Сетевое издание
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Лапунёва Е.Н. 1
1 МОУ «Средняя общеобразовательная школа «Патриот» с кадетскими классами» Энгельсского муниципального района Саратовской области
1. Система работы ОУ с одаренными детьми / авт.-сост. Н.И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.

Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь»

К.Д. Ушинский

В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Одаренные и талантливые люди – это достояние государства.

В связи с этим возникают вопросы, на которые постараюсь ответить в докладе: Что такое одаренность, и кого мы считаем одаренным ребенком? Как должна выстраивать свою работу школа с одаренными детьми?

В науке и практике проблема одаренности и одаренных детей не является новой. Разработкой этих вопросов занимались как западные ученые (Г. Айзенк, Д. Векслер, Дж. Гилфорд и др.), так и отечественные (Б. Теплов, Н.С. Лейтес, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий и др.).

Панов В.И. определяет одаренность как системное свойство психики, проявляющееся и развивающееся при наличии соответствующих средовых условий.

Одаренным ребенком современные ученые называют ребенка, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети отличаются:

? более высокими по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивостью к учению, творческими возможностями и их проявлениями;

? доминирующей активной познавательной потребностью;

? радостью от добывания знаний, умственного труда.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой) [1, с. 4]. Учеными подчеркивается, что особое значение имеют именно собственная активность ребенка и психологические механизмы саморазвития личности, являющиеся базой формирования и развития одаренности.

Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России и региона в будущем. В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных сферах деятельности.

Новые задачи стоящие, перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого – педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20–30 % детей могут достигать высокого уровней интеллектуального и творческого развития.

В связи с этим задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Каждому ОУ надо искать новые формы и методы работы с одаренным ребенком, ставить во главу угла его развитие, формировать индивидуальность, отслеживая и направляя каждый последующий виток на спирали в сторону раскрытия его творческого потенциала.

Важность этой задачи требует комплексного подхода к ее решению, создания целостной системы работы с одаренными детьми, т.е. работа с одаренными детьми должна быть выделена в особое направление, требующее соответствующих организационно-педагогических условий. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а так же способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в их развитии, является одним из главных направлений нашей школы, МОУ «СОШ» «Патриот» с кадетскими классами.

Я стараюсь помочь детям раскрыть свои способности в полной мере, достигнуть высоких успехов в выбранном ими виде деятельности, «растормошить» их таланты и умения. Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений работы в нашем классе. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.

Одна из проблем, которую мы выявили и стремимся решить – проблема своевременного выявления, поддержки и сопровождения одаренных и способных детей (речь идет об интеллектуальных, творческих, спортивно-одаренных детях).

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, проведения специальных диагностик (например, А.И. Савенков «Интеллектуальный портрет одаренного ребенка) и работы с родителями (методика «Карта одаренности» для родителей разработана на основе методики Хаана и Каффа).

В 2015/2016 учебном году была продолжена работа по реализации подпрограммы «Одарённые дети», целью которой является формирование системного подхода к решению проблем поиска, сохранения, развития и поддержки талантов. Согласно данной программе особое внимание уделяется личности ребенка, его индивидуальности, раскрытию и развитию его способностей. В классе созданы благоприятные условия для развития талантливых учащихся:

? сформирована система диагностики и педагогической поддержки одаренных и способных детей;

? координируется деятельность всех участников образовательного процесса по обеспечению поддержки одаренных детей;

Ежегодно проводится исследование уровня потенциального интеллектуального развития учащихся и уровня их обученности.

Важная задача классного руководителя заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявлять свои способности и весь творческий потенциал, обеспечить благоприятные условия для развития и поддержки одаренных детей. Работа со способными детьми, их поиски, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов моей педагогической деятельности. Я стараюсь активно работать в этом направлении. Работу над выявлением одаренных детей начала с первого класса на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

По результатам диагностики интеллектуального уровня развития я систематически обновляю и дополняю банк данных по одаренным учащимся, провожу с ними, а также с учителями-предметниками и родителями анкетирование, индивидуальные беседы и консультации. По работе с родителями мной была написана программа «Родительский компас», которая помогает работать в содружестве учитель-ученик-родители и была высоко оценена на региональном уровне.

С целью совершенствования качества обучения и воспитания, для знакомства с новыми тенденциями в образовательном процессе я повышаю свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, посещаю семинарские занятия и методические объединения учителей в других ОУ, принимаю участие в дистанционных вебинарах (на протяжении двух лет «2016-2017, 2017-2018 была победителем в региональном туре конкурса «Методик реализации программ «Разговор о правильном питании», участие в VIII региональном конкурсе «В содружестве с родителями», заняла III место).


Библиографическая ссылка

Лапунёва Е.Н. РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Успехи просвещения. – 2019. – № 2. – С. 7-8;
URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=17 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674