Сетевое издание
Успехи просвещения
ISSN 2686-7540

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ: ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ

Лебедева Л.Л. 1
1 МБОУ Софьинская СОШ, Софьино
1.Лебедева Л.Л. Проектно-исследовательская деятельность по экологии – основа формирования познавательной активности .школьников, журнал «Актуальные проблемы современной науки», ООО «Издательство «Спутник+», 2011. № 5 (61). 6 с.
2.Ванюков И. «Экологическое состояние лесного фитоценоза д. Софьино». Практическая экологическая деятельность детей в Подмосковье. Материалы областной экологической конференции «Природа встречает друзей». М.: МГОУ, 2006, 168 с.
3.Крылова А. Проект. «Мониторинг состояния окружающей среды д. Софьино. 2009 – 2010 гг.». 2010, 28 с., http://учительский.сайт/Лебедева-Людмила-Лаврентьевна.
4. Видеоролик «Софьинская Аллея Победителей», https://www.youtube.com/watch?v=bheHqpQR2FM&feature=youtu.be.
5.http://учительский.сайт/Лебедева-Людмила-Лаврентьевна О. Скачкова. Проект. «Экологическое состояние молодых лип в деревне Софьино. 2017 – 2018 гг.». 2017, 31 с.
6. «Исследовательская деятельность школьников по биологии и экологии» 2013 г: http://greenlight-int.org/events/2013/sektsii-ekologicheskoe-obrazovanie-v-sisteme-obshchego-obrazovaniya/ сайт Международной экологической общественной организации «Грилайт».
7. http://xn----7sbhhdd7apencbh6a5g9c.xn--p1ai/archive/2015/projects/557161/
8.http://nf-sofsch.edumsko.ru/about/history/?p=7 http://nf-sofsch.edumsko.ru/
9. https://www.dropbox.com/sh/sr7fbdx0spas0eb/AADPOpB7Jkm82YbHMm_czpY
10. http://nf-sofsch.edumsko.ru/about/news/2028
11. https://www.dropbox.com/sh/6mu4a0nm9v1grp2/AAApuNKfetIR8CB-ipwzTN0Pa?dl=0

Экологическое образование и воспитание учащихся – это главная потребность нашего времени, продиктованная самой жизнью. Для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить все взаимоотношения с окружающим миром. Экологическая культура населения определяется лишь реальным вкладом в преодолении негативных влияний на природу, пресечением действий, приносящих ущерб природе, разъяснением и пропагандой законов о ее охране.

Поэтому экологическое образование детей через практическую и исследовательскую деятельность намного результативней, чем традиционные формы просветительной работы. Основная задача наших исследований заключается в том, чтобы на «живых» примерах показать природные взаимодействия и губительные последствия их нарушения.

Для сохранения и восстановления фитоценоза деревни Софьино члены школьного кружка (с 2016 г. клуба) «ЭКО-десант участвуют в проекте «Софьинской аллее – жить вечно». Экологический отряд «ЭКО-десант» существует с 2005 года. С 2009 года отряд носит название «ЭКО-десант», а в 2016 году был создан клуб «ЭКО-десант». Сегодня в работе экологического клуба принимают участие учащиеся 1–11 классов школы, их родители и жители деревни Софьино.

С первого упоминания о Софьино как о населенном пункте, то есть с 1926 года, и по настоящее время главным символом нашей деревни является эта аллея. Эти вековые деревья встречают всех, кто въезжает или входит в Софьино. Они красивы в любое время года. Но сейчас большая часть этих вековых деревьев находится в плачевном состоянии, дни их сочтены.

Цель проекта: регулярное озеленение и благоустройство липовой аллеи деревни Софьино, для создания благоприятной среды обитания и сохранения символа нашей деревни.

Задачи проекта: мониторинг, сохранение, подсадка саженцев и регулярный уход за липовой аллеей и зелеными насаждениями деревни.

lebed1.tif

Мероприятия в рамках проекта

I. Исследования учащихся для оценки экологического состояния фитоценоза деревни Софьино (2006-2012 годы).

По результатам исследований фитоценоза деревни Софьино с 2005 экологическое состояние деревьев ухудшается по следующим показателям: запыленности листьев, по проценту пигментированных и отмерших участков листьев. Сегодня леса окружающие нашу деревню представляют печальное зрелище: кучи веток и бурелома, истоптанная земля, стихийные помойки и свалки. Поэтому, сейчас уже мало просто любоваться красотою родной деревни – мы должны практически охранять ее оставшиеся природные богатства и приумножать их!

II. Взаимодействие членов кружка с властными местными структурами по решению проблем местного социума.

Проектно-исследовательская работа создает условия для взаимодействия воспитанников кружка с властными местными структурами по решению проблем местного социума. После исследования антропогенного влияния на почвы деревни Софьино, учащиеся письменно обратились к депутатам деревни Волковой О.В., Грачевой Е.А. и ими был организован централизованный сбор и вывоз мусора из деревни.

