осознание важности тех небольших дел в области экологического просвещения и охраны природы, которые они осуществляют в школе.

Обучающиеся нашей школы с удовольствием принимают участие в конференции научного общества учащихся ВГУ, в конкурсе «Дерзай быть мудрым!» ВГУИТ, с Дружиной охраны природы ВГПУ участвуют в экологических акциях.

Связь школы с детским садом и ВУЗами в области экологического образования и воспитания приводит к решению задач ФГОС и формирует «портрет выпускника основной школы». Выпускник школы должен быть экологически грамотным и культурным; иметь экологическое мышление и навыки здорового и экологически целесообразного образа жизни; осознавать значимость концепции устойчивого развития.


Библиографическая ссылка

Шацких М.А. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С ДЕТСКИМ САДОМ И ВУЗАМИ ГОРОДА // Успехи просвещения. – 2019. – № 2. – С. 28-29;
URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=25 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674