Вместе со старостой деревни Гурьяновой В.Д. члены кружка «ЭКО-десанта» обратились в Наро-фоминское лесничество, для выработки совместного проекта. Этот проект направлен на очистку и проведению санитарной вырубки сухих, с усыхающей кроной, зараженных грибами-паразитами деревьев на липовой аллеи и деревьев на территории д. Софьино. Санитарная вырубка старых деревьев и кустарников была проведена летом 2016 г.

Также на основе результатов собственных исследований, состояния окружающей среды деревни Софьино, воспитанники кружка «ЭКО-десант» при поддержки старосты деревни Гурьяновой В.Д. и администрации городского поселения Селятино проводят многие природоохранные акции.

III. Посадка и уход за саженцами лип (с 2014 года).

Администрация городского поселения Селятино на основе проведенных нами исследований заложила на 2009 год в бюджет средства на восстановление липовой аллеи. Стремясь сохранить символ деревни, администрация планировала вместо старых больных деревья посадить молодые десятилетние липы. Но в связи с экономическим кризисом эти работы произведены не были.

В октябре 2014 года администрация городского поселения Селятино закупила 60 саженцев лип и 29 октября учащиеся 1 – 11 классов, педагоги и сотрудники школы, а также жители деревни Софьино при поддержке администрации г.п. Селятино высадили 60 саженцев лип около старых деревьев на липовой аллеи.

12 сентября 2015 г. учащимися и преподавателями школы при поддержке администрации г.п. Селятино была закончена посадка липовой аллеи в деревни Софьино. На аллее было посажено еще 24 дерева и 4 дерева посадили на территории школы.

IV. Исследование молодых лип в рамках проекта «Мониторинг роста саженцев на липовой аллеи в деревне Софьино» (с 2016 г.).

С 2015 года члены школьного кружка «ЭКО-десант» постоянно ухаживают за подрастающими деревьями липовой аллеи: побелка саженцев; первичная перекопка приствольных кругов саженцев лип с выбором травы; санитарная очистка липовой аллеи и лесного массива на территории д. Софьино от мусора.

Принялись все посаженные 75 саженцев, но весной 2016 года две молоденькие липы погибли и есть липы, которые заметно стали отставать в росте от других молодых лип, поэтому мы решили узнать, в каком экологическом состоянии находятся молодые подрастающие деревья липовой аллеи.

На основе проведенных исследований мы сделали вывод, что экологическое состояние лип на участках № 3 и № 4 соответствует 1 категории – «деревья хорошего состояния», а состояние лип на участке № 1 и № 2 соответствует 2 категории – «деревья удовлетворительного состояния».

Следовательно, не у всех подрастающих лип хорошее экологическое состояние, что может объяснить гибель двух молодых лип и отставание в росте некоторых лип. Поэтому мы продолжили, исследование экологического состояния молодых лип на основании полученных результатов и в 2018 изучаем состояние почвы и антропогенную нагрузку в первую очередь на участках № 1 и № 2 молодой липовой аллеи:

I. Состояние почвы на опытных участках. II. Определение антропогенных загрязнений, попадающих в атмосферу липовой аллеи в результате работы автотранспорта: III. Определение степени загрязненности воздушной среды липой аллеи:

V. Пропаганда и обмен практическим экологическим опытом.

Участие и победа в конференциях, слетах и олимпиадах различного уровня (городских, региональных, всероссийских, международных), защита своих экологических проектов и научно-исследовательских работ – важнейший итог реализации программы клуба «ЭКО-десанта» [6]. Одним из итогов исследовательской работы является подготовка и выступление учащихся на научно-практических конференциях, конкурсах.

Старые деревья – живые свидетели минувших веков, а следовательно – это наше духовное достояние, «мемориальная достоверность» прошлого. Именно они связывают прошлое с будущим через настоящее. Государство не может считаться нормальным, если в нем принято уничтожать или портить следы древней культуры.

lebed2.tif

lebed3.tif

lebed4.tif

lebed5.tif

Поэтому, как долго будет существовать у людей чувство почитания природных объектов, так долго мы будем их охранять!

«Мы после уроков деревья сажали.

И в жизни оставили след.

Хотим, чтоб о нас и потом вспоминали,

Пусть даже спустя сотню лет».

Крючкова Ольга, 7 класс,

МБОУ Софьинская сош, 2014 г.


Библиографическая ссылка

Лебедева Л.Л. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ: ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ // Успехи просвещения. – 2019. – № 1. – С. 33-35;
URL: https://edu-advances.ru/ru/article/view?id=12 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